ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1046/2022 от 09.08.2022 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

КОПИЯ

Дело № 2-1046/2022

УИД 56RS0033-01-2021-004221-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Орск 09 августа 2022 года

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Шидловского А.А.,

при секретаре Сукиасян А.Г.

с участием истца Домокуровой М.И.,

представителя истца Приходько А.Г.,

представителя ответчика – Назаровой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Домокуровой М.И. к Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о перерасчете размера денежной компенсации и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Домокурова М.И. обратилась с иском к филиалу ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в Советском районе г. Орска.

В обоснование иска указала, что она состоит на учете в ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» с 1995 года. Зарегистрирована и проживает она по адресу: . С 1996 года ей присвоена категория «Ветеран труда», поэтому на основании Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Оренбургской области от 31.10.2014 № 2575/733-V-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий, проживающих в Оренбургской области», она имеет право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) в размере 50%. Однако, ответчик предоставляет ей компенсацию не полном объеме, чем нарушает ее права.

01.04.2019 ей присвоили льготную категорию «Дети войны», в связи с чем, она имеет право также на получение меры социальной поддержки на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) в размере 100%.

Полагает, что ответчик не верно производит начисления ей льгот, поэтому просила защитить ее права и законные интересы, как гражданина Российской Федерации и лица имеющего звание «Ветеран трада – дети войны» согласно Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ФЗ № 197 от 11.07.2011, РЗ № 1558/405VI-03 «Дети войны».

В ходе рассмотрения дела истец изменила исковые требования, указав в качестве ответчика Государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения». Просит суд, обязать ответчика произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации с 01.01.2016 по дату вступления решения суда в силу с учетом установления ЕДК в размере 50% от показаний прибора учета, исходя из фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг без применения нормативов потребления, а также в размере 100% расходов на оплату обращения с твердыми коммунальными отходами с момента получения статуса «Дети войны». Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. 00 коп.

В обоснование иска указала, что проживает в индивидуальном жилом доме, в котором установлены приборы учета коммунальных услуг. ЕДК ей начисляется в размере 50% от показаний прибора учета, исходя из фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, но не более нормативов потребления, установленных законом. Если бы у нее не было прибора учета, ЕДК бы составляла 50% от норматива потребления, независимо от фактического потребления. Указывает что летом, когда она не пользуется отоплением и газом, ЕДК начисляется в полном объеме, а зимой, когда потребление возрастает и превышает норматив, только исходя из норматива. Считает, что наличие прибора учета снижает ее гарантии на получение ЕДК в размере 50%, а норматив потребления не может приняться при наличии прибора учета. То есть, ЕДК всегда должна составлять 50% от показаний прибора учета, без применения нормативов потребления. Также указывает, что с 2019 года она имеет право на льготы по категории «Дети войны». Для данной категории компенсация за общение с ТКО составляет 100%. Однако, ей начисляется только 50% ЕДК, что по ее мнению незаконно. В связи с нарушением ее прав одновременно просит взыскать компенсацию морального вреда, так как она вынуждена была на протяжении многих лет обращаться в различные инстанции для разрешения настоящего спора.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» и ООО «Природа».

Истец Домокурова М.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что она получает льготы по категории «Ветеран труда» в размере 50% по оплате за газоснабжение, электроэнергию и ТКО. Она не согласна с компенсацией за газоснабжение, поскольку ответчик предоставляет ей льготу не в полном объеме. В частности она полагает, что по показаниям прибора учета 50% компенсация ей положена от фактического ежемесячного потребления коммунальной услуги. Также полагает, что льгота по категории «Дети войны» ей фактически не предоставляется, что нарушает ее права. Считает, что расчет компенсации, представленный ответчиком, является ненадлежащим, так как на нем отсутствует синяя печать учреждения. Утверждает, что ее позиция соответствует позиции изложенной в газетной статье, опубликованной аппаратом губернатора Оренбургской области. На вопрос суда, в чем различие настоящих исковых требований с аналогичными требованиями, рассмотренными судом по ее иску в 2019 году, указала, что при разрешении спора в 2019 году суд был введен в заблуждение.

Представитель истца – Приходько А.Г. в последнее судебное заседание не явился, ранее иск поддержал.

Представитель ответчика ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» - заведующая Орским филиалом Назарова Е.П. возражала против удовлетворения иска. Суду пояснила, что Домокурова М.И. получает меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда» в размере 50% стоимости услуг исходя из фактического потребления газа и электроэнергии, но не свыше норматива потребления, так как это прямо предусмотрено законом. Льгота за обращение с ТКО Домокуровой М.И. также предоставляется по категории «Ветеран труда» в размере 50% компенсации стоимости услуги. Домокурова М.И. действительно имеет право на льготу при получении услуги - обращение с ТКО по категории «Дети войны» в размере 100% компенсации стоимости услуги. Однако, если истцу будут назначены льготы по категории «Дети войны», она утратит право на льготы по категории «Ветеран труда», что является заведомо невыгодным для Домокуровой М.И., так как она лишится право на компенсацию за услуги газоснабжения и электроснабжения. Отметила, что действующее законодательство не допускает получение лицом, имеющим право на льготы по разным категориям, компенсаций одновременно по каждой из них. Представила суду расчеты потребления коммунальных услуг истцом, а также расчеты компенсаций по категории «Ветеран труда» за период с 2016 года по 2022 год.

Суд, выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 (далее - ФЗ «О ветеранах»).

В соответствии со п. 2 ст. 8 ФЗ «О ветеранах», государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;.

Согласно пп. 2 и 4 п. 1 ст. 13 ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе: получение ежемесячной денежной выплаты; компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации ( ст. 22 ФЗ «О ветеранах»).

В Оренбургской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям жителей, в том числе ветеранам труда, регулируются Законом Оренбургской области от 02.11.2004 № 1523/254-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» (далее Закон Оренбургской области от 02.11.2004).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 02.11.2004, лицам, имеющим звание «Ветеран труда», гражданам, приравненным к ним, предоставляется мера социальной поддержки - компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из нормы не более 18 кв. метров общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (в коммунальных квартирах - жилой площади) на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан. Меры социальной поддержки по оплате за наем и содержание жилого помещения распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

- платы за отопление (теплоснабжение, природный газ), начисленной на общую площадь жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь) исходя из нормы не более 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан, в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг;

- платы за коммунальные услуги (кроме услуги отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального и газового отопления.

Постановлением Правительства Оренбургской области № 27-п от 21.01.2016 утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Порядок предоставления ЕДК).

Согласно п. 13 Порядка предоставления ЕДК, размер ежемесячной денежной компенсации определяется индивидуально каждому гражданину с учетом объема предоставляемых мер социальной поддержке жилого помещения и (или) коммунальных услуг согласно льготной категории и размера начисленных платежей по каждой услуге.

Как установлено в судебном заседании Домокурова М.И. проживает по адресу: . В спорный период с 01.01.2016 истец является получателем денежной компенсации на расходы по коммунальным услугам в размере 50% по категории «Ветеран труда», в частности газоснабжение, энергоснабжении, обращение с ТКО. При этом ЕДК выплачивалась Домокуровой М.И. до февраля 2019 года с учетом регистрации в жилом помещении двух лиц, с марта 2019 года как одиноко проживающему лицу.

Расчет компенсации за потребление газа Домокуровой М.И. производится исходя ежемесячных нормативов потребления: на приготовление пищи – 10 куб. м на 1 человека; на подогрев воды в условиях отсутствия газового водонагревателя – 5 куб. м на 1 человека; на отопление жилых помещений – 8,5 куб.м на 1 кв.м жилого помещения. Нормативы потребления утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 17.08.2012 № 686-п – Приложение № 6.

Льготный объем потребления газа на норму площади в пределах нормативов потребления услуги составляет 10+5 +(33кв.м*8,5куб.м)=295,50 куб. м.

При этом 21 кв.м. жилого помещения до февраля 2019 года и 33 кв.м. с марта 2019 года являются теми, установленными законодательством нормативными пределами, свыше которых ЕДК не начисляется. То есть, отопление площади жилого помещения свыше указанных нормативов оплачивается лицом, имеющим право на льготу, в полном объеме. В то же время, при потреблении газа ниже нормативного показателя, ЕДК начисляется в соответствии с показаниями прибора учета.

Анализ расчетов ЕДК за оплату газоснабжения за период с 01.01.2016 по 01.01.2022 позволяет суду сделать вывод, что расчет ответчиком произведен верно. Если норматив потребления газа на отопление превышает 280,5 куб.м., как правило в зимние месяцы, когда потребление газа увеличивается в связи с отоплением помещение, то ЕДК выплачивается от норматива потребления.

Например, с января 2022 года по апрель 2022 года максимальная сумма ЕДК составляла 735 руб. 47 коп.

Расчет: 5,244 (тариф руб./куб.м.) * 8,5 (норма на метр) * 33 кв.м. (норма для одиноко проживающего гражданина) = 1470,94*50 = 735,47

То есть, максимальная 50% компенсация в этот период производилась от суммы не свыше 1 470 руб. 94 коп. за 280,5 кв.м. отапливаемого жилья. С января 2022 года по апрель 2022 года сумма платы за отопления по представленным расчетам всегда превышает 1 470 руб. 94 коп.

Вместе с тем, например с мая 2022 года по июнь 2022 года сумма платы за газ не превышает 1 470 руб. 94 коп., соответственно 50% компенсации производилась исходя из фактического потребления: май 2022 года 365 руб. 69 коп. (731,37 по квитанции*50%); июнь 2022 года 153 руб. 87 коп. (306,87 по квитанции*50%).

Нормативы потребление газа на приготовление пищи – 10 куб. м на 1 человека; на подогрев воды в условиях отсутствия газового водонагревателя – 5 куб. м на 1 человека, а всего 15 куб.м., исходя из представленных расчетов, никогда не превышаются истцом и всегда оплачиваются в полном объеме 50% от выставленной к оплате суммы. Требования истца в этой части несостоятельны.

Аналогичный вывод следует из расчетов ЕДК за электроснабжение начиная с марта 2019 года. Нормативы потребление электроэнергии никогда не превышаются истцом и всегда оплачиваются в полном объеме 50% от выставленной к оплате суммы. Требования истца в этой части также несостоятельны. Когда, до марта 2019 года, в жилом помещении истца было зарегистрировано и фактически проживало двое лиц (за исключением периода временного выбытия жильца), 50 % ЕДК начислялась на половину стоимости потребленной электроэнергии, однако, норматив потребления также не превышался.

Также начисляется 50% ЕДК за обращение с ТКО, который подлежит учету только по нормативу. При этом, с января 2016 года по февраль 2019 года плата за обращение с ТКО начислялась истцу исходя из двух зарегистрированных в помещении лиц, а с марта 2019 года исходя из одного зарегистрированного лица – Домокуровой М.И. На начисленную плату Домокуровой всегда предоставлялась 50% ЕДК. Нарушений в части предоставлении компенсации судом не установлено.

Доводы истца о том, что она по собственной инициативе в летние периоды вносит плату за газоснабжение больше выставленной поставщиком, не имеет юридического значения для разрешения настоящего спора, так как ЕДК рассчитывается ответчиком исходя из фактически выставленного поставщиком энергии счета.

Представленный ответчиком расчет компенсации за потребление коммунальных услуг за период с 01.01.2016 по 01.06.2022 судом проверен и признан верным, соответствующим требованиям действующего законодательства. ЕДК начисляется в соответствии с установленными для категории «Ветеран труда» льготами.

Разрешая требования истца о предоставлении ей льготы по оплате услуги по обращению с ТКО по категории «Дети войны» в размере 100%, суд приходит к следующему.

Закон Оренбургской области от 31.10.2014 № 2575/733-V-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Оренбургской области» (далее Закон Оренбургской области от 31.10.2014), устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Оренбургской области, которым на 2 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет («Дети войны») - ( ч.1 ст. 1 настоящего Закона).

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 31.10.2014, для лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, устанавливается мера социальной поддержки - компенсация расходов на оплату коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 100 процентов

Ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 31.10.2014 предусмотрено, что право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Оренбургской области, которые родились в период с 3 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года («Дети войны»).

Факт признания Домокуровой М.И. лицом, имеющим право на льготы по категории «Дети войны», ответчиком не оспаривается.

Вместе с тем, из ч. 2 ст. 1 Закона Оренбургской области от 31.10.2014 следует, что действие настоящего Закона распространяется на граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, не получающих меры социальной поддержки по иным основаниям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.

Учитывая, что истец является получателем льгот по категории «Ветеран труда», она не имеет право одновременно быть получателем льгот по категории «Дети войны», так как это прямо предусмотрено законом. При этом суд отмечает, что объем льгот по категории «Ветеран труда» значительно превышает объем льгот по категории «Дети войны», и является для Домокуровой М.И. наиболее выгодным.

Доводы истца о том, что она имеет право получать льготы и по категории «Ветеран труда» и по категории «Дети войны», со ссылкой на статью в газете, судом не принимаются, так как основываются на неверном толковании закона.

Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете ЕДК по рассмотренным коммунальным услугам.

Поскольку в действиях ГКУ «Центр социальной поддержки населения» не установлено нарушений прав истца, требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат, так как истцом не доказано причинения ей виновными неправомерными действиями ответчика физических или нравственных страданий.

Одновременно суд отмечает, что аналогичный спор по иску Домокуровой М.И. уже был предметом рассмотрения суда по состоянию на ноябрь 2019 года. Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 14.11.2019 Домокуровой М.И. было отказано в удовлетворении идентичных исковых требований. Данное решение суда было предметом проверки судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда, которая апелляционным определением от 30.01.2020 оставила его без изменения.

По настоящему иску ни доводы Домокуровой М.И., ни законодательство, фактически не изменились. Разница гражданских дел в целом состоит только из различия периодов предоставления ЕДК, а именно после ноября 2019 года. По состоянию на ноябрь 2019 года исковые требования Домокуровой М.И. фактически разрешены решением Советского районного суда г. Орска от 14.11.2019

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Домокуровой М.И. к Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о перерасчете размера денежной компенсации и компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: подпись А.А. Шидловский

Мотивированное решение изготовлено 16.08.2022

Судья: подпись А.А. Шидловский

Подлинник решения находится в деле № 2-1046/2022, которое хранится в Советском районном суде г. Орска Оренбургской области