Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Гудермесский городской суд ФИО1 Республики в составе:
председательствующего судьи - ФИО2,
с участием заместителя прокурора <адрес> ЧР - ФИО4,
при секретаре - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> ФИО1 Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ, о признании бездействия Совета депутатов Нижне-Нойберского сельского поселения незаконным,
у с т а н о в и л:
<адрес> ЧР в иске в порядке ст. 45 ГПК РФ просит признать бездействия Совета депутатов Нижне-Нойберского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР, выразившиеся в неисполнении требований действующего налогового законодательства, незаконным.
Во исполнение задания прокуратуры ЧР, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления налогового законодательства, в ходе которой в деятельности Совета депутатов Нижне-Нойберского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР (далее -Совет депутатов) выявлены серьезные недостатки правового регулирования налоговых отношений.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
Согласно ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании п. 3 ст. 59 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, а также задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
Пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
Согласно п. 3 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 12 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе ФИО1 местной ФИО1 или при наличии заключения ФИО1 местной ФИО1.
Предусмотренная указом ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке признания безнадежным к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным местным налогам и сборам, установленным в ФИО1 Республике» возможность признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным налогам и сборам, установленным в ФИО1 Республике, в случае начисления налогов на имущество, землю, которые не участвовали в воспроизводстве, с учётом произошедших изменений в федеральном налоговом законодательстве, по сути, является дополнительным основанием для принятия решений о списании указанных недоимки и задолженности.
Названное положение этого нормативного правового акта распространяется лишь на правоотношения, связанные со списанием недоимки и задолженности по штрафам по региональным налогам, возможность списания как безнадёжных к взысканию недоимки и задолженности по штрафам по местным налогам не предусмотрена.
В соответствии со ст. 5 Устава Нижне-Нойберского сельского поселения Гудермесского муниципального района, депутаты Совета депутатов наделены правом внесения в Совет депутатов проекты муниципальных нормативных правовых актов для их рассмотрения и последующего принятия.
Прокурорской проверкой установлено, что Советом депутатов до настоящего времени во взаимодействии с соответствующими государственными и муниципальными органами не рассмотрен вопрос об инициировании принятия муниципального правового акта, устанавливающего дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, а также по пеням и штрафам по этим налогам. Предоставленное полномочие фактически оставлено без реализации, вследствие чего данный нормативный правовой акт отсутствует.
Недостатки правового регулирования в этой сфере отрицательно сказываются на состоянии законности и правопорядка в налоговой сфере, способствуют принятию налоговыми органами и отдельными органами местного самоуправления неправомерных решений о списании задолженности по местным налогам.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости совершенствования на муниципальном уровне правового регулирования в сфере налогов и сборов, в том числе принятия представительным органом местного самоуправления нормативного правового акта, устанавливающего дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, а также задолженности по пеням и штрафам по ним.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных прав граждан, неопределенного круга лиц, или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Предъявление данного искового заявления прокурором соответствует целям защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поскольку разработка и принятие указанных нормативных правовых актов преследует цели реализации прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО4 указанные в заявлении требования поддержала, и просила удовлетворить его по изложенным в нем доводам. Заявление подано прокурором в результате проведенной проверки исполнения органами местного самоуправления налогового законодательства, в ходе которой в деятельности Совета депутатов Нижне-Нойберского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР (далее -Совет депутатов) выявлены серьезные недостатки правового регулирования налоговых отношений.
Ответчик в лице председателя Совета депутатов Нижне-Нойберского сельского поселения ФИО5 на судебное заседание не явился, а подал в суд заявление в котором просил провести судебное заседание без его участия, указанные требования в заявлении прокурора признал и против их удовлетворения не возражал.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, дав им надлежащую правовую оценку, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Проведенной прокуратурой <адрес> ЧР проверкой исполнения органами местного самоуправления налогового законодательства, в ходе которой в деятельности Совета депутатов Нижне-Нойберского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР (далее -Совет депутатов) выявлены серьезные недостатки правового регулирования налоговых отношений, по результатам которой в Нижне-Нойберского сельском поселении Гудермесского муниципального района ЧР выявлены нарушения действующего законодательства, выявлены нарушения норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании п. 3 ст. 59 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, а также задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
Пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
Согласно п. 3 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 12 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе ФИО1 местной ФИО1 или при наличии заключения ФИО1 местной ФИО1.
Предусмотренная указом ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке признания безнадежным к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным местным налогам и сборам, установленным в ФИО1 Республике» возможность признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным налогам и сборам, установленным в ФИО1 Республике, в случае начисления налогов на имущество, землю, которые не участвовали в воспроизводстве, с учётом произошедших изменений в федеральном налоговом законодательстве, по сути, является дополнительным основанием для принятия решений о списании указанных недоимки и задолженности.
Положение этого нормативного правового акта распространяется лишь на правоотношения, связанные со списанием недоимки и задолженности по штрафам по региональным налогам, возможность списания как безнадёжных к взысканию недоимки и задолженности по штрафам по местным налогам не предусмотрена.
В соответствии со ст. 5 Устава Нижне-Нойберского сельского поселения Гудермесского муниципального района, депутаты Совета депутатов наделены правом внесения в Совет депутатов проекты муниципальных нормативных правовых актов для их рассмотрения и последующего принятия.
В результате прокурорской проверки установлено, что Советом депутатов до настоящего времени во взаимодействии с соответствующими государственными и муниципальными органами не рассмотрен вопрос об инициировании принятия муниципального правового акта, устанавливающего дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, а также по пеням и штрафам по этим налогам. Предоставленное полномочие фактически оставлено без реализации, вследствие чего данный нормативный правовой акт отсутствует.
Недостатки правового регулирования в этой сфере отрицательно сказываются на состоянии законности и правопорядка в налоговой сфере, способствуют принятию налоговыми органами и отдельными органами местного самоуправления неправомерных решений о списании задолженности по местным налогам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных прав граждан, неопределенного круга лиц, или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Предъявление данного искового заявления прокурором соответствует целям защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поскольку разработка и принятие указанных нормативных правовых актов преследует цели реализации прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Суд установил бездействие Совета депутатов Нижне-Нойберского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР, которое выразилось в неисполнении требований действующего налогового законодательства.
Это обстоятельство судом установлено из письменных объяснений председателя Совета депутатов Нижне-Нойберского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР ФИО5, от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При оценке представленных письменных документов суд, с учетом ст. 59 ГПК РФ, принимает только те доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд признает исследованные в судебном заседании доказательства допустимыми и достоверными.
Согласно абз.2 ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь абз.3 ч.3 ст.173 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком, так как, этим не затрагиваются и не ущемляются права и законные интересы других лиц, и оно объективно подтверждается представленными прокурором письменными документами.
Таким образом, суд признает заявление прокурора законным и обоснованным, и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора <адрес> ФИО1 Республики удовлетворить. Признать бездействие Совета депутатов Нижне-Нойберского сельского поселения Гудермесского муниципального района ФИО1 Республики, выразившееся в неисполнении требований действующего налогового законодательства, незаконным. Возложить на Совет депутатов Нижне-Нойберского сельского поселения Гудермесского муниципального района ФИО1 Республики обязанность по реализации предоставленных действующим законодательством полномочий. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР через Гудермесский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись ФИО2
Копия верна:
Федеральный судья: ФИО2