ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1049 от 26.08.2021 Узловского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2021 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Румянцевой В.А.,

при секретаре Карсеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1049 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (межрайонному) о признании права на досрочную пенсию,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ подал ответчику заявление о досрочном назначении пенсии по старости с учетом проживания в зоне, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС, и наличия специального стажа, предусмотренного абз.2 п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано по причине отсутствия необходимого специального стажа. Считает, что в его специальный стаж необоснованно не включен период службы в рядах СА по призыву.

Просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

От ответчика поступили возражения по заявленным требованиям, в которых просит в иске отказать, указывая, что право истца на снижение пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне, подвергшейся радиационному заражению, не оспаривает. Вместе с тем, у истца отсутствует необходимый специальный стаж с работой по Списку № 1 для снижения возраста выхода на пенсию на 7 лет, поскольку такой стаж составляет 5 лет 3 месяца 7 дней, что дает ему право на снижение возраста на 5 лет. Период службы в армии засчитан истцу в размере, не превышающем размер имевшегося у него до службы в армии стажа по Списку № 1. Стаж, последовавший после такой службы, в зачет не принят, поскольку окончание службы имело место после 01 января 1992 года, когда служба в армии в специальный стаж не засчитывалась.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель адвокат Бухтояров А.И. заявленные требования поддержали и просили удовлетворить, полагая, что ответчиком неверно применяется действующее законодательство.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 иск не признала по доводам, изложенным в возражениях.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, накануне достижения 50 лет, обратился к ответчику по вопросу досрочного назначения пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на 10 лет: 3 года в связи с проживанием в зоне, подвергшейся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, и 7 лет в связи с работой по Списку № 1.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении такой пенсии отказано ввиду того, что принятый к зачету специальный стаж в 5 лет 3 месяца 25 дней с учетом времени проживания на загрязненной территории дает ему право на назначение пенсии по достижении возраста 52 лет. К зачету в специальный стаж приняты периоды работы с 18 октября по 05 ноября 1990 года в должности подземного горнорабочего 3 разряда на участке № 2 шахты «Владимирская» (Список № 1 по постановлению СМ СССР от 22 августа 1956 года); с 04 февраля по 12 июля 1993 года в должности подземного горнорабочего 3 разряда на участке № 2 той же шахты (Список № 1 по постановлению КМ СССР от 26 января 1991 года); и с 13 июля 1993 по 22 апреля 1998 года в должности горного мастера участка ВШТ-2 той же шахты (Список № 1 по постановлению КМ СССР от 26 января 1991 года). Также на основании п. 109 Положения о Порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением СМ СССР от 03 августа 1972 года № 590 к зачету в специальный стаж принято 18 дней службы в армии по призыву, с учетом, что до 01 января 1992 года стаж работы по Списку № 1 у истца составил 18 дней. Остальной период службы не был принят ввиду того, что с 01 января 1992 года служба в армии в специальный стаж не засчитывалась.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 этого Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы.

Наличие необходимых индивидуального пенсионного коэффициента, страхового стажа и права на снижение возраста выхода на пенсию на 3 года в связи с проживанием на загрязненной территории в соответствии с Законом РФ № 1244-1 ответчиком не оспаривалось.

Для снижения возраста выхода на пенсию по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ истцу необходимо иметь не менее 5 лет стажа работы на соответствующих видах работ.

В соответствии с ч.ч. 2-4 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован 18 января 1999 года.

Как следует из трудовой книжки, истец с 15 октября 1990 года принят подземным горнорабочим 3 разряда на участок № 2 шахты «Владимирская», откуда уволен 05 ноября 1990 года в связи с призывом в Советскую армию (22 дня).

Согласно выписке из ИЛС ЗЛ специальный стаж значится с 18 октября по 05 ноября 1990 года (19 дней), что и было учтено ответчиком.

С 25 ноября 1990 по 13 ноября 1992 года ФИО1 проходил службу в рядах СА (1 год 11 месяцев 18 дней).

С 04 февраля 1993 года по 12 июля 1993 года работал на той же шахте подземным горнорабочим 3 разряда, а с 13 июля 1993 по 22 апреля 1998 года горным мастером той же шахты (5 лет 2 месяца 18 дней).

На период службы в армии пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года. Порядок назначения пенсий регламентировался Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590.

В соответствии с п. 109 этого Положения в стаж работы также засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР (п. «к»).

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в пп. «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах (абз 5 п. 109).

Таким образом, данной нормой установлено ограничение по определению продолжительности периода работы или другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях или в льготных размерах. Продолжительность такой работы и другой деятельности не должна превышать суммарную продолжительность работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Спискам №№ 1 и 2 от 1956 года.

Вместе с тем, разрешая вопрос о возможности включения в специальный стаж всего периода службы в армии, суд исходит из следующего.

Как указывалось ранее, ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан, а периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В силу ч. 8 ст. 13 указанного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В целях реализации ст. ст. 30.31 ФЗ № 400-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно п. 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в том числе в абз. 3 пп. «а» п. 1 данного постановления, применяются соответствующие положения п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением СМ СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. П. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением СМ СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего служба в составе Вооруженных Сил СССР ( пп. «к»).

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах периоды, указанные в пп. «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ", действовавший в период с 1 марта 1991 г. до 1 января 2002 г., закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время прохождения службы.

Доводы ответчика о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 года противоречат приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему исключают возможность исчисления после 1 января 1992 г. специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Кроме того, в соответствии с Конституцией СССР от 07 октября 1977 года, действовавшей в период прохождения истцом службы, воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР являлась почетной обязанностью советских граждан (ст. 63).

Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности".

В соответствии со ст. ст. 3,5,8 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных данным законом, считались состоящими на действительной срочной военной службе.

В ст. 73 этого же Закона закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж. Действие данного закона прекратилось с 01 марта 1993 года, то есть после демобилизации истца из рядов СА.

Обязанность по защите Отечества возложена на граждан РФ и Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года.

Поскольку при призыве на службу истец имел право на зачет периода службы в армии при наличии работ по Списку № 1 до или после службы в размере не более имевшегося стажа такой работы, а при изменении законодательства в силу обязательности такой службы не мог ее прервать по собственному желанию, суд полагает, что период службы ФИО1 в полном объеме (1 год 11 месяцев 18 дней) подлежит зачету в специальный стаж, поскольку это не превышает имеющегося у него специального стажа в 5 лет 3 месяца 7 дней (без учета службы в армии).

С учетом включения данного периода в специальный стаж он составит более 7 лет, что дает ФИО1 право на снижение пенсионного возраста еще на 7 лет, а в общей сложности на 10 лет.

Истец обратился к ответчику по вопросу назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением им возраста 50 лет ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ч.1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2001 года, страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 этой же статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Следовательно, истец имеет право на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Узловая Тульской области (межрайонному) о признании права на досрочную пенсию удовлетворить.

Включить в специальный стаж периоды службы в рядах Советской Армии с 25 ноября 1990 года по 13 ноября 1992 года.

Признать за ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязав Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая Тульской области (межрайонное) назначить и выплачивать ему данную пенсию с указанной даты.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий В.А. Румянцева