ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1046/2021 от 26.07.2021 Городецкого городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-1046/2021

УИД 52RS0014-01-2021-001400-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Городец 26 июля 2021 года

Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Самариной М.Д., при секретаре судебного заседания Бубновой А.С., с участием представителя истца помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Рябовой А.А., представителя ответчика Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области по доверенности Судариковой В.А., представителя ответчика МУП «Тепловые сети» по доверенности Лушиной Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Тепловые сети», Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, организовать работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с требованиями в суд к МУП «Тепловые сети», Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, организовать работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод.

В обосновании заявленных требований указал, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в части организации водоотведения в границах города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области.

В ходе проверки установлено, что деятельность по водоотведению в городе Городец Городецкого муниципального района Нижегородской области осуществляет Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» (далее - МУП «Тепловые сети»).

Согласно п. 2.2 Устава, утвержденного постановлением Главы местного самоуправления Городецкого района от **** (в редакции от ****), вышеуказанный хозяйствующий субъект осуществляет удаление и обработку сточных вод.

В целях осуществления деятельности по удалению и обработке сточных вод постановлением администрации города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области от ****-а на праве хозяйственного ведения МУП «Тепловые сети» переданы объекты водоотведения, включающие в себя, в том числе, насосные станции, песколовки, иловые площадки, образующие в их совокупности комплекс очистных сооружений.

Сброс сточных вод в водный объект река Волга осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование *-***.* от ***, выданного Верхе-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, с установленным сроком водопользования до ***.

В соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям администрации городского поселения относится организация водоотведения.

Вместе с тем, МУП «Тепловые сети» осуществляет пользование поверхностным водным объектом с нарушением требований водного законодательства в части сброса сточных вод.

В соответствии со ст. 19 Закона № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно формам 3.3. «Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод», предоставленным за 3-4 кварталы 2020 года, 1 квартал 2021 года в соответствии с приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от **** и от ****, в сбрасываемых МУП «Тепловые сети» сточных водах после очистки имеются превышения концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям:

ХПК, БПК полный, фосфаты, медь, железо, цинк, что свидетельствует о недостаточной их очистке.

Вышеуказанные превышения концентрации загрязняющих веществ являются систематическими.

Длительное поступление недостаточно очищенных сточных вод в реку Волга в городе Городец Городецкого муниципального района Нижегородской области создает угрозу причинения вреда окружающей среде, водному объекту, биологическим ресурсам, санитарному благополучию населения.

Одной из причин выявленных нарушений закона явилась ненадлежащая организация администрацией города Городец Городецкого муниципального района Нижегородской области деятельности по водоотведению канализационных вод от населения.

Таким образом, администрацией города Городец Городецкого муниципального района Нижегородской области допущена ненадлежащая организация водоотведения, не соответствующая требованиям ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которой водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Администрацией города Городец Городецкого муниципального района Нижегородской области в отсутствие надлежащего комплекса очистных сооружений, оборудования и технических возможностей для обеспечения в процессе водоотведения очистки и обеззараживания принимаемых от абонентов сточных вод, не приняты меры, направленные на решение вопроса строительства, реконструкции очистных сооружений канализации, приобретения соответствующего оборудования, предназначенного для очистки сточных вод либо их временного накопления.

На основании изложенного просит суд обязать МУП «Тепловые сети» обеспечить нормативную очистку очных вод, сбрасываемых в реку Волга в городе Городец Городецкого муниципального района Нижегородское области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию города Городец Городецкого муниципального района Нижегородской области организовать работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волга в городе Городец Городецкого муниципального района Нижегородской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением Городецкого городского суда от *** произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации города Городец Городецкого муниципального района Нижегородской области на надлежащего ответчика Администрацию Городецкого муниципального района Нижегородской области.

В судебном заседании представитель истца помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Рябова А.А. заявленные требования поддержала, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, пояснила, что загрязнение водного объекта река Волга продолжается до настоящего времени. Очистные сооружения не справляются. Данная ситуация будет продолжаться, пока не будет произведена модернизация очистных сооружений.

Представитель ответчика Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области по доверенности Сударикова В.А. исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что Администрация Городецкого муниципального района Нижегородской области не является стороной по данному делу.

Согласно ч. 1 ст. 40 Устава города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Думы города Городца от ****, зарегистрированного *** Главным управлением Министерства Российской Федерации по Нижегородской области, государственный регистрационный № ru* (далее - Устав города), исполнение полномочий администрации - исполнительно-распорядительного органа муниципального города Городца, являющегося административным центром Городецкого муниципального района, возлагается на администрацию Городецкого муниципального района.

Администрация Городецкого муниципального района в пределах своих организует и обеспечивает решение вопросов местного значения исполнительно-распорядительного органа городского поселения города Городца, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления городского поселения города Городца федеральными и областными законам.

Аналогичные положения содержатся в ст. 34.1 Устава Городецкого муниципального района Нижегородской области, принятого постановлением Земского Городецкого района от ****, зарегистрированного в ГУ Минюст Приволжскому федеральному округу ****.

Согласно абзацу первому пункта 1.3 Устава МУП «Тепловые сети», утвержденного постановление главы местного самоуправления Городецкого района от 15.05.1 (с изменениями от 19.04.2016 № 39) (далее - Устав Предприятия), собственником имущества Предприятия является муниципальное образование городское поселение Городец на основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 30.12.2008 № 2542-р «Об утверждении перечней муниципальных предприятий и муниципального имущества, передаваемых из собственности Городецкого муниципального в собственность городского поселения город Городец».

Полномочия собственника имущества предприятия осуществляются Городской Думой города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской (далее - именуемой «Учредитель») в соответствии с возложенными на нее полномочиями, установленными действующим законодательством. Уставом города Городца актами (абзац второй пункта 1.3 Устава Предприятия).

Согласно п.п. 5,6 ч. 1 ст. 27 Устава города в исключительной компетенции Думы находятся, в том числе, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Наряду с исключительными полномочиями Дума осуществляет, в том числе, полномочия учредителя, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий в порядке, установленном Думой, участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения; определение целей, условий и порядка деятельности муниципальных предприятий, утверждение их уставов, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей, заслушивание отчетов об их деятельности в порядке, предусмотренном Уставом города Городца, осуществление контроля за деятельностью муниципальных предприятий (п. 10.1 ч. 2 ст. 27 Устава города). )

Таким образом, администрация Городецкого муниципального района не обладает исполнительно-распорядительными полномочиями по организации деятельности МУП «Тепловые сети» и непосредственно руководителя предприятия, следовательно, полномочиями по организации работ по обеспечению нормативной очистки вод, сбрасываемых в реку Волга в городе Городец Городецкого муниципального Нижегородской области.

Дополнительно пояснила, что считаю, что функции по контролю МУП «Тепловые сети» выполняет Дума города Городца. Администрации Городецкого района такие полномочия в отношении МУП «Тепловые сети» не передавались. МУП «Тепловые сети» не надлежащим образом использует мощности очистных сооружений. По каким-то технологическим причинам очистные сооружения не справляются с очисткой сточных вод до надлежащих нормативов. Полная ответственность лежит на Думе города Городца, так как она утверждает бюджет. Считает, что Администрация Городецкого района является не надлежащим ответчиком по делу, так как не обладает объемом полномочий, которые бы могла использовать для надлежащей работы очистных сооружений.

Представитель ответчика МУП «Тепловые сети» по доверенности Лушиной Н.О. исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что согласно п. 2.2. Устава МУП «Тепловые сети», утвержденного постановлением Главы местного самоуправления Г........ от 5.2006 * (в редакции от ****), вышеуказанный хозяйствующий субъект осуществляет удаление и обработку сточных вод.

Пользование объектом ....... с целью сброса сточных вод осуществляется на основании Решения о предоставлении водного объекта в -пользование от ***per. *-****, выданного Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов сроком до *** Цель водопользования — сброс сточных вод.

Хозяйственно-бытовые сточные воды МУП «Тепловые сети» проходят очистку на биологических очистных сооружениях (БОС) МУП «Тепловые сети». Так же на очистные сооружения поступают хозяйственно-бытовые сточные воды от предприятий и жилого фонда ....... (80% хозяйственно-бытовые и 20% производственные).

Очистные сооружения находятся в распоряжении МУП «Тепловые сети» основании свидетельства о государственной регистрации права от 12.2010 № *. Располагаются БОС по адресу: 520 м юго-восточнее ........

Водоотведение производственных стоков МУП «Тепловые сети» с БОС осуществляется по отводящему трубопроводу, который выполнен из стальных б диаметром 600 мм, длина трубопровода 100 м. Выпуск береговой.

Утвержденный проектной документацией на основании Приказа об утверждении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты Верхне-Волжского бассейнового водного управления от ****. нормативный допустимый сброс (далее - НДС) — лимит водоотведения сточных вод 2 404,6 тыс. м /год МУП «Тепловые сети» не превышается. Отведенный объем воды за 2020 год составил 984,5 мЗ/год.

Биологические очистные сооружения эксплуатируются в соответствии с технологическим регламентом эксплуатации очистных сооружений канализации г. Городца, утвержденного приказом директора МУП «Тепловые » *a/п от 12.09.2017

Журналы учёта объёма сброса сточных вод и их качества ведутся по установленной форме, утверждённой приказом Минприроды России от ****.

Производственный контроль сточной и поверхностной воды ведется в полном объёме в соответствии с областью аккредитации. Наблюдается динамика по улучшению качества сточных вод и снижение количества загрязняющих веществ.

Вменяемое нарушение - превышение концентраций загрязняющих веществ по следующим показателя: ХПК, БПК полный, фосфаты, медь, цинк является следствием несовершенства технологии очистки сточных вод и моральным и физическим износом оборудования очистных сооружений.

Проект очистных сооружений разработан в 1967 году, с последующей корректировкой в 1978 году.

В настоящее время технология очистки стоков не позволяет довести качество сточных вод до норм ПДК. Необходима полная реконструкция очистных сооружений с элементами автоматизации.

Финансовые средства в тарифе на водоотведение (очистка сточных вод) заложены только на текущий и капитальный ремонт, и не позволяют выполнять мероприятия по реконструкции, модернизации БОС.

Производственная программа предприятия по оказанию услуг водоотведения в части очистки сточных вод утверждённая региональной службой по тарифам (далее- РСТ) выполняется в полном объёме.

Предприятие нуждается в дополнительном финансировании и субсидировании из бюджета на убыточные виды деятельности.

В целях дополнительного финансирования по средствам инвестиционной программы МУП «Тепловые сети» неоднократно обращались в Министерство энергетики и ЖКХ Нижегородской области и РСТ. Однако, инвестиционная программа была не согласована, денежные средства на проведение мероприятий по реконструкции, модернизации БОС не выделены.

В связи с чем, исполнение МУП «Тепловые сети» исковых требований в части обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волга в городе Городец Городецкого муниципального района Нижегородской области не предоставляется возможным в связи с необходимым дополнительным финансированием на выполнение мероприятий на конструкцию и модернизацию БОС.

Кроме того, объект - сооружение «Очистные сооружения» находятся на праве хозяйственного ведения у МУП «Тепловые сети» (основание свидетельство о государственной регистрации права от ***), собственником данного объекта является администрация Городецкого района.

В связи с чем, Администрация Городецкого района как собственник данного объекта должна предусмотреть на выделение денежных средств из бюджета на строительство новых очистных сооружений, либо произвести реконструкцию и модернизацию БОС, а исполнение МУП «Тепловые сети» исковых требований в части обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волга в городе Городец Городецкого муниципального района Нижегородской области не предоставляется возможным в связи с необходимым дополнительным финансированием на выполнение мероприятий на реконструкцию и модернизацию БОС. В связи с чем МУП «Тепловые сети» является не надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Кроме того, статьей 6 Федерального закона от 07. 2 01.04.2020) «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения относится:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации:

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений. Городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ.

9.1.) установление нормативов сточных вод

В связи с вышеизложенным, Администрация Городецкого района в пределах своих полномочий организует и обеспечивает решение вопросов местного значения исполнительно-распорядительного органа городского поселения города Городца, а значит является надлежащим ответчиком по делу и должна предусмотреть выделение средств из бюджета на строительство новых очистных сооружений, либо произвести реконструкцию и модернизацию БОС.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с п. 7 ст. 1 ВК РФ водоотведением является любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, загрязнение недр, почв, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

В силу ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 39 ВКРФ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе путем обезвреживания сбросов загрязняющих веществ.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами (ВК РФ).

В силу ч. 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 ВКРФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Как установлено судом и следует из материалов дела, очистные сооружения в г. Городец Городецкого района Нижегородской области являются собственностью городского поседения город Городец Городецкого района Нижегородской области, и переданы на праве хозяйственного ведения МУП "Тепловые сети" в целях обеспечения водоотведения потребителей в 2009 году, что подтверждается постановлением администрации города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области от ****-а (л.д.34) и свидетельством о государственной регистрации права (л.д.170)

На праве хозяйственного ведения МУП «Тепловые сети» переданы объекты водоотведения, включающие в себя, в том числе, насосные станции, песколовки, иловые площадки, образующие в их совокупности комплекс очистных сооружений.

Согласно ст. 40 Устава города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области исполнение полномочий местной администрации — исполнительно-распорядительного органа муниципального образования города Городца, являющегося административным центром Городецкого муниципального района, возлагается на администрацию Городецкого муниципального района.

В соответствии с пунктами 2.2. Устава МУП «Тепловые сети» одним из направлений работы предприятия является удаление и обработку сточных вод (л.д.32).

Установлено, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации МУП "Тепловые сети".

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки установлено, что согласно формам 3.3. «Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод», предоставленным за 3-4 кварталы 2020 года, 1 квартал 2021 года в соответствии с приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от **** и от ****, в сбрасываемых МУП «Тепловые сети» сточных водах после очистки имеются превышения концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям: ХПК, БПК полный, фосфаты, медь, железо, цинк, что свидетельствует о недостаточной их очистке. Вышеуказанные превышения концентрации загрязняющих веществ являются систематическими.

Данное обстоятельство представителем ответчика МУП «Тепловые сети» не оспаривается.

Длительное поступление недостаточно очищенных сточных вод в реку Волга в городе Городец Городецкого муниципального района Нижегородской области создает угрозу причинения вреда окружающей среде, водному объекту, биологическим ресурсам, санитарному благополучию населения.

В нарушении требований законодательства МУП «Тепловые сети» сброс сточных вод осуществляется с превышением нормативов допустимого сброса, установленного условиями использования водного объекта на основании решения о предоставлении водного объел пользование от ***per. *-**** выданного Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федеральног агентства водных ресурсов.

Согласно отчету об учете качества сточных вод сбрасываемых в водный объект, предоставляемых в Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ежеквартально МУП «Тепловые сети» превышены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ.

Постановлением N* государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Нижегородской области и республики Мордовия, главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области от *** должностное лицо начальник участка очистных сооружений МУП «Теловые сети» Коцан И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000рублей.

Длительное поступление недостаточно очищенных сточных вод в Горьковское водохранилище р. Волга создает угрозу причинения вреда окружающей среде, водным объектам, биоразнообразию и санитарному благополучию населения, тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды».

Таким образом, судом, с учетом положений Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установлено, что сточные воды сбрасываемые ответчиком в реку Волга не подвергаются надлежащей очистке, в результате чего складывается неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка, угрожающая экологическому благополучию населенного пункта, в связи с чем, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по обеспечению нормативной степени очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волга, так как МУП «Тепловые сети» несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Разрешение на превышение нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, план снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект - р. Волга в городе Городец) МУП «Тепловые сети» не представлено.

В связи с чем, требования прокурора об обязании МУП «Тепловые сети» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Волга в городе Городец, подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о необходимости проведения работ по модернизации очистных сооружений, на которые у МУП «Тепловые сети» отсутствует финансирование, не могут быть основанием для освобождения ответчика от ответственности за несоблюдение установленных законом требований природоохранного законодательства.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Статьей 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжения, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоотведения относится к объектам инженерной инфраструктуры и находится в ведении муниципального образования, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию системы водоотведения на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.

Суд установлено, что администрация Городецкого муниципального района Нижегородской области, являясь в настоящее время собственником очистных сооружений, не предприняла достаточных мер к реконструкции и ремонту инженерных сооружений по очистке сточных вод, суд приходит к выводу о возложении наряду с МУП «Теплове сети» на администрацию Городецкого муниципального района Нижегородской области обязанность организовать работы по обеспечения нормативной очистки сточных вод. Факт передачи имущества - очистных сооружений в хозяйственное введение МУП «Тепловые сети» не освобождает администрацию Городецкого муниципального района Нижегородской области от исполнения указанных обязанностей в силу ст. 210 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 195 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

В связи с чем, возложение обязанности по организации работ по обеспечению нормативной очистки сточных вод, на администрацию Городецкого муниципального района Нижегородской области - орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества, указанным выше положениям закона не противоречит.

Доводы ответчика о том, что полномочия собственника имущества осуществляются Думой города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской основаны на неверном толковании норм права, так как согласно ст. 42 п. 15 Устава города Городца Городецкого муниципального района Нижегородской области владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью от имени города в порядке, установленной Думой относиться к полномочиям Администрации района.

Доводы ответчика о том, что администрация Городецкого муниципального района Нижегородской области не является надлежащим ответчиком по делу, судом отвергаются, поскольку законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления организовывать работу по сбросу в водные объекты стоков с территории муниципального образования, а отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

Кроме того, согласно пункту 5 части 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления относится утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ.

В соответствии ч. 5 ст. 26 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" орган местного самоуправления обязан при разработке технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы предусматривать мероприятия по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Указанные мероприятия подлежат включению в план снижения сбросов.

Мероприятия плана снижения сбросов должны быть учтены при формировании инвестиционной программы и установлении для организации, осуществляющей водоотведение, тарифов на водоотведение или тарифов на очистку сточных вод (ч. 6 ст. 26 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").

Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждены Постановлением Правительства РФ от ***N 641.

Согласно пункту 6 части 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления относится согласование инвестиционных программ.

Какие-либо доказательства, подтверждающие исполнение настоящего полномочия, призванного обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, администрацией Городецкого муниципального района не представлены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком МУП «Тепловые сети» не обеспечивается нормативная очистка сточных вод, сбрасываемых в реку Волга города Городца Городецкого района Нижегородской области, а администрацией Городецкого муниципального района, как органом местного самоуправления, в рамках предоставленных полномочий, не выполняются необходимые мероприятия, направленные на организацию работ по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в названный водный объект, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В связи с тем, что требование о возложении обязанности на ответчика совершить определенные действия по обеспечению нормативной очистки сточных вод могут быть совершены только ответчиком, суд полагает необходимым установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение года со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку исполнение решения может занять определенное количество времени в связи со значительным объемом работы. Указанный срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Тепловые сети», Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод, организовать работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод, удовлетворить.

Обязать МУП «Тепловые сети» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Волга в городе Городец Городецкого муниципального района Нижегородское области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Городецкого муниципального района Нижегородской области организовать работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волга в городе Городец Городецкого муниципального района Нижегородской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме через Городецкий городской суд Нижегородской области.

Судья М.Д. Самарина

Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2021 года