Копия Дело № 2 - 1046/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2022 года город Казань
Московский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи З.Н.Замалетдиновой, при секретаре Е.В.Воляковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», ИК МО г. Казани о признании распоряжения незаконным, признании права нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права первоочередное получение жилья по улучшению жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани», ИК МО г. Казани о признании распоряжения незаконным, признании права нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на первоочередное получение жилья по улучшению жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указано, что истец обратилась в МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани» для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по категории «Реабилитированные граждане, пострадавшие от политических репрессий». Распоряжением от 27.12.2021 №2079 истцу отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по данной категории, в связи с тем, что ФИО1 представила документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также с намеренным ухудшением жилищных условий.
У истца в собственности находилась 1/3 доля в квартире по адресу: , общей площадью 84 кв.м. Как следует из решения, на ФИО1 приходилось 16,5 кв.м. Вместе с тем, истец ДД.ММ.ГГГГ подарила свою долю в квартире на праве собственности своему внуку ..., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 15.01.2021 истец была лишь зарегистрирована в этой квартире.
С 06.05.2005 истцу на праве собственности принадлежит квартира по адресу: , ком.3, общей площадью 15,30 кв.м., в которой так же прописан ее сын ..., являющийся инвалидом.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снялась с регистрационного учета по адресу: , общей площадью 84 кв.м., как следует из решения Администрации Кировского и Московского районов города Казани, ДД.ММ.ГГГГ встала на регистрационный учет по адресу: , ком.3, общей площадью 15,30 кв.м.
С распоряжением от 27.12.2021 №2079 истец не согласна, считает его незаконным. Истец была признана в установленном законом порядке жертвой политических репрессий, а также признана инвалидом 2 группы, таким образом, относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как жертва политических репрессий и постановке на учет в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке.
Решением Казанской городской Думы от 01.11.2006 №10-13 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. На истца приходятся 7,7 кв.м. по адресу: , ком.3. При этом в жилищном законодательстве не установлено, какие действия могут относиться к ухудшению жилищных условий. Снятие с регистрационного учета по месту жительства юридически значимым обстоятельством по намеренному ухудшению жилищных условий не значится и в части 8 статьи 14 ФЗ от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительное власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Регистрация в жилом помещении не может рассматриваться как юридически значимое обстоятельство для изменения подхода к расчету совокупного уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений, приходящейся на каждого члена семьи, претендующей на улучшение жилищных условий.
Истец указывает, что действия по снятия с регистрационного учета по адресу: , и постановке на регистрационный учет по адресу: , ком.3, не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий. При совокупном подсчете уровня обеспеченности общей площадью не следует суммировать жилую площадь родственников, если они ведут отдельное хозяйство и имеют собственные доходы, так как ФИО1, начиная с 15.01.2021 не проживает в квартире со своими родственниками, не ведет с ними общее хозяйство по адресу: .
На основании изложенного истец просит отменить распоряжение МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани» от 27.12.2021 №2079 об отказе ФИО1 в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Реабилитированные граждане, пострадавшие от политических репрессий», признать нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Реабилитированные граждане, пострадавшие от политических репрессий», признать право на первоочередное получение жилья по улучшению жилищных условий по категории «Реабилитированные граждане, пострадавшие от политических репрессий», обязать МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани» поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО1 по категории «Реабилитированные граждане, пострадавшие от политических репрессий».
В ходе судебного разбирательства истец уточнила заявленные требования, просила признать незаконным распоряжение МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани» от 27.12.2021 №2079, в остальной части исковые требования поддержала.
Истец в судебном заседании требование поддержала.
Представитель ответчиков в судебном заседании иск не признали.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, МКУ «Управление жилищной политики ИКМО г. Казани» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
На основании части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, надлежаще извещенного о месте и времени судебного заседания.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального Жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определен перечень граждан, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях.
Судом установлено, что ФИО1 по заключению прокуратуры Республики Татарстан от 14.06.1996 на основании ст.2-1 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» признана пострадавшей от политических репрессий.
В соответствии со ст.1-1 указанного Закона и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2000 №103-О ФИО1, как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована, что подтверждается справкой о реабилитации от 17.09.2001 №13-456-96.
Так же истец является инвалидом второй группы.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что истцу на основании договора на передачу жилого помещения в собственности граждан № от 04.09.1997 принадлежала . Право собственности прекращено 09.03.2005.
С 05.05.2005 ФИО1 является собственником комнаты № жилой площадью 15,30 кв.м., расположенной по адресу: .
В соответствии с выпиской из домовой книги от 04.03.2022 по вышеуказанному адресу зарегистрированы истец (с 16.01.2021) и ее сын – ... (с ДД.ММ.ГГГГ).
Ранее с 14.03.2005 ФИО1 являлась собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящейся по адресу: , состоящей из четырех комнат, общей площадью 84 кв.м.
На основании договора дарения 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру от 11.06.2009 истец передала в собственность ... принадлежащую ей долю в вышеуказанной квартире.
До 16.01.2021 ФИО1 была зарегистрировала по адресу: .
02.09.2021 в целях постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Реабилитированные граждане, пострадавшие от политических репрессий» истец обратилась с заявлением в МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани».
Из сообщения и.о.Заместителя главы Администрации Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани от 22.10.2021 №03-10/9601 следует, что 22.10.2021 на заседании жилищной комиссии Администрации по вопросам предоставления жилых помещений по договорам социального найма и формирования списков граждан-получателей субсидий на приобретение жилья установлено, что истец зарегистрирована с 16.01.2021 по адресу: , является собственником данного жилого помещения. С 27.04.2005 по 16.01.2021 ФИО1 была зарегистрирована по адресу: . Таким образом, обеспеченность истца общей площадью на 01.01.2021 составляла 32,1 кв.м.
Распоряжением Главы Администрации Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани от 27.12.2021 №2079р ФИО1 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении по категории «Реабилитированные граждане, пострадавшие от политических репрессий», согласно пункту 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Малоимущие» в связи с намеренным ухудшением жилищных условий, принимая во внимание, что ранее ФИО1 была зарегистрирована по адресу: , общей площадью 84 кв.м. семьей в составе пяти человек, а также ей принадлежало на праве собственности жилое помещение по адресу: , ком.3.
Не согласившись с данным распоряжением Главы Администрации Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани ФИО1 обратилась с настоящим исковым заявлением в суд.
Согласно части 1 пункту 2 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статья 1.1. Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" предусматривает, что подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.12.2019 №39-П признаны взаимосвязанные положения статьи 13 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1, 2, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 38 (часть 1), 40 (часть 3), 45, 46 (части 1 и 2), 52, 53 и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, данные нормы в силу неопределенности порядка принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в город Москву детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в городе Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам. Постановлено: до внесения соответствующих изменений в законодательное регулирование принятие на учет для обеспечения жилыми помещениями родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении детей реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, в местностях и населенных пунктах, где проживали их родители до применения к ним репрессий, в том числе в городе Москве, осуществляется без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.
Вышеуказанные положения Закона направлены на восстановление жилищных прав репрессированных лиц и членов их семей, репрессированные лица и их родственники имеют право на получение жилых помещений именно ввиду того, что ранее они утратили данные жилые помещения и на законных основаниях по прежнему месту жительства проживать не могли ввиду применения к ним репрессий.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемое распоряжение МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИКМО г.Казани» является законным, поскольку судом было установлено, что право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессии. Семья истца до применения к ним репрессии проживала Альметьевском районе Республики Татарстан. Исходя из чего, истец не вправе быть поставлена на учет в соответствии с Законом РФ № 1761-1 по месту настоящего ее проживания, то есть в г. Казани.
Суд разъясняет истцу ее право обратиться с заявлением по вопросу постановки на учет в Альметьевский муниципальный район РТ
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Московский районный суд .
Судья: подпись
Копия верна.
Судья З.Н.Замалетдинова
Решение29.06.2022