Дело № 2-1047/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 апреля 2019 года город Казань
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.И. Саматовой,
при секретаре судебного заседания Б.И. Гайнутдинове,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приволжского района города Казани к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Муниципальному бюджетному учреждению культуры города Казани «Казанский зооботсад» об обязании провести первоочередные мероприятия, ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия,
установил:
прокурор Приволжского района города Казани, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – ИК МО г. Казани), Муниципальному бюджетному учреждению культуры города Казани «Казанский зооботсад» (далее – МБУК г. Казани «Казанский зооботсад») об обязании провести первоочередные мероприятия, выполнить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия народов Российской Федерации в отношении МБУК г. Казани «Казанский зооботсад» по объекту культурного наследия регионального значения «Казанский зооботанический сад, 1834 года, 1931 года расположенного по адресу: <...>.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 ноября 2002 года № 626 «О включении в государственные охранные реестры недвижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры республиканского (Республики Татарстан) значения дополнительно выявленных объектов» Казанский зооботанический сад включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения «Казанский зооботанический сад, 1834 года, 1931 года» - Здание кружка юннатов - одноэтажное здание общей площадью 238,5 квадратных метра литер Н; оранжерея - двухэтажное здание общей площадью 891, 6 квадратных метра литер Ж.
МБУК г. Казани «Казанский зооботсад» использует объект культурного значения на праве оперативного управления на основании: распоряжения Комитета земельных и имущественных отношений № 726-р от 14 апреля 2008 года «О зданиях МУК «Казанский зооботсад»; договора о закреплении имущества на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительного соглашения к договору № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на здание оранжереи от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на здание конторы от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок по адресу: <...> участок 70 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры Республики Татарстан с пользователем объекта культурного наследия заключено охранное обязательство за №. Согласно охранному обязательству, пользователь в целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования обязан был подготовить исследовательскую, проектно-сметную документацию и провести соответствующие работы.
Прокуратурой Приволжского района города Казани совместно с представителями Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного значения проведена проверка, в ходе которой установлено, что ответчиком, работы согласно охранного обязательства в целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования до настоящего времени не выполняются, объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается актом технического состояния (согласно которого на стенах литера Ж и Н присутствуют многочисленные разрушения кирпичной кладки, выветривание растворных швов, разрушение штукатурного слоя, на кровле с остеклением Оранжереи присутствуют многочисленные трещины, сколы и отсутствие фрагментов стекла, водосточные трубы отсутствуют), фотоматериалами и объяснениями, представителя ответчика, данными в прокуратуре района.
В связи с вышеизложенным истец просит обязать МБУК г. Казани «Казанский зооботсад», ИК МО г. Казани выполнить первоочередные мероприятия согласно охранного обязательства № от ДД.ММ.ГГГГ и проектной документации в целях предотвращения ухудшения объекта культурного наследия без изменения облика, дошедшего до настоящего времени, выполнить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия сохранившихся объемов здания с воссозданием утраченных конструктивных систем, декоративных элементов, с усилением и реставрацией сохранившихся конструкций объемов здания согласно научно-проектной документации в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Казанский зооботанический сад», 1834 года, 1931 года», расположенного по адресу: <...>.
В ходе судебного разбирательства представитель истца в соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований, просил обязать МБУК г. Казани «Казанский зооботсад», ИК МО г. Казани в отношении объекта культурного наследия: оранжерея, двухэтажное здание общей площадью 891,6 квадратных метра литер Ж провести следующие работы: провести первоочередные противоаварийные и консервационные работы в срок до 31 мая 2019 года; исследовать состояние основания фундаментов, несущих и ограждающих конструкций здания, обмерные работы, инженерно-геологические изыскания в срок до 31 августа 2019 года; разработать научно-проектную документацию на проведение ремонтно-реставрационных работ и по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования в срок до 31 декабря 2020 года; провести работы согласно проекту до 31 декабря 2022 года. Обязать МБУК г. Казани «Казанский зооботсад», ИК МО г. Казани в отношении объекта культурного наследия: здание кружка юннатов – одноэтажное здание общей площадью 238,5 квадратных метра литер Н – «Дом Фукса», провести следующие работы: провести первоочередные противоаварийные работы (при необходимости) в срок до 31 октября 2019 года; исследовать состояние основания фундаментов, несущих и ограждающих конструкций здания, обмерные работы, инженерно-геологические изыскания в срок до 31 декабря 2019 года; разработать полный объем научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ и по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования в срок до 31 мая 2020 года; провести ремонтно-реставрационные работы с приспособлением объекта культурного наследия для современного использования (допускается поэтапное проведение) согласно проекту; провести ремонтные работы объекта культурного наследия – на весь период эксплуатации объекта культурного наследия.
В судебном заседании представитель истца уточнила исковые требования в части обязании МБУК г. Казани «Казанский зооботсад», ИК МО г. Казани в отношении объекта культурного наследия: здание кружка юннатов – одноэтажное здание общей площадью 238,5 квадратных метра литер Н – «Дом Фукса», провести первоочередные противоаварийные работы в срок до 31 октября 2019 года, остальные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МБУК г. Казани «Казанский зооботсад», в судебное заседание явилась, исковые требования признала.
Представитель ответчика ИК МО г. Казани, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Протокольным определением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 февраля 2019 года в соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены: Министерство строительство, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «КЗИО ИК МО г. Казани»), Министерство культуры Республики Татарстан, Государственное унитарное предприятие «Татинвестгражданпроект».
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, КЗИО ИК МО г.Казани, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, Министерство культуры Республики Татарстан, в судебное заседание явилась, полагалась на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, Комитет Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, извещено о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представитель в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрение дела в его отсутствии.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора, Министерство строительство, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Государственное унитарное предприятие «Татинвестгражданпроект», извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представители в суд не явились.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями части 44 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Как указано в статье 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
На основании части 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечении физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов Культурного наследия за их проведением.
В соответствии с части 2 статьи 47.2 Закона №73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
В силу пунктов 1, 7 пункта 1 статьи 47.3 Закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно пункту 18 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Татарстан от 1 апреля 2005 № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» К полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;… 8) выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Как следует из материалов дела, за МБУК г. Казани на праве оперативного управления зарегистрированы: здание оранжереи, общей площадью 891, 6 квадратных метра, литер Ж,Ж.1 и здание конторы, общей площадью 238,5 квадратных метра, литер Н,н,н1,н2, расположенные по адресу: <...>.
ДД.ММ.ГГГГ между КЗИО ИК МО г. Казани и Муниципальное учреждение культуры «Казанский зооботсад» заключен договор № оперативного управления, согласно которому «Комитет» закрепляет за «Уполномоченным органом» на праве оперативного управления муниципальное имущество: здание по улице Хади Такташ, № 114, общей площадью 428,8 квадратных метра.
Согласно пункту 2 договора оперативного управления, «Уполномоченный орган» обязуется: нести бремя финансовых расходов по поддержанию принятого им имущества, прилегающей территории и объектов благоустройства в надлежащем состоянии: по регистрации, охране, коммунальным платежам, уплате налогов, специальному (техническому, санитарному и другие) осмотру.
Как следует из дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ «Комитет» закрепляет, а «Уполномоченный орган» принимает дополнительно в оперативное управление находящееся на балансе учреждения муниципальное имущество по улице Хади Такташ, дом № 112 в том числе здание оранжереи (литер Ж,Ж1) общей площадью 891,6 квадратных метра согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ инвентарный №; здание конторы (литер Н,н,н1,н2,) общей площадь 238,5 квадратных метра согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ инвентарный номер №.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством культуры Республики Татарстан и Муниципальное культурное учреждение «Казанский зооботсад» заключено охранное обязательство по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения Казанский зооботанический сад, 1834 года, 1931 года.
Из Акта технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <...>, литер Н следует, что в целях сохранении памятника и создания нормальных условий для его использования необходимо провести следующие работы: документация на выполнение ремонтных работ по сохранению объекта культурного наследия в 2012-2013 года, выполнение ремонтных работ по сохранению объекта культурного наследия согласно документации в 2014-2015 года.
Как следует из Акта технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <...>, литер Ж, в целях сохранении памятника и создания нормальных условий для его использования необходимо провести следующие работы: исследование состоянии несущих и ограждающих конструкций здания, обмерные работы, инженерно-геологические изыскания (2012 году); эскизный проект реставрации (в 2012-2013 года): рабочая проектно-сметная документация на выполнение ремонтно-реставрационный работ сохранившейся части здания и воссоздание утраченных конструктивных систем по результатам научно-исследовательских изысканий и архитектурно-археологических исследований (в 2013-2014 года), проектная документация на проведение работ по благоустройству территории (в 2014 году), выполнение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия сохранившейся части здания с воссозданием утраченных конструктивных систем согласно научно-проектной документации (в 2014-2015 года); проведение работ по благоустройству территории памятника (в 2014-2015 года), работ по сохранению объекта культурного наследия согласно документации в 2014-2015 года.
Согласно акту технического состояния объекта культурного наследия и определение плана работ по объекту культурного наследия и благоустройству земельного участка (здание, строение, сооружение) от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, составленному представителем Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, общее состояние объекта культурного наследия неудовлетворительное.
Таким образом, в здании оранжерея и кружка юннатов («Дом Фукса»), являющиеся объектами культурного наследия, выявлен факт нахождения данных зданий в неудовлетворительном состоянии (многочисленные разрушения штукатурного слоя, трещины, отсутствуют отмотки, разрушения кирпичной кладки, вертикальные трещины, отсутствие фрагментов стекла, деформация стекольных рам, отсутствие водосточных труб), МБУК г. Казани «Казанский зооботсад» как лицо, выступающее в соответствии с договором оперативного управления, не обеспечила контроль за его сохранностью и поддержанием надлежащего состояния.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Исходя из данной нормы содержание имущества, находящегося в праве оперативном управлении, в состоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства, возлагается на использующее и владеющее им учреждение.
Учитывая, что здания объекта культурного наследия Оранжерея, общей площадью 891,6 квадратных метра и Здание кружка юннатов, общей площадью 238,5 квадратных метра находятся в оперативном управлении МБУК г. Казани «Казанский зооботсад», и принимая во внимание приведенные правовые положения, суд считает, что ИК МО г. Казани является ненадлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного исковые требования прокурора Приволжского района города Казани к ИК МО г. Казани, МБУК г. Казани «Казанский зооботсад» об обязании провести первоочередные мероприятия, ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия подлежат частному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Приволжского района города Казани к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Муниципальному бюджетному учреждению культуры города Казани «Казанский зооботсад» об обязании провести первоочередные мероприятия, ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Казани «Казанский зооботсад» в отношении объекта культурного наследия: Оранжерея, двухэтажное здание общей площадью 891,6 квадрантах метра литер Ж провести следующие работы: провести первоочередные противоаварийные и консервационные работы в срок до 31 мая 2019 года; исследовать состояние основания фундаментов, несущих и ограждающих конструкций здания, обмерные работы, инженерно-геологические изыскания в срок до 31 августа 2019 года; разработать научно-проектную документацию на проведение ремонтно-реставрационных работ и по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования в срок до 31 декабря 2020 года; провести работы согласно проекту до 31 декабря 2022 года.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Казани «Казанский зооботсад» в отношении объекта культурного наследия: Здание кружка юннатов – одноэтажное здание общей площадью 238,5 квадратных метра литер Н – «Дом Фукса», провести следующие работы: провести первоочередные противоаварийные работы (при необходимости) в срок до 31 октября 2019 года; исследовать состояние основания фундаментов, несущих и ограждающих конструкций здания, обмерные работы, инженерно-геологические изыскания в срок до 31 декабря 2019 года; разработать полный объем научно-проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ и по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования в срок до 31 мая 2020 года; провести ремонтно-реставрационные работы с приспособлением объекта культурного наследия для современного использования (допускается поэтапное проведение) согласно проекту; провести ремонтные работы объекта культурного наследия – на весь период эксплуатации объекта культурного наследия.
В удовлетворении исковых требований прокурора Приволжского района города Казани к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани об обязании провести первоочередные мероприятия, ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан.
Судья Д.И. Саматова