Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 марта 2016 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Розановой Т.О.,
при секретаре судебных заседаний Коваленко И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты>
установил:
Архангельский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к открытому акционерному обществу <данные изъяты> сославшись на то, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности, выявлены нарушения требований о транспортной безопасности, выразившиеся в отсутствии подготовки сотрудников, входящих в состав сил обеспечения транспортной безопасности, по программам и документам, определенным законодательством Российской Федерации, что создает угрозу для устойчивого и безопасного функционирования аэропорта. В связи с чем просит обязать ответчика устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, а именно: признать незаконным бездействие <данные изъяты>
В ходе рассмотрения дела податель иска требования уточнил, попросив возложить на ответчика обязанность обеспечить проведение специальной профессиональной подготовки, повышению квалификации, переподготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с дополнительными профессиональными программами, утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ в течение одного года во дня вступления решения суда в законную силу.
Участвующий в деле прокурор Ковацюк Ю.А. уточненные исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Представитель ответчика <данные изъяты>» Крижевский В.И. в судебном заседании с иском не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснил, что согласно действующему законодательству, в обществе подлежат подготовке только лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, которым является начальник службы авиационной безопасности. В связи с чем, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
<данные изъяты>.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" дано определение понятия "транспортная безопасность" как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 3 ст. 4 названного Федерального закона, обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства названный Федеральный закон возлагает на субъекты транспортной инфраструктуры.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требовании по обеспечению транспортной безопасности (ч. 1 п.п. 3,5,6 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Требования изданы Минтрансом России в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности", предусматривающей, что требования по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются Минтрансом России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п. 7.2 ст. 1 вышеуказанного закона, силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Подпунктом 5.13 пункта 5 Требований транспортной безопасности предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры, обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 85.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы: основные программы профессионального обучения; дополнительные профессиональные программы.
Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Реализация образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку, обеспечивающую приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, требования к которым устанавливаются законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, а также преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, требования к которым установлены порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, имеет право устанавливать в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки сил обеспечения транспортной безопасности по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
Разработка и утверждение типовых основных программ профессионального обучения и типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности возложена на Минтранс РФ, который осуществляет свои полномочия на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".
Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 243 утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе, типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, целью которой является повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Типовая программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать соответствующий работник транспортной безопасности, содержит учебный план, технико-педагогические условия ее реализации и формы аттестации.
Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, который включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку сил обеспечения транспортной безопасности (далее - силы ОТБ) и направлен на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства РФ о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами обеспечения транспортной безопасности (далее ОТБ) работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ, и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил ОТБ, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, соответствующие установленным требованиям.
Решение о выборе формы подготовки сил ОТБ принимается субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности.
Полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ, проводимой в порядке, установленном ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Подготовка персонала для работы на транспорте имеет свои особенности, которые определяются тем фактом, что транспорт представляет собой источник повышенной опасности. Деятельность работающего на транспорте персонала напрямую связана с возможными угрозами жизни и здоровью людей.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты.
Уполномоченным органом является в данном случае Федеральное агентство воздушного транспорта.
Как следует из материалов Архангельской транспортной прокуратурой была проведена плановая проверка исполнения <данные изъяты>» требований законодательства о транспортной безопасности, являющемся субъектом транспортной инфраструктуры. В ходе проверки было установлено, что в пользовании общества находятся аэропорт.
В ходе проведенной Архангельской транспортной прокуратурой проверки установлено, что вышеуказанные требования в <данные изъяты>» должным образом не исполняются.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В ходе проверки установлено и нашло свое подтверждение в судебном заседании, что в нарушение ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п.п. 5.1, 5.5, 5.8, 5.13, 5.16, 5.25, 5.29, 5.31.19 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта, являющиеся непосредственно силами, обеспечивающими транспортную безопасность в объекте транспортной инфраструктуры, не обучены в сфере транспортной безопасности в сертифицированных учреждениях дополнительного профессионального образования; ответственный за обеспечение транспортной безопасности не имеет обучения в сфере обеспечения транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры объектов воздушного транспорта.
Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями помощника прокурора, а также сведениями, содержащимися в письменных материалах дела, и ответчиком по правилам ст.ст. 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.
Письменными материалами дела подтверждается, что подготовка сотрудников <данные изъяты> в состав сил обеспечения транспортной безопасности, по программам и документам, определенным законодательством Российской Федерации, не проводилось.
Таким образом, Обществом обязанность по осуществлению специальной профессиональной подготовки, повышению квалификации, переподготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с дополнительными профессиональными программами, утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№. Соответственно, требования законодательства в части обеспечения транспортной безопасности аэропорта Архангельск, не соблюдены, что создает угрозу для устойчивого и безопасного его функционирования, защиты интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства.
До настоящего времени доказательств прохождения указанными лицами специализированной подготовки в сфере транспортной безопасности в материалах дела не имеется. Пройденное работниками службы авиационной безопасности обучение по авиационной безопасности не свидетельствует о наличии обучения по транспортной безопасности.
Доводы общества об отсутствии оснований для проведения специализированной подготовки в сфере транспортной безопасности сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, в связи с тем, что отсутствует порядок подготовки лиц указанной категории, суд считает несостоятельными, поскольку основанием для неисполнения требований федерального законодательства о необходимости проведения специализированной подготовки в сфере транспортной безопасности не являются.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективных препятствиях к исполнению указанных выше требований безопасности, ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требованиями действующего законодательства предусмотрена обязанность <данные изъяты>», как субъекта транспортной инфраструктуры, обеспечить проведение специализированной подготовки в сфере транспортной безопасности сотрудников обеспечения транспортной безопасности общества, в связи с чем, полагает, что требования прокурора по рассматриваемому заявлению правомерны, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд учитывает, что несоблюдение требований транспортной безопасности может привести к возможному совершению актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, может причинить вред жизни и здоровью людей, тогда как их безопасность гарантирована Конституцией Российской Федерации и находится под защитой государства.
Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу установить срок исполнения решения суда один год с момента его вступления в законную силу
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.
С учетом требований ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.О. Розанова