Дело 2-1047/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 29 ноября 2012 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,
при секретаре Лугма О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области к ФИО1 о сносе самовольных построек
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о сносе самовольных построек, требования мотивировала тем, что по требованию прокурора Кемеровского района в период с 21 по 26 сентября 2012 года была проведена внеплановая выездная проверка строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном с правой стороны автодороги <адрес><адрес> перед поворотом в санаторий "Сосновый бор", принадлежащем ответчику на основании договора купли-продажи земельного участка от 30.08.2010 года №.
Распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.01.2012 года № 11-р земельный участок переведён из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование земельного участка – строительство комплекса придорожного сервиса.
На момент проведения проверки выполнены следующие строительные работы: устройство бетонных монолитных ленточных фундаментов под два сооружения; установка сруба на монолитном бетонном фундаменте; устройство монолитной лестницы из бетона; установка опалубки для бетонирования второй лестницы. По периметру земельного участка установлены металлические стойки на бетонных опорах для устройства ограждения.
На земельном участке находятся две единицы строительной техники.
Однако проектная документация на строящиеся здания и сооружения, либо разрешение на строительство отсутствуют.
В силу конструктивных особенностей указанные объекты являются недвижимым имуществом, поскольку имеют прочную неразрывную связь с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно, классифицируются как объекты капитального строительства и должны соответствовать требованиям Закона РФ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В данном случае усматривается наличие двух признаков самовольной постройки - строительство осуществляется без разрешений и на возводимый комплекс зданий и сооружений отсутствует проектная документация и экспертиза этой документации.
Истец просит признать объекты незаверенного строительства самовольными постройками и обязать ответчика снести их за свой счет в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности от 23.10.2012 года, удостоверенной нотариусом Кемеровского нотариального округа Кемеровской области ФИО2, исковые требования не признал полностью по тем основаниям, что инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области законом не предоставлено право обращаться в суд с иском в защиту неограниченного круга лиц, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Бетонные монолитные ленточные фундаменты, сруб на монолитном бетонном фундаменте, монолитная лестница и металлические стойки на бетонных опорах для устройства ограждения не являются объектами капитального строительства и на них не требуется разрешение, поскольку истцом не приведено описание и признаки, которые позволяют отнести возводимые объекты к объектами капитального строительства, либо иные доказательства.
Истец считает указанные объекты вспомогательными и временными, сруб как помывочную. Указанные строения легко разбираются и перевозятся без нанесения несоразмерного ущерба, что не подпадает под определение недвижимого имущества.
Истец также считает, что проектная документация объектов с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 квадратных метров экспертизе не подлежит.
Спорные строения не обладают признаками капитальности и не имеют показателей в 1 500 квадратных метров.
Акт проверки № от 24.09.2012 является недопустимым доказательством по делу как полученный с нарушением федерального законодательства.
Ответчик считает необоснованным утверждение истца о том, что все работы должны выполнятся лицами, имеющими допуск к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Такие виды работ установлены "Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" и этот перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство, в связи чем работы на таких объектах могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Истцом не представлено доказательств того, что строительство связано с угрозой жизни и здоровью людей.
Истец не называет, какие именно для строительства необходимо получить разрешения, помимо разрешения на строительство.
В судебном заседании представитель третьего лица - администрации Кемеровского муниципального района ФИО4, действующая на основании доверенности от 28.12.2011 года № 795, исковые требования инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области полагала обоснованными.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие ответчика.
Заслушав объяснения представителей истца ФИО5, действующей на основании доверенности от 28.02.2012 года, ФИО6, действующей на основании доверенности от 13.06.2012 года, представителя ответчика ФИО3, представителя администрации Кемеровского муниципального района ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Земельный кодекс РФ устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка (ст. 40 Земельного кодекса РФ)
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
По договору купли-продажи земельного участка от 30.08.3010 года № 220 (л.д. 9), заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 18, 34) площадью 15 547 кв.м., расположенного в Кемеровском районе. Право собственности зарегистрировано 08.12 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (л.д. 10).
Распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.01.2012 года № 11-р (л.д. 11) на основании положительного заключения администрации Кемеровского муниципального района (л.д. 59) земельный участок переведён из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно кадастрового паспорта разрешенное использование земельного участка – строительство комплекса придорожного сервиса (л.д. 34).
По требованию прокуратуры Кемеровского района от 17.08.20012 года №, вынесенному в порядке ст. 22 Закона РФ "О прокуратуре РФ" (л.д. 8), инспекцией государственного строительного надзора Кемеровской области в присутствии представителя ответчика ФИО9, действующего на основании доверенности от 21.09.2012 года, удостоверенной нотариусом Кемеровского нотариального округа Кемеровской ФИО10 (л.д. 53), 21.09.2012 года проведена проверка строительства, проводимого на вышеуказанном земельном участке (л.д. 60).
Из акта проверки от 24.09.2012 года № (л.д. 12-14), фотографий (л.д. 14-17) следует, что на земельном участке произведено устройство бетонных монолитных ленточных фундаментов под два сооружения; установка сруба на монолитном бетонном фундаменте; устройство монолитной лестницы из бетона; установка опалубки для бетонирования второй лестницы. По периметру земельного участка установлены металлические стойки на бетонных опорах для устройства ограждения.
Представитель ответчика ФИО3 наличие указанных объектов на земельном участке, принадлежащем ФИО1, не оспаривает.
Из сообщения администрации Кемеровского муниципального района от 06.09.2012 года № 7704 следует, что ФИО1 за разрешением на строительство на земельном участке с кадастровым номером № не обращался (л.д. 25).
Постановлением инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области от 09.11.2012 года № 01-04-294-02 (л.д. 45-47) ФИО1 признан виновным по ч. 1 ст. 9.5 КРФоАП (строительство объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство) и подвергнут административному наказанию в виде административного штраф в размере 2 000 рублей (л.д. 46-47).
ФИО1 оплатил штраф по платежному поручению от 16.11.2012 года № 774 (л.д. 66).
ФИО1 19.11.2012 года подал жалобу на указанное постановление, однако решение по жалобе на момент рассмотрения дела судом не принято.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1 ч. 1, п. 1 – п. 3 ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или её модификацией. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований ч.2 и ч.2 ст. 52 настоящего Кодекса.
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 31.07.2012 года № 320 утверждено Положение об инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области, согласно которому инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, уполномоченный на осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Кемеровской области на предмет соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, иных нормативных актов, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, наличия разрешения на строительство, выполнения требований ч.2 и ч.3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора.
В силу требований ст. 222 ГК РФ самовольной является постройка, осуществленная без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, результатом проведения строительного надзора может быть установление факта строительства без разрешения на такое строительство, что является одним из оснований отнесения постройки к самовольным.
Самовольная постройка подлежит сносу (ч.2 ст. 222 ГК РФ). Принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда, которым удовлетворен иск о сносе.
Градостроительный кодекс РФ определяет общие полномочия органов, осуществляющих строительный надзор, которые необходимы для выполнения возложенных на них надзорных функций.
Возможность предъявления иска о сносе самовольной постройки в суд следует из целей осуществления надзора, определенных принципами законодательства о градостроительной деятельности. К таким принципам согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, в частности, относятся осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя ст. 222 ГК РФ, судам необходимо учитывать, что с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Таким образом инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области вправе обратился в суд с иском в защиту публичных интересов о сносе самовольной постройки, созданной без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, в связи с чем оснований для прекращения производства по делу по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ нет.
Аналогичная позиция содержится в п. 3 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 09.12.2010 года № 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 ГК РФ".
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Суд считает, что бетонные монолитные ленточные фундаменты под два здания, сруб на монолитном бетонном фундаменте, монолитная лестница, металлические стойки на бетонных опорах для устройства ограждения являются объектами незавершенного строительства, поскольку прочно связаны с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии со ст. 2, ч.1, ч.2 ст. 3 Закона РФ "Об архитектурной деятельности в РФ" разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде. Заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием. Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Таким образом, в ч. 1 ст. 222 ГК РФ закреплено три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков.
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" поскольку объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу, то исходя из ч.1 ст. 222 ГК РФ объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 – п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Однако строительство на земельном участке, предоставленном ФИО1, не подпадает ни под один из случаев исключений, при которых выдача разрешения на строительство не требуется, поэтому, прежде чем приступить к строительству, ФИО1 обязан был получить разрешение на такое строительство.
В п. 3.19 "Руководства по конструированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелого бетона (без предварительного напряжения)" разработанном в соответствии с положениями главы СНиП II-21-75 "Бетонные и железобетонные конструкции", дано определение фундамента, которым признаются подземные конструкции, предназначенные для передачи нагрузок от вышележащих частей здания или сооружения на грунтовое основание.
Суд не может признать доводы представителя ответчика ФИО3 о том, что воздвигнутые строения носят временный характер и возможет их демонтаж или перемещение без несоразмерного ущерба их назначению, поскольку наличие фундамента уже свидетельствует о неразрывной связи будущих объектов с землей и не может свидетельствовать о временном характере таких объектов.
Ответчиком также не представлено доказательств того, что деревянный сруб носит временный характер, поскольку он установлен на монолитном ленточном фундаменте.
Из акта обследования и фотографий (л.д. 16, 17) также следует, что работы по строительство не приостановлены.
При указанных обстоятельствах суд считает, что объекты незаверенного строительства, состоящие из бетонных монолитных ленточных фундаментов под два здания, сруба на монолитном бетонном фундаменте, монолитных лестниц, металлических стоек на бетонных опорах для устройства ограждения являются самовольными постройками и подлежат сносу, как построенные без соответствующего разрешения на строительство.
Учитывая степень возведения объектов незаверенного строительства суд считает, что указанные строения могут быть снесены в течение месяца.
Такие обстоятельства, как отсутствие угрозы жизни и здоровью людей, отсутствие экспертизы проектной документации, выполнение строительных работ неквалифицированными лицами юридически значимым для признания объектов самовольными постройками не являются.
Отсутствие угрозы жизни и здоровью людей имеет правовое значение для признания права собственности на самовольную постройку, а не для её сноса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать объекты незаверенного строительства, состоящие из бетонных монолитных ленточных фундаментов под два здания, сруба на монолитном бетонном фундаменте, монолитных лестниц, металлических стоек на бетонных опорах для устройства ограждения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № в Кемеровском районе Кемеровской области, самовольными постройками и обязать ФИО1 за свой счет снести указанные самовольные постройки в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Справка: в окончательной форме решение изготовлено 03.12.2012 года.
Судья А.А. Тупица