ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10492/2021 от 20.06.2022 Красногорского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20.06.2022г Красногорский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кавериной О.В.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Министерству строительного комплекса о возмещении убытков

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 предъявил к Министерству строительного комплекса иск о возмещении убытков. В обоснование требований представитель указал, что 02.10.2017г истец заключил с АО «Континет проект» договор № ДУ-13-97-136 участия в долевом строительстве, по условиям которого застройщик обязался своими силами или с привлечением других лиц построить многоквартирный жилой дом по адресу: , Северо-Западная промышленно-коммунальная зона, на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0000000:16603, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого объекта не позднее 30.06..2019г передать участнику долевого строительства соответствующий объект – однокомнатную квартиру площадью 34.8 кв.м.

Стоимость квартиры составила 3 077 142 руб 88 коп, оплата производилась за счет кредитных средств.

Решением Арбитражного суда по делу № А41-44403/18 от 13.07.2018г. АО «Континент Проект» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющий утверждена ФИО3 При рассмотрении дела о банкротстве должника применены правила параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве, регулирующие особенности банкротства застройщиков.

Конкурсный управляющий АО «Континент проект» ФИО4 обратилась в Арбитражный суд с заявлением о передаче имущества и обязательств застройщика приобретателю - Фонду «Специальные проекты Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства», в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) АО «Континент проект».

Определением Арбитражного суда от 08.04.2019г. по делу № А41-444403\18 имущество и обязательства застройщика АО «Континент проект», включая обязательства по вышеуказанному договору, переданы приобретателю - Фонду «Специальные проекты Фонда зашиты прав граждан - участников долевого строительства» с обязательным переоформлением разрешений на строительство, выданных Министерством строительства .

Определением Арбитражного суда по делу № А41-44403\18 от 09.11.2019г определение Арбитражного суда от 08.04.2019г отменено, соответственно, имущество и обязательства застройщика АО «Континент-проект» Фонду «Специальные проекты Фонда зашиты прав граждан - участников долевого строительства» переданы не были. Причиной отмены определения суда от 08.04.2019г являлось расположение на земельных участках с кадастровыми номерами 50:10:0010303:1058, 50:10:0000000:16603, расположенных по адресу: , г Химки, Северо-Западная промышленно-коммунальная зона, на которых планировалось построить многоквартирные дома ЖК «Солнечная система», высоковольтных линии электропередач, срок производства работ по переустройству которых займет от 28 до 47 месяцев. Таким образом, Фонд лишен возможности в установленный законом трехлетний срок построить и передать участникам строительства соответствующие объекты, что приведет к невозможности восстановления прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства по своевременному получению объектов строительства. Кроме того, при выполнении работ по переустройству высоковольтных линий электропередач не будет выдержана охранная зона ЛЭП, что повлечет за собой угрозу для здоровья и жизни людей.

В результате многоквартирный жилой дом, в котором ФИО1 приобретена квартира, не может быть достроен из-за прохождения по участку, на котором планировалось строительство, высоковольтных линий электропередач.

Разрешение на строительство многоквартирного дома № RU от 25.11.2016г выдавалось Министерством строительного комплекса .

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации установленным требованиям, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Согласно положению о Министерстве строительного комплекса , действовавшему в момент выдачи спорного разрешения на строительство (утв. Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ), Министерство строительного комплекса является центральным исполнительным органом государственной власти специальной компетенции, разрабатывающим и проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории в отдельных сферах градостроительной деятельности, промышленности строительных материалов, жилищной политики, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, переселения граждан из аварийных многоквартирных домов (п. 1 Положения). Целью деятельности Министерства является разработка и реализация государственной политики в отдельных сферах градостроительной деятельности, промышленности строительных материалов, жилищной политики, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, переселения граждан из аварийных многоквартирных домов (п. 12 Положения). Министерство строительного комплекса осуществляет полномочия по выдаче разрешений на строительство в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) (пп. 5 п. 13 Положения).

В сфере долевого жилищного строительства, Министерство осуществляет полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории (пп. 6 п. 15 Положения).

Таким образом, именно на Министерство строительного комплекса возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора в сфере долевого строительства, а также полномочия по выдаче разрешения на строительство.

Вместе с тем. Министерством строительного комплекса ответчиком при выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома, требования закона не исполнены, разрешение на строительство выдано незаконно.

Судебными актами установлено, что строительство данного многоквартирного дома невозможно, поскольку по участку проходят высоковольтные линии электропередач.

Такими действиями Министерства строительного комплекса ФИО1 причинены убытки. Так, истцу выплачена компенсация стоимости 324 116 руб 88 коп, однако, им понесены расходы в виде уплаты процентов по кредитному договору 1 016 609 руб.

В ответе на претензию о возмещении убытков ответчик указал, что с 2018г реализацию государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, градостроительной, деятельности на территории осуществляет Министерство жилищной политики . Однако, разрешение на строительство выдавалось в 2016г именно Министерством строительного комплекса , в связи с чем именно оно является надлежащим ответчиком по делу.

Просит взыскать с Министерства строительного комплекса за счет казны в пользу ФИО1 убытки 1 016 609 руб 10 коп, а также расходы по госпошлине.

Представитель ответчика Министерства строительного комплекса и третьего лица – Министерства экономики и финансов просили в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст.ст.16, 1064, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из материалов дела следует, что 02.10.2017г между ФИО1 и АО «Континет проект» заключен договор № ДУ-13-97-136 участия в долевом строительстве, по условиям которого застройщик обязался своими силами или с привлечением других лиц построить многоквартирный жилой дом по адресу: , Северо-Западная промышленно-коммунальная зона, на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0000000:16603, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого объекта не позднее 30.06..2019г передать участнику долевого строительства соответствующий объект – однокомнатную квартиру площадью 34.8 кв.м.

Стоимость квартиры составила 3 077 142 руб 88 коп, оплата стоимости квартиры произведена истцом за счет кредитных средств.

Решением Арбитражного суда по делу № А41-44403/18 от 13.07.2018г. АО «Континент проект» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющий утверждена ФИО3, которая обратилась в Арбитражный суд с заявлением о передаче имущества и обязательств застройщика приобретателю - Фонду «Специальные проекты Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства», в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) АО «Континент проект».

Определением Арбитражного суда от 08.04.2019г. по делу № А41-444403\18 имущество и обязательства застройщика АО «Континент проект», включая обязательства по вышеуказанному договору, переданы приобретателю - Фонду «Специальные проекты Фонда зашиты прав граждан - участников долевого строительства» с обязательным переоформлением разрешений на строительство, выданных Министерством строительства .

Определением Арбитражного суда по делу № А41-44403\18 от 09.11.2019г определение Арбитражного суда от 08.04.2019г отменено, соответственно, имущество и обязательства застройщика АО «Континент-проект» Фонду «Специальные проекты Фонда зашиты прав граждан - участников долевого строительства» переданы не были. Причиной отмены определения суда от 08.04.2019г являлось расположение на земельных участках с кадастровыми номерами 50:10:0010303:1058, 50:10:0000000:16603, расположенных по адресу: , г Химки, Северо-Западная промышленно-коммунальная зона, на которых планировалось построить многоквартирные дома ЖК «Солнечная система», высоковольтных линии электропередач, срок производства работ по переустройству которых займет от 28 до 47 месяцев. Таким образом, Фонд лишен возможности в установленный законом трехлетний срок построить и передать участникам строительства соответствующие объекты, что приведет к невозможности восстановления прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства по своевременному получению объектов строительства. Кроме того, при выполнении работ по переустройству высоковольтных линий электропередач не будет выдержана охранная зона ЛЭП, что повлечет за собой угрозу для здоровья и жизни людей.

При таких обстоятельствах многоквартирный жилой дом, в котором ФИО1 приобретена квартира, не может быть достроен из-за прохождения по участку, на котором планировалось строительство, высоковольтных линий электропередач.

Разрешение на строительство многоквартирного дома № RU от 25.11.2016г выдавалось Министерством строительного комплекса .

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что в результате неправомерных действий ответчика, выдавшего противоречащее закону разрешение на строительство, истцу причинены убытки в виде уплаченных процентов по кредитному договору, в соответствии с которым банком предоставлены денежные средства для оплаты стоимости квартиры.

С такими доводами истца суд согласиться не может.

До настоящего времени разрешение на строительство № RU от 25.11.2016г незаконным не признано, вина ответчика и противоправность его действий при выдаче такого разрешения не установлены.

Для наступления ответственности, предусмотренной статьями 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда и вину последнего, а также причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению причиненных истцу убытков.

Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Министерству строительного комплекса о возмещении убытков – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Каверина