Дело №2-1047/2017
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2017 года г.Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Карапетян С.А., с участием истца ФИО1, третьего лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Кстовского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Кстовский городской суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что она является многодетной матерью, по договору купли-продажи земельного участка от (дата обезличена), приобрела в собственность земельный участок - категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1 068,00 кв.м., кадастровый (номер обезличен), расположенный по адресу: (адрес обезличен) метров от дамбы, участок 2 (два).
Продавцом данного участка является Ч.А.С., который приобрел данный участок (дата обезличена) по результатам аукциона. Продавцом данного земельного участка по договору (номер обезличен)-с являлся Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района. П. 1.3 Договора определено разрешенное использование Участка: для индивидуального жилищного строительства. Там же в п. 3.2 указано, что покупателю запрещается возводить и реконструировать объекты капитального строительства на участке без разрешения, выдаваемого Администрацией Кстовского района.
В кадастровом паспорте земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от (дата обезличена) № К-В(ГКУ)/09-568429 указана категория земель: земли населенных пунктов и определено разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
В начале октября 2016 г. она обратилась в Администрацию Кстовского муниципального района для утверждения градостроительного плана земельного участка. (дата обезличена) Администрацией Кстовского муниципального района было вынесено постановление (номер обезличен) об утверждении градостроительного плана.
(дата обезличена) она обратилась в Администрацию Кстовского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
(дата обезличена) за (номер обезличен) она получила отказ в выдаче разрешения на строительство. Администрация Кстовского муниципального района указала, что в градостроительном плане земельного участка № RU52526303-1825/2016 г., установлены ограничения и обременения по видам разрешенного использования земельного участка. Указанный земельный участок находится в территориальной зоне П-6А, которая представляет собой территорию, резервируемую под производственные зоны. Правовой режим использования данной зоны определяет СанПиН 2.2.1/2.(дата обезличена)-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов». В санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку.
На момент выставления данного земельного участка на аукцион (2010 г.) Администрация Кстовского муниципального района никаких ограничений и обременений не усмотрела. Земельный участок был продан Ч. А.С. именно для индивидуального жилищного строительства, более того, категория земель была указана -земли населенных пунктов. Каких-либо ограничений (обременений) зарегистрировано не было. Это также было подтверждено выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (дата обезличена)(номер обезличен).
Она приобретала данный земельный участок также для индивидуального жилищного строительства.
Правила землепользования и застройки сельского поселения Афонинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области с размещением зоны П-6А в противоречие с ранее установленным, неотмененным правовым режимом спорного земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителю, противоречат требованиям ст. 19 ГрК РФ, составлены в противоречии с полномочиями органа местного самоуправления муниципального района.
Ею и мужем приобретены 2 дома, которые они планировали перевезти на спорный земельный участок. Покупка этих домов обошлась им в 200000 рублей. Эти дома приобретались с последующей перевозкой. Один дом они уже перевезли, а перевозку второго они сейчас не могут осуществить
Для приобретения земельного участка она продала принадлежавшую ей квартиру в Чувашии, которой владела менее 3-х лет. В связи с невозможностью постройки дома на участке она понесет крупные убытки по налогам.
(дата обезличена) они с мужем были на приеме у главы Администрации Кстовского муниципального района с целью решения данного вопроса. На приеме присутствовал также председатель КУМИ Кстовского муниципального района. Они признали, что это их недоработка, но какого-либо выхода кроме обращения в суд из данной ситуации не предложили.
Ограничения в использовании по назначению земельного участка должны быть указаны в свидетельстве о собственности в строке - ограничения, а также выписке из единого государственного реестра недвижимости.
Для того чтобы наличие охранной зоны имело хоть какие-то правовые последствия, ограничение в пользовании должно быть зарегистрировано в Росреестре в качестве публичного или частного сервитута. Необходима государственная регистрация охранной зоны, чего сделано не было. СанПиН - это не закон, а рекомендация. Кроме того, СанПиН на который ссылается администрация в своем отказе содержит Действие СанПиН 2.2.1/2.(дата обезличена)-03 согласно п. 1.2. «Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека» - соответственно на действующие промышленные объектов и производства не распространяется.
Правовые последствия имеет лишь должным образом зарегистрированная санитарно-защитная зона. Для её регистрации нужно провести общественные слушания, известить всех собственников земельных участков. Ничего из этого сделано не было.
Истец просит признать отказ Администрации Кстовского муниципального района в
выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: (адрес обезличен) метров от дамбы, участок 2 (два). (номер обезличен) от (дата обезличена) незаконным
Обязать Администрацию Кстовского муниципального района выдать мне разрешение на строительство жилого дома по адресу: (адрес обезличен) метров от дамбы, участок 2 (два).
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, не возражала против вынесения заочного решения.
Представитель ответчика администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился.
Представитель Администрации Афонинского сельсовета в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в иске просил отказать.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам искового заявления.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав истца, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, определен частями 9 (объекты индивидуального жилищного строительства) и 7 (иные объекты капитального строительства) статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Положениями пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно, вид разрешенного использования, у пользователя земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.
Согласно статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, площадью 1 068 кв.м., расположенного по адресу: (адрес обезличен) метров от дамбы, уч.2 9л.д.15).
ФИО1 обратилась в Администрацию Кстовского муниципального района с заявлением, о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке.
(дата обезличена) ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги. При этом сообщено, что в градостроительном плане земельного участка №RU52526303-1825/2016, на котором предполагается осуществить строительство объекта индивидуального жилищного строительства, установлены ограничения и обременения по видам разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки сельского поселения Афонинский сельсовет Кстовского района Нижегородской области. Указанный земельный участок находится в территориальной зоне П-6А. Зона представляет собой территорию, резервируемую под производственные зоны. Правовой режим использования данной зоны определяет СанПиН 2.2.1 /2.1.1 Л200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов». В санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельно стоящие жилые дома, территории садово-огородных участков и т.п. (л.д.17).
Учитывая, что указанный земельный участок предоставлялся для строительства индивидуального жилого дома, в свою очередь, доказательств того, что использование спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия, не представлено, суд приходит к выводу, что отказ администрации в выдаче разрешения на строительство нарушает права заявителя, в отсутствие для этого законных оснований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в выдаче ФИО1 разрешения на строительство.
Обязать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области выдать ФИО1 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке, расположенном по адресу: (адрес обезличен) метров от дамбы, участок 2.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья (подпись) А.Х.Водяницкая
Копия верна:
Судья:
Секретарь: