ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1046/2013 от 27.11.2013 Приволжского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«27» ноября 2013 года         с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., с участием помощника прокурора Ворониной И.А, при секретаре Шахбановой А.М., рассмотрев гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата на должность Главы администрации МО <данные изъяты> Приволжского района Астраханской области Кожухарь Д.М. о признании незаконными и отмене действий и решений избирательной комиссии МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, постановления № от ДД.ММ.ГГГГ года, признании результатов выборов на должность Главы МО <данные изъяты> недействительными,

УСТАНОВИЛ:

заявитель обратился в суд с указанным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы главы муниципального образования <данные изъяты>. Избирательной комиссией муниципального образования <данные изъяты> в протоколах подсчёта избирательных бюллетеней УИК № № установлено несоответствие действительному количеству избирательных бюллетеней, а именно, при повторном пересчёте избирательных бюллетеней в пачке погашенных бюллетеней установлено количество <данные изъяты> шт., тогда как в протоколе участковой избирательной комиссии № № в графе погашенные бюллетени проставлена цифра <данные изъяты> шт. Установив данное арифметическое расхождение, избирательная комиссия муниципального образования <данные изъяты> своим решением отменила итоговый протокол УИК № № и составила протокол повторного пересчёта голосов избирателей, где количество погашенных избирательных бюллетеней составило <данные изъяты> шт., при этом общее количество бюллетеней на 2 шт. превысило количество бюллетеней, полученных УИК № № в избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты>. Руководствуясь п.п. «а» п. 9 ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательная комиссия муниципального образования <данные изъяты> приняла решение отменить итоги выборов на УИК № №. В дальнейшем, голосуя за общие итоги выборов, избирательная комиссия муниципального образования <данные изъяты> решения об отмене итогов голосования не приняла, хотя в силу п.п. «б» п. 9 ст. 70 вышеназванного Федерального закона итоги выборов должны быть признаны недействительными. После этого в процесс определения итогов выборов главы МО <данные изъяты> включилась избирательная комиссия муниципального образования <данные изъяты>, действия которой не регламентируются действующим законодательством РФ. Так, избирательная комиссия муниципального образования <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ незаконно отменила постановление избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № №; внесла изменения в протокол об итогах голосования на досрочных выборах главы администрации МО <данные изъяты> на избирательном участке № №; самостоятельно определила результаты досрочных выборов главы администрации МО <данные изъяты>, чем нарушила ст. ст. 75, 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Избирательная комиссия муниципального образования <данные изъяты> не является непосредственно вышестоящей комиссией и не является организующей и обеспечивающей подготовку и проведение выборов. В нарушение законодательства, избирательной комиссией муниципального образования <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ было проведено закрытое заседание, при этом никто из участников избирательного процесса не был оповещён о заседании. В связи с этим заявитель просил признать незаконными и отменить все действия и решения избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года.

В дальнейшем в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ заявитель уточнил свои требования. Протоколом об итогах голосования на избирательном участке № № от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссией было установлено в графе 11 число утраченных избирательных бюллетеней – 6. В дальнейшем при повторном подсчёте избирательных бюллетеней ИКМО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ число утраченных бюллетеней составило – 6, разность в графе 6 число погашенных избирательных бюллетеней составило – 2. После этого, ДД.ММ.ГГГГ в процесс по определению итогов выборов Главы МО <данные изъяты> включилась ИКМО <данные изъяты>, которой незаконно составлен протокол об итогах голосования на избирательном участке № № в 13 часов 10 минут; вынесено постановление № об обращении в суд с заявлением о расформировании ИКМО <данные изъяты>; вынесено постановление № № об отмене постановления ИКМО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № № о признании итогов голосования на избирательном участке № № недействительными, внесении изменений в протокол об итогах голосования и определении результатов досрочных выборов главы МО <данные изъяты>; вынесено постановление № № о признании выборов состоявшимися и действительными, признании избранным на должность Главы МО <данные изъяты> Туликова Нуры Файзуллаевича, получившего <данные изъяты> голоса избирателей (51,1%); составлен протокол о результатах выборов в 14 часов 30 минут. Указанные постановления и действия заявитель просил признать недействительными и отменить.

Одновременно заявитель просил признать постановление ИКМО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № №; протокол об итогах голосования на избирательном участке № № от ДД.ММ.ГГГГ года, составленный в 01 час 20 минут, избирательной комиссией избирательного участка № №; протокол об итогах голосования на избирательном участке № № от ДД.ММ.ГГГГ года, составленный в 21 час 30 минут, ИКМО <данные изъяты> - действительными.

Также заявитель просил суд признать досрочные выборы главы МО <данные изъяты> недействительными на основании п.п. «б» п. 9 ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ заявитель дополнил свои требования требованием о признании незаконным и отмене постановления ИКМО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, мотивируя тем, что принятое по результатам рассмотрения жалобы Туликова Н.Ф. решение не соответствует избирательному законодательству, а именно, противоречит ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст. 85, 96 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель дополнительно мотивировал требование о признании итогов выборов недействительными обстоятельством невозможности достоверно определить результаты выборов, в связи с тем, что задержанный при попытке вброса 6 бюллетеней К.Р.К., получив свой избирательный бюллетень, не смог опустить его в ящик для голосования, чем искажена действительность результатов.

В судебном заседании заявитель и его представитель Лозин М.М. заявленные требования поддержали в полном объёме, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представители избирательной комиссии МО <данные изъяты> Шишлянникова А.А. и Расламбеков В.С. требования заявителя не признали, просили в их удовлетворении отказать, мотивируя тем, что никаких нарушений в действиях ИКМО <данные изъяты> не имеется. Комиссия действовала в полном соответствии с требованиями избирательного законодательства.

Представители избирательных комиссий избирательных участков № № и №, соответственно, Амандурдыева Н.И. и Суфиева Р.У. с доводами заявления не согласились, просили в удовлетворении заявления заявителя отказать.

Представитель заинтересованного лица Туликова Н.Ф. Гай О.Ю. также просила в удовлетворении заявления отказать, считая его незаконным и необоснованным, не основанным на требованиях законодательства. Более того, считала заявление не подлежащим удовлетворению и потому основанию, что имеющийся спор относительно расхождения в количестве бюллетеней никак не влияет на общий результат выборов.

Представитель избирательной комиссии МО <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 113 ГПК РФ извещён надлежащим образом, причины неявки не сообщил, возражений не представил. На основании решения Приволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Избирательная комиссия муниципального образования <данные изъяты> Приволжского района Астраханской области была расформирована.

Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии со ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

В силу ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определены принципы проведения в Российской Федерации выборов референдума, а также закреплены основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.

Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссии установлен ст. 68 указанного Федерального закона.

Пунктом 2 ст. 77 указанного Федерального закона установлены основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, к которым отнесены следующие обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, израсходовал на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, осуществлял подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, при проведении агитации вышел за рамки ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, использовал преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.Из указанных норм следует, что основанием к отмене решения об итогах голосования, о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь такие, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. Исключение составляет основание, указанное в подп. «а» п. 2 ст. 77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Приведенный перечень оснований, по которым решение избирательной комиссии по итогам выборов может быть отменено, является исчерпывающим.

Согласно п. 6 ст. 77 указанного Федерального закона отмена судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

Аналогичные основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования либо о результатах соответствующих выборов, признании выборов несостоявшимися установлены ч. 5 ст. 97 Закона Астраханской области от 12.03.2009 года № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области».

Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Совета муниципального образования <данные изъяты> Приволжского района Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № № были назначены досрочные выборы Главы муниципального образования <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ.

На должность Главы муниципального образования <данные изъяты> избирательной комиссией зарегистрировано 5 кандидатов: Кожухарь Д.М., К.В.В., П.В.В., Т.Н.Ф., Щ.О.Н..

Избирательной комиссией муниципального образования <данные изъяты> в протоколах подсчёта избирательных бюллетеней УИК № № установлено несоответствие действительному количеству избирательных бюллетеней, а именно, при повторном пересчёте избирательных бюллетеней в пачке погашенных бюллетеней установлено количество <данные изъяты> шт., тогда как в протоколе участковой избирательной комиссии № № в графе погашенные бюллетени проставлена цифра <данные изъяты> шт. Установив данное арифметическое расхождение, избирательная комиссия муниципального образования <данные изъяты> своим решением отменила итоговый протокол УИК № № и составила протокол повторного пересчёта голосов избирателей, где количество погашенных избирательных бюллетеней составило <данные изъяты> шт., при этом общее количество бюллетеней на 2 шт. превысило количество бюллетеней, полученных УИК № № в избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты>.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № № Избирательная комиссия муниципального образования <данные изъяты> приняла решение отменить итоги выборов на УИК № №.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» избирательная комиссия муниципального образования определяет результаты выборов выборного должностного лица не позднее чем через 3 дня со дня голосования. Следовательно, результаты выборов должны были быть определены не позднее ДД.ММ.ГГГГ года. Однако в указанный срок избирательной комиссией муниципального образования <данные изъяты> решения по результатам выборов принято не было.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию муниципального образования <данные изъяты> поступила жалоба кандидата на должность главы муниципального образования <данные изъяты> Т.Н.Ф. о незаконности бездействия избирательной комиссией муниципального образования <данные изъяты>.

Рассмотрев жалобу, избирательная комиссия муниципального образования <данные изъяты> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № возложила обязанности на избирательную комиссию муниципального образования <данные изъяты> принять решение о результатах выборов не позднее ДД.ММ.ГГГГ года.

Однако избирательной комиссией муниципального образования <данные изъяты> указанное постановление исполнено не было, результаты выборов не определены.

Решением Приволжского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ года, на момент рассмотрения настоящего дела вступившим в законную силу, Избирательная комиссия муниципального образования <данные изъяты> Приволжского района Астраханской области была расформирована, ввиду нарушения избирательной комиссией избирательных прав граждан по не определению результатов выборов.

Данным решением фактически была признана законность действий ИКМО <данные изъяты> относительно вынесения постановлений от ДД.ММ.ГГГГ № об обязании ИКМО <данные изъяты> определить результаты выборов и от ДД.ММ.ГГГГ № об обращении в суд с заявлением о расформировании ИКМО <данные изъяты>

В силу требований ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Исходя из этого, требования заявителя относительно признания данных постановлений недействительными и их отмене, несостоятельны и удовлетворению не подлежат.

Постановлением Избирательной комиссии Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № № на территориальную избирательную комиссию Приволжского района были возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования <данные изъяты>.

Учитывая, что избирательной комиссией муниципального образования <данные изъяты> было установлено неисполнение решения вышестоящей избирательной комиссии (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №) и неисполнение ИКМО <данные изъяты> обязанностей по определению результатов выборов, ИКМО <данные изъяты> приняла решение по результатам досрочных выборов Главы МО <данные изъяты>.

Оспариваемым постановлением ИКМО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № №, постановление ИКМО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № № было отменено, также постановлено внести изменения в протокол об итогах голосования на досрочных выборах Главы МО <данные изъяты> на избирательном участке № №, определить результаты досрочных выборов Главы МО <данные изъяты>.

В рамках п. 6, 7 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также ст. 82 и 85 Закона Астраханской области от 12.03.2009 года № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области», с учётом сложившихся обстоятельств ИКМО <данные изъяты>, вправе принять решение по существу, т.е. самостоятельно принять решение о результатах досрочных выборов Главы МО <данные изъяты>.

Постановлением ИКМО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № № досрочные выборы Главы МО <данные изъяты> признаны состоявшимися и действительными. Постановлено считать избранным на должность Главы МО <данные изъяты> Т.Н.Ф., получившего <данные изъяты> голоса избирателей, что составляет 51,1%, т.е. большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Результаты досрочных выборов Главы муниципального образования <данные изъяты> опубликованы в «Приволжской газете» от ДД.ММ.ГГГГ № №.

В соответствии со ст. 68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в п. 3 ст. 30 указанного Федерального закона.

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

В судебном заседании заявитель согласился, что каких-либо нарушений при подсчёте голосов избирателей не имелось, в протоколах отражены действительные данные, полученные на досрочных выборах Главы МО <данные изъяты>.

То обстоятельство, что при пересчёте избирательных бюллетеней в пачке погашенных бюллетеней установлено количество <данные изъяты> шт., а в протоколе участковой избирательной комиссии № № в графе погашенные бюллетени проставлена цифра <данные изъяты> шт., в графе 6 число погашенных избирательных бюллетеней составило 2, само по себе не может служить основанием для признания оспариваемых постановлений недействительными и, как следствие, послужить основанием к признанию выборов недействительными.

Исходя из этого, суд приходит к выводу, что при проведении досрочных выборов главы муниципального образования <данные изъяты> на избирательном участке № № не было допущено нарушений, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей.

Из итогового протокола ИКМО <данные изъяты> следует, что Т.Н.Ф. набрал <данные изъяты> голоса избирателей (51,1% от числа избирателей, принявших участие в голосовании), Кожухарь Д.М. набрал <данные изъяты> голоса избирателей (35,49% от числа избирателей, принявших участие в голосовании), разница – <данные изъяты> голосов, что позволяет с достоверностью установить действительную волю избирателей.

При принятии решения суд учитывает правовую позицию, высказанную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 15.01.2002 года и от 11.06.2002 года, согласно которой отмена итогов голосования, результатов выборов должна быть связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые, тем самым, привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.

С учётом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя и в части признания незаконными и отмене постановлений от ДД.ММ.ГГГГ № № и № № и, как следствие, признания досрочных выборов главы МО <данные изъяты> недействительными на основании п.п. «б» п. 9 ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Поскольку не имеется оснований для удовлетворения требований заявителя относительно признания постановлений ИКМО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, № № и № №, не подлежат удовлетворению и требования заявителя в части признания действительными постановления ИКМО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № №; протокола об итогах голосования на избирательном участке № № от ДД.ММ.ГГГГ года, составленного в 01 час 20 минут, избирательной комиссией избирательного участка № №; протокола об итогах голосования на избирательном участке № № от ДД.ММ.ГГГГ года, составленного в 21 час 30 минут, ИКМО <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление зарегистрированного кандидата на должность Главы администрации МО <данные изъяты> Приволжского района Астраханской области Кожухарь Д.М. о признании незаконными и отмене действий и решений избирательной комиссии МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, постановления № от ДД.ММ.ГГГГ года, признании результатов выборов на должность Главы МО <данные изъяты> недействительными оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ                    Н.В. Мернов