ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1046/20 от 04.12.2020 Карталинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1046/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 декабря 2020 года г. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего Крафт Г.В.

При секретаре Кошарной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Карталинского муниципального района к Карталинскому ГОСП УФССП России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области об уменьшении исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Карталинского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с исковым заявлением к Карталинскому городскому отделу судебных приставов (Карталинский ГОСП), с учетом окончательно сформулированных требований, просили уменьшить размера исполнительского сбора, наложенного постановлением начальника отдела –старшим судебным приставом Карталинского ГОСП ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.

Требование обосновано тем, что решением Карталинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворен иск Карталинского городского прокурора о возложении на администрацию Карталинского муниципального района в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Содержащиеся в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории п. Джабык Еленин6ского сельского поселения Челябинской области в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в зданиях и помещениях». Во исполнение решения Карталинского городского суда, с целью выполнения кадастровых работ по образованию земельных участков для оборудования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, администрацией Карталинского муниципального района был заключен муниципальный контракт с ООО «ЗЕМТЕХПРОЕКТ» на сумму 56738 рублей 31 коп. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ образовано и поставлено на кадастровый учет 26 земельных участков для оборудования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утверждены схемы данных земельных участков. Истцом ДД.ММ.ГГГГ годы была направлена заявка на получение иных межбюджетных трансфертов на 2020г. в объеме1 874 000 рублей, на реализацию мероприятий по оборудованию мест (площадок) накопления ТКО. На основании данной заявки между Министерством экологии Челябинской области и администрацией Карталинского муниципального района заключено соглашение о межбюджетных трансфертах на создание контейнерных площадок от ДД.ММ.ГГГГ-ОБ. Проведение работ по обустройству восьми контейнерных площадок проведено во 2-3 кварталах 2020 года с привлечением средств местного бюджета. Таким образом, администрацией Карталинского муниципального района приняты все возможные меры для исполнения решения Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Исполнить решение решения суда в установленный срок не представляется возможным в связи с технической невозможностью строительства контейнерных площадок на месте имеющихся, ввиду несоответствия расположения некоторых площадок требованиям санитарного и градостроительного законодательства. Необходимо было проведение выбора расположения новых мест накопления ТБО в количестве 8 штук. Определением Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации Карталинского муниципального района предоставлена отсрочка исполнения решения Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом ФИО1 возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации Карталинского муниципального района и вынесено постановление в соответствии с которым установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований судебного решения по делу . ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Данное постановление поступило в администрацию Карталинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что Администрацией Карталинского муниципального района приняты максимально необходимые меры для исполнения судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился в суд с иском об уменьшении исполнительского сбора. Кроме того, администрация является бюджетным учреждением, финансирование расходов на оплату исполнительского сбора в бюджете района не предусмотрена, в связи с чем, истец обратился в суд с иском об уменьшении исполнительского сбора.

Представитель истца администрации Карталинского муниципального района в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, на удовлетворении заявленных требованиях настаивал.

В судебное заседание представители ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Карталинского ГОСП в не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомили.

Карталинский городской прокурор в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными по следующим основаниям.

В силу статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Вместе с тем закон строго регламентирует основания и порядок совершения указанных исполнительных действий.

В соответствие с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 названного Закона).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (части 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту также Закон об исполнительном производстве)).

Как разъяснено в пункте 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора (утв. Федеральной службой судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ) в силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Как установлено в частях 6 - 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и разъяснено в пунктах 74 - 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. Суд вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве). При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть. При частичном исполнении должником исполнительного документа по имущественным взысканиям, а также при рассрочке исполнения исполнительного документа исполнительский сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения исполнительного документа. Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, юридическая сила постановления, выносимого судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.

Из анализа приведенных законоположений и практики их применения можно сделать вывод, что закон, определяя общее и частное понятие исполнительского сбора, исходит из того, что, являясь санкцией штрафного характера, он имеет целью пресечения правонарушения, выразившегося в уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения. Помимо указанной материально-правовой дефиниции, нормы права об исполнительском сборе регулируют и процедуру его взыскания.

При этом взыскание исполнительского сбора должно применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный законодателем размер взыскания представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Взыскание с должника исполнительского сбора, как уже указывалось выше, производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен без уважительных причин. При наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Должник в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ должен доказать отсутствие своей вины, а также подтвердить, что нарушение установленных сроков для добровольного исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности; доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов обжалуемым постановлением о взыскании исполнительского сбора.

Решением Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворены исковые требования Карталинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, на администрацию Карталинского муниципального района возложена обязанность оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, содержащиеся в реестре мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории п. Джабык Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в зданиях и помещениях» в течение 9 (девяти)-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Карталинским ГОСП возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения – обязать администрацию Карталинского муниципального района оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, содержащиеся в реестре мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории п. Джабык Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в зданиях и помещениях» в течение 9 (девяти)-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскателем является Карталинский городской прокурор, должником – истец администрация Карталинского муниципального района. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Определением Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, администрации Карталинского муниципального района предоставлялась отсрочка исполнения судебного решения на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с невыполнением в установленный срок решения суда, начальником отдела –старшим судебным приставом Карталинского ГОСП ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с должника – администрации Карталинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

До настоящего времени требования исполнительного документа в полном объеме не исполнены.

Материалами дела установлено, что на основании соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между муниципальным образованием Еленинское сельское поселение и администрацией Каталинского муниципального района муниципальный район передал, а сельское поселение приняло в свое ведение и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в части организации в границах поселения электро- тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в организации деятельности по накоплению ( в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством экологии Челябинской области и администраций Карталинского муниципального района заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта местному бюджету на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов /ОБ. Что подтверждено представленным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом указанного соглашения является, предоставление из бюджета Челябинской области в 2020 году иного межбюджетного трансферта бюджету Карталинского муниципального района на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Еленинского сельского поселения, именуемой «заказчик» и ИП ФИО2, именуемый «исполнитель» заключены договоры возмездного оказания услуг , , , , , , , согласно которых, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работы по устройству контейнерных площадок для установки 5-и контейнеров накопления твердых коммунальных отходов на территории Еленинского сельского поселения Каталинского муниципального района, в п. Джабык, по соответствующим адресам.

Указанные работы по договорам возмездного оказания услуг ИП ФИО2 были проведены, что следует из актов о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.

Администрацией Карталинского муниципального района были проведены работы по образованию и постановке на кадастровый учет земельных участков для оборудования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, что подтверждено постановлениями администрации Карталинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ода, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ода, от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ода. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ода, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд находит доводы истца о том, что им были приняты необходимые меры по исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в действиях администрации отсутствуют признаки уклонения от исполнения решения суда, в этой связи взыскание исполнительского сбора в размере 50 000 рублей будет являться дополнительным обременением на бюджет муниципального образования.

Суд приходит к выводу о возможности уменьшений исполнительского сбора в размере на ?, то есть до 37500 рублей, наложенного постановлением начальника отдела- старшим судебным приставом Карталинского ГОСП УФССП России по Челябинской области в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению начальника отдела– старшего судебного пристава Карталинского городского отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ с должника администрации Карталинского муниципального района, до 37 500 рублей.

Решение в части уменьшения исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: Г.В. Крафт

Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2020 года.

Судья: Г.В. Крафт