УИД: 11RS0001-01-2021-020094-97
Дело № 2- 1677/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Катаржновой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
23 марта 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Воркутинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Комиавиатранс» о возложении обязанности по совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Сыктывкарский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АО «Комиавиатранс» о возложении обязанности по совершению действий:
- в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить сертификат соответствия аэродрома ...
- в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить сертификат оператора аэродрома ....
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель АО «Комиавиатранс» в ходе рассмотрения дела исковые требования полагал подлежащими оставлению без удовлетворения, пояснил, что воздушные перевозки в г. ... осуществляются на самолетах, пассажировместимость которых составляет 19 кресел, с учетом положений ст. 8 Воздушного кодекса РФ, обязательной сертификации не требуется. Аэродром ... не является открытым для международных полетов. Аэродром эксплуатируется в форме посадочной площадки. Перевод аэродрома в статус посадочной площадки не влечет не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц,
Представитель третьего лица в суд не явился, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1, п. 7 ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромом является участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Посадочной площадкой является участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Как предусмотрено п. 1, п. 4 ст. 41 Воздушного кодекса Российской Федерации, аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома, такого вертодрома требованиям, предусмотренным статьей 48 настоящего Кодекса. Форма и порядок оформления указанного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Ведение данного реестра возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.
Данные об аэродроме гражданской авиации, о вертодроме гражданской авиации исключаются из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании решения о закрытии аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации для обслуживания гражданских воздушных судов.
В силу п. 1 и п. 4 ст. 44 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромом совместного базирования является аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации.
Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации.
Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам.
На основании ст. 48 Воздушного кодекса Российской Федерации требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Согласно ст. 49 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации допускаются к эксплуатации с даты их регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.
Эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.
Согласно ч. 2 ст. 50 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации.
Воркутинской транспортной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности полетов при эксплуатации АО «Комиавиатранс» аэродрома ... выявлены нарушения.Аэродром ... зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации за № 6/44 решение о закрытии аэродрома ... для обслуживания воздушных судов не принималось.
В нарушение указанных требований законодательства оператором аэродрома ... – АО «Комиавиатранс» в отсутствие соответствующего постановления Правительства РФ о закрытии аэродрома ... для обслуживания воздушных судов, принято решение о перепрофилировании действующего и зарегистрированного в установленном законом порядке в Государственном реестре аэродромов гражданской авиации Российской Федерации аэродрома ... в посадочную площадку.
На основании п. 2 ст. 50 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что аэродром ... как гражданский аэродром должен отвечать требованиям, установленным действующими федеральными авиационными правилами, при этом АО «Комиавиатранс» является лицом, обеспечивающим соответствие аэродрома установленным требованиям.
Согласно п. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ аэродромы, аэропорты подлежат обязательной сертификации.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов.
Приказом Минтранса России от 07.10.2020 N 415 утверждены Федеральные авиационных правила "Порядок проведения обязательной сертификации аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов" (далее по тексту - ФАП № 145)
. В случае принятия решения о выдаче сертификата соответствия аэродрома с данным решением оформляется сертификат соответствия аэродрома со сроком действия 5 лет (п. 20 ФАП № 145)
Приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 286 утверждены Федеральные авиационные правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил" (далее по тексту - ФАП № 286), согласно которым документом, подтверждающим соответствие операторов аэродромов гражданское авиации требованиям федеральных авиационных правил, является сертификат соответствия оператора аэродрома гражданской авиации.
Судом установлено, что на день рассмотрения спора в суде АО «Комиавиатранс» не получены ни сертификат соответствия аэродрома ..., ни сертификат оператора аэродрома.
При этом ответчиком не представлено суду доказательств того, что им предпринимались необходимые и достаточные меры по обеспечению соответствия аэродрома Инта действующим федеральным авиационным правилам, либо того, что в силу объективных причин обеспечить соответствие аэродрома действующим федеральным авиационным правилам невозможно.
Решение о закрытии аэродрома ... для обслуживания воздушных судов Правительством Российской Федерации не принималось.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска по причине использования АО «Комиавиатранс» воздушных судов ..., пассажировместимостью менее двадцати человек, основан на ошибочном толковании норм действующихо в Российской Федерации норм и правил.
Осуществление АО «Комиавиатранс» коммерческой деятельности не должно приводить к нарушению законодательства РФ, ответчик не лишен возможности приобретения воздушных судов иной пассажировместимостью
Кроме того, аэродром ... предназначен для обслуживания воздушных судов ... (может взять на борт до 52 пассажиров), ... (пассажировместимость до 38 человек), ... (от 27 до 40 человек)
Довод ответчика о том, что сертификация операторов аэродрома является необязательной, ошибочен, противоречит ч.3 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, в т.ч., ст.ст. 83, 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, требований об авиационной безопасности, представленных доказательств, суд полагает подлежащим удовлетворению иск Воркутинского транспортного прокурора к ответчику о возложении на АО «Комиавиатранс» обязанности получить сертификат соответствия аэродрома ..., получить сертификат оператора аэродрома ....
С учётом требований ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает срок для исполнения решения суда- в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Указанный срок суд считает разумным и позволяющим исполнить решение суда надлежащим образом.
Со стороны ответчика доказательств неразумности указанного срока не представлено.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить на АО «Комиавиатранс» обязанности в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу:
- получить сертификат соответствия аэродрома ...,
- получить сертификат оператора аэродрома ....
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья О.С. Некрасова
Решение суда принято в окончательной форме 28 марта 2022 года