ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1047/17 от 14.04.2017 Тюменского районного суда (Тюменская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 14 апреля 2017 года

дело № 2-1047/2017

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Губской Н.В.

при секретаре Фольмер Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касимовой ФИО6 к Главному управлению строительства Тюменской области о признании незаконным отказа по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Чикчинского сельского поселения Тюменского муниципального района, утвержденные решением Думы Чикчинского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ г., возложении обязанности внести изменения в границы территориальных зон и градостроительных регламентов,

У С Т А Н О В И Л :

Касимова Н.Ч. обратилась в суд с иском, с учетом последующего уточнения исковых требований, к Главному управлению строительства Тюменской области о признании незаконным отказа по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Чикчинского сельского поселения Тюменского муниципального района, утвержденные решением Думы Чикчинского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ г. (далее по тексту Правила), в отношении земельного участка с кадастровым номером , возложении обязанности внести изменения в границы территориальных зон и градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки Чикчинского сельского поселения Тюменского муниципального района, а именно изменить в пределах границ земельного участка с кадастровым номером вид разрешенного использования земельного участка с зоны сельскохозяйственных угодий – СХУ на зону сельскохозяйственного использования с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства – СХ1. Требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит вышеуказанный земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м. Указывает на то, что ей стало известно, что данный земельный участок на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки Чикчинского сельского поселения Тюменского муниципального района, утвержденных решением Думы Чикчинского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ г. № , определен как сельскохозяйственные угодия в составе земель территориальной зоны (СХУ). Ссылается на то, что ей было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с СХУ в прежний СХ2, так как установлено, что земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ г., то есть после утверждения Правил, образован с нарушением требования пункта 3 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствия границ земельного участка территориальным зонам и градостроительным регламентам. Считает данное решение ГУС Тюменской области незаконным, так как спорный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ г. – до утверждения вышеуказанных Правил. Также указывает, что земельный участок с кадастровым номером принадлежал отцу истицы - Шарипову Чамалутдину, который в ДД.ММ.ГГГГ году разделил земельный участок на три новых участка и один из них по договору дарения передал истцу. Обращает внимание на то, что разрешенное использование принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером было установлено законно исходя из разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером на основании ч. 3 ст. 11.2. Земельного кодекса РФ.

Истец Касимова Н.Ч. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель истца Акишев Б.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям (л.д. 132).

Представитель ответчика ГУС Тюменской области Теренина О.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 107), с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает исковые требования Касимовой Н.Ч. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Касимова Н.Ч. является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 9).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года Акишев Б.М., действующий в интересах Касимовой Н.Ч., обратился в Главное управление строительства Тюменской области с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части корректировки карты градостроительного зонирования территории в отношении земельного участка с кадастровым номером , с зоны СХУ в зону СХ2 (л.д. 18-22).

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ года ГУС Тюменской области отклонило предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Чикчинского сельского поселения Тюменской области, утвержденные решением Думы Чикчинского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ г., в отношении земельного участка с кадастровым номером . При этом, в качестве оснований отказа указано, что в ходе заседания комиссией по подготовке проектов правил землепользования и застройки сельских поселений Тюменского муниципального района установлено и отражено в заключении следующее: согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ г. № земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ г., то есть после утверждения Правил, следовательно, образован с нарушением требования в части соответствия границ земельного участка территориальным зонам и градостроительным регламентам. Таким образом, комиссией установлено наруушение пункта 3 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующего порядок установления границ территориальных зон, что явилось основанием для отклонения предложения о внесении изменений в Правила (л.д. 25).

Согласно выписке из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ г., представленной в материалы дела по судебному запросу, земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 98-100).

Вместе с тем, Правила землепользования и застройки Чикчинского сельского поселения Тюменского муниципального района Тюменской области утверждены решением Думы Чикчинского муниципального образования № ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 27-96).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что земельный участок , принадлежащий на праве собственности истцу, поставлен на государственный кадастровый учет после утверждения вышеназванных Правил землепользования и застройки.

Более того, земельный участок с кадастровым номером , из которого был образован земельный участок с кадастровым номером , был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 11), что свидетельствует о том, что Правила землепользования и застройки Чикчинского сельского поселения Тюменского муниципального района Тюменской области, утвержденные решением Думы Чикчинского муниципального образования № ДД.ММ.ГГГГ г., были приняты с учетом земельного участка с кадастровым номером , каких-либо возражений либо замечаний об отнесении данного земельного участка к определенной территориальной зоне его правообладателем не вносилось. Кроме того, доказательств того, что данный земельный участок находился в зоне сельскохозяйственного использования с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства (зона СХ1) материалы дела не содержат, истцом также такие доказательства не представлены.

При этом, судом учитывается, что категория и разрешенное использование образуемого земельного участка с кадастровым номером не изменилась.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и пункт 1 части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с картой функционального зонирования генерального плана Чикчинского сельского поселения, утвержденного решением Думы Чикчинского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности истцу, расположен за границами населенных пунктов Чикчинского сельского поселения, согласно карте градостроительного зонирования правил указанный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (СХУ) (л.д. 94-96).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие ГрК РФ». Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшая до 1 марта 2015 года, закрепляла положения о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривала их использование для индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - земли населенных пунктов.

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства.

Таким образом, установление градостроительных регламентов, зонирование, установление видов разрешенного использования в отношении земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель в другую категорию противоречит пункту 2 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации, положениям статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Таким образом, истец вправе использовать принадлежащий ей полевой земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Суд соглашается с доводами ответчика о том, что допущение возможности индивидуального жилищного строительства препятствуют реализации государственных и региональных программ развития села, поскольку фактически сельскохозяйственные земли изымаются из оборота, чем нарушаются положения статей 5, 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».

В силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ государственная аграрная политика направлена на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Российская Федерация принятием вышеуказанных законов провозгласила приоритет и особую ценность земель сельскохозяйственного назначения и их целевого использования в сельскохозяйственном производстве в интересах общества и государства. В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, только если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законных интересов иных лиц.

Кроме того, следует учесть то, что требованиями статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень случаев внесения изменений в правила: несоответствие правил генеральному плану поселения, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Указанная норма не предусматривает безусловной обязанности органа местного самоуправления принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила при обращении физических и юридических лиц.

Помимо этого, суд также принимает во внимание то значимое для дела обстоятельство, что истец оспаривает отказ Главного управления строительства Тюменской области о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером в части изменения зоны СХУ на зону СХ2, тогда как с заявлением об изменении территориальной зоны СХУ на зону СХ1 Касимова Н.Ч. не обращалась. Между тем, в своих уточненных исковых требований истец просит включить принадлежащий ей земельный участок в зону СХ1 (л.д. 132), что, в свою очередь, не являлось предметом рассмотрения оспариваемого ею решения.

На основании изложенного, учитывая вышеуказанные правовые положения норм действующего земельного и градостроительного законодательства РФ, суд приходит к выводу о том, что отказ Главного управления строительства Тюменской области внести изменения в Правила в отношении земельного участка истца является правомерным, соответствует действующему законодательству, оснований для перевода территориальной зоны сельскохозяйственных угодий (СХУ) в иную зону отсутствуют.

При этом, суд исходит из того, что оспариваемым истцом решением ГУС Тюменской области права и законные интересы Касимовой Н.Ч. не затрагиваются, поскольку права истца по использованию земельного участка с кадастровым номером , расположенного в зоне сельскохозяйственных угодий (СХУ) за границами населенного пункта, исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений, сохраняются.

При изложенных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», ст.ст. 12, 56, 67, 68, 71, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Касимовой ФИО7 к Главному управлению строительства Тюменской области о признании незаконным отказа по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Чикчинского сельского поселения Тюменского муниципального района, утвержденные решением Думы Чикчинского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ г., возложении обязанности внести изменения в границы территориальных зон и градостроительных регламентов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Судья (подпись) Н.В. Губская

Копия верна:

Судья Н.В. Губская

Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2017 года