ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1046/19 от 09.04.2019 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело № 2- 1046/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 апреля 2019 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Синёвой И.З.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Джумамхамбетовой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котяевой Людмилы Яковлевны к Управлению Судебного Департамента в Астраханской области о признании необоснованным, отмене решения конкурсной комиссии, включении в кадровый резерв,

установил:

Котяева Л.Я. обратилась в суд с иском к Управлению Судебного Департамента в Астраханской области (далее по тексту УСД в АО)о признании необоснованным, отмене решения конкурсной комиссии, включении в кадровый резерв.

В обоснование иска указано, что в 2017 году из средств массовой информации она узнала о том, что Управлением Судебного Департамента в Астраханской области будет проводиться конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы секретаря судебного заседания Советского районного суда г. Астрахани. Так как истица обладает всеми требованиями, предъявляемыми к кандидатам на замещение данной должности, она обратилась в Управление Судебного Департамента в Астраханской области с соответствующим заявлением. В Департаменте пояснили, что для успешного прохождения конкурса она должна была пройти стажировку в Советском районном суде г. Астрахани. Стажировку истица проходила в Советском районном суде г. Астрахани с октября 2017 года по декабрь 2017 года. 24 апреля 2018 года состоялся конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы секретаря судебного заседания Советского районного суда г. Астрахани. 03 мая 2018 года в адрес истицы поступило уведомление о том, что решением Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы секретаря судебного заседания было отказано. Истица обратилась в суд и решением Кировского районного суда г. Астрахани от 28 августа 2018 г. её требования к УСД в АО о признании отказа в приеме на работу необоснованным и понуждении к заключению трудового договора оставлены без удовлетворения. Истица полагает решение конкурсной комиссии незаконным и необоснованным. Пройдя стажировку, она имеет необходимый опыт работы, у нее отсутствуют какие-либо ограничения, установленный ст. 16 Закона о государственной гражданской службе. Статья 64 Трудового кодекса РФ запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора и дает право гражданам отказ в заключении трудового договора обжаловать в с уде. В связи с изложенным, Котяева Л.Я. просила суд направить её в Управление Судебного Департамента в Астраханской области или в Советский районный суд г. Астрахани для подачи заявления о принятии на должность секретаря судебного заседания, или в иной суд г. Астрахани для трудоустройства на указанную должность, либо в районный отдел внутренних дел для трудоустройства, либо в иной уполномоченный государственный орган г. Астрахани, включить в кадровый резерв, решение конкурсной комиссии от 24 апреля 2018 г. признать необоснованным, отменить (изменить) полностью (или в части) и принять по делу новое решение.

Котяева Л.Я. в судебном заседании исковые требования конкретизировала, просила решение конкурсной комиссии от 24 апреля 2018 г. признать необоснованным, отменить в части её касающейся, включить в кадровый резерв.

Управление Судебного Департамента в Астраханской области, при надлежащем извещении, представителя в суд не направили, представили письменное возражение.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно положениям п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Вопросы поступления гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Статьей 22 Закона установлено, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия (п. 7. ст. 22 закона № 79-ФЗ), действующая на основании Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющего порядок и условия его проведения, которое утверждается указом Президента Российской Федерации (п. 12 ст. 22 закона № 79-ФЗ).

В соответствии с п. 21 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112, решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Согласно п. 1 ст. 26 закона № 79-ФЗ на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы заключается служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (п. 1 ст. 23 закона № 79-ФЗ).

В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 6.2. Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, то есть является представителем нанимателя для государственных гражданских служащих суда - работников аппарата суда (п. 6 ст. 38 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»).

Приказом Управления Судебного департамента в Астраханской области, Астраханского областного суда, Северо-Кавказского окружного военного суда и 3-го окружного военного суда от 19.04.2007 №№ 42 о/д / 144 о/д / 156 /45 создана Конкурсная комиссия для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в управлении Судебного департамента, районных (городских), гарнизонных военных судах Астраханской области и утвержден Порядок ее работы.

21 февраля 2018 г. в управление поступило мотивированное обращение председателя Советского районного суда г. Астрахани об объявлении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы секретаря судебного заседания.

22 февраля 2018 г. управлением на официальном сайте в сети «Интернет» размещено объявление о проведении конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной службы в районных судах Астраханской области, в том числе вакантной должности секретаря судебного заседания Советского районного суда г. Астрахани.

13 марта 2018 г. Котяева Л.Я. обратилась с заявлением о допуске к участию в конкурсе на замещение данной вакантной должности, решением конкурсной комиссии от 03.04.2018 была допущена к участию в конкурсе (протокол №5 заседания конкурсной комиссии от 03.04.2018).

Конкурс состоялся 24 апреля 2018 г., в нем приняли участие два кандидата: Котяева Л.Я. и К.Т.В.

Конкурс проводился методом индивидуального собеседования по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности федеральной государственной гражданской службы, на замещение которой претендовали кандидаты.

Согласно протоколу № 6 заседания конкурсной комиссии от 24 апреля 2018 г. участник конкурса Котяева Л.Я. дала неполный ответ на вопрос об основных должностных обязанностях секретаря судебного заседания, неверный ответ на вопрос о сроке сдачи дела в канцелярию суда, не дала ответа на вопрос о категории дел, решения которым подлежат немедленному исполнению.

Из протокола следует, что второй участник К.Т.В. на эти же вопросы дала полные и развернутые ответы.

Исходя из протокола № 6 заседания конкурсной комиссии от 24.04.2018 участник конкурса председатель Советского районного суда г. Астрахани, являющийся членом конкурсной комиссии и представителем нанимателя просил поддержать кандидатуру К.Т.В. . Члены конкурсной комиссии единогласно проголосовали за кандидатуру К.Т.В. , которая решением Конкурсной комиссии признана победителем конкурса.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.12.1999 года N 19-П, закрепленный ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не препятствует при осуществлении правового регулирования трудовых отношений устанавливать в федеральном законе особые условия замещения отдельных должностей, если вводимые тем самым различия в правовом статусе лиц объективно оправданны, обоснованны и соответствуют конституционно значимым целям. Различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических требованиях определенной работы, в соответствии с п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, являющейся в силу ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, не считаются дискриминацией.

Факт соблюдения ответчиком установленного порядка проведения конкурсного отбора, нашел свое подтверждение в материалах дела.

Кроме того данные обстоятельства были установлены, вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Астрахани от 28 августа 2018 г. по иску Котяевой Л.Я. к Управлению Судебного департамента в Астраханской области о признании отказа в приеме на работу необоснованным и понуждении к заключению трудового договора.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу ч. 2 ст. 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

Аналогичные разъяснения даны в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении".

Управлением Судебного департамента в Астраханской области приказом от 27 октября 2017 г. № 99 о/д утверждено Положение о кадровом резерве районных, гарнизонных военных судов и Управления Судебного департамента в Астраханской области.

В соответствии пунктом 5 данного Положения кадровый резерв федеральных гражданских служащих формируется на конкурсной основе, а также в соответствии с Федеральным законом.

Пунктом 7 Положения определено, что в кадровый резерв включаются:

а) граждане, претендующие на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы:

-по результатам конкурса на включение в кадровый резерв;

-по результатам конкурса на замещение вакантной должности федеральной гражданской службы с согласия указанных граждан.

В судебном заседании Котяевой Л.Я. предлагалось представить документы, подтверждающие её согласие на включение в кадровый резерв.

Указанные документы истцом не представлены и дополнительно Котяева Л.Я. пояснила, что она не писала заявление (не давала согласие) на включение её в кадровый резерв.

Поскольку судом не установлено нарушений прав Котяевой Л.Я., то оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении искового заявления Котяевой Людмилы Яковлевны к Управлению Судебного Департамента в Астраханской области о признании необоснованным, отмене решения конкурсной комиссии, включении в кадровый резерв, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2019 г.

Судья И.З. Синёва