КОПИЯ
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2023 года г. Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Елшина Н.А.,
при секретаре судебного заседания Марковой Е.С.,
с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1<данные изъяты> к Администрации <адрес> об обязании выделить земельный участок,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании выделить земельный участок.
Свои требования мотивирует тем, что неоднократно обращался в орган местного самоуправления по вопросу предоставления земельного участка для целей размещения объекта местного значения. Должностные лица ответчика ввели его в заблуждение, попросили очистить земельный участок, обещали предоставить его бесплатно. При этом, на письменные обращения истцу направлялись ответы о возможности предоставления земельного участка только путем проведения торгов. Истец утверждает, что он осуществил отсыпку песком на спорном земельном участке, поддерживает его в надлежащем состоянии, на спорном участке расположено его имущество.
Истец просит суд возложить на Администрацию <адрес> обязанность выделить земельный участок, кадастровый номер № как объект местного значения социально направленный объект, безвозмездно на основании Земельного кодекса РФ, а также Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ пункт 22.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление в котором просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, предъявленные исковые требования не признал. Не признание иска обосновывает отсутствием правовых оснований для предоставления земельного участка истцу.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения истца и его представителя, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.
В части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом.
Земельный кодекс Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ и действует с даты вступления в силу по настоящее время на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений, городских округов. Органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа Сургут, а также на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>, является администрация <адрес>.
Согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов местного значения. Таким образом, законодательством предусмотрено использование земельного участка, предоставленного без торгов для размещения объекта местного значения, исключительно юридическим лицом.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Перечень видов объектов).
Для размещения пунктов приема вторичного сырья разрешения на строительство не требуется (пункт 22 Перечня видов объектов).
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, на который претендует истец расположен по адресу: ХМАО-Югра, <адрес> промрайон, проезд 1ПР, имеет площадь 5 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства газозаправочной станции, данные о правообладателе отсутствуют.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории <адрес>, утвержденными постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, расположен в территориальной зоне ОД.10 «Зона размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения», где основными видами и параметрами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются: бытовое обслуживание, общественное управление, деловое управление, банковская и страховая деятельность, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), рынки, магазины), общественное питание, гостиничное обслуживание, социальное обслуживание, культурное развитие, развлекательные мероприятия.
Согласно проекту планировки и проекту межевания территории улично-дорожной сети земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в границах территории красных линий, предназначенной для размещения объекта транспортной инфраструктуры местного значения.
ФИО1 неоднократно обращался в орган местного самоуправления с заявлениями о выделении вышеуказанного земельного участка для размещения объектов местного значения.
Из содержания ответов на обращения истца, представленных в материалы дела следует, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденным решением <адрес> совета народных депутатов исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-VI ДГ), на обозначенной территории спорного земельного участка объекты местного значения, предлагаемые истцом для размещения, не предусмотрены.
Следовательно, предоставление земельного участка по вышеуказанному основанию на обозначенной территории не представляется возможным. Иные основания для предоставления земельного участка без проведения торгов из предусмотренных з. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ отсутствуют.
При отсутствии таких оснований, предоставление земельных участков осуществляется по общему правилу на торгах.
Порядок и сроки образования и подготовки к проведению аукциона земельных участков определены постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения об образовании земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и подготовке к проведению аукциона для предоставления их на праве аренды либо собственности для строительства на торгах» (далее - Положение).
Образование земельных участков и подготовка к проведению аукциона обеспечивается в соответствии с перечнем земельных участков, планируемых к формированию на торги, утвержденным постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№, а также из числа самостоятельно изысканных заинтересованными физическими или юридическими лицами свободных земельных участков.
Заявление об образовании и о подготовке к проведению аукциона того или иного земельного участка подается заинтересованным физическим или юридическим лицом в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации города по форме, установленной Положением, и должно содержать, в том числе ситуационный план испрашиваемого земельного участка.
Вид разрешенного использования земельного участка должен быть выбран из предусмотренных зонированием территорий видов, и определен в соответствии с классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 (ст. 7 Земельного кодекса).
Предоставление земельных участков по вышеуказанному основанию осуществляется при наличии документов, подтверждающих право на приобретение такого земельного участка без проведения торгов, предусмотренных перечнем, утвержденным приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0321. А именно, при предоставлении земельного участка в аренду юридическому лицу на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации требуется выписка из документа территориального планирования, подтверждающая отнесение объекта к объектам местного значения.
В настоящее время действующим генеральным планом размещение объекта местного значения на испрашиваемой территории не предусмотрено.
Согласно заключению о результатах публичных слушаний по проекту решения Думы города «О внесении изменений в генеральный план города муниципального образования городской округ Сургут» от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного на основании протокола о проведении публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ№, вышеуказанное предложение было отклонено в связи с тем, что не являлось предметом данной корректировки.
По результату рассмотрения данного проекта Думой <адрес> было принято решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-VIДГ «Об отклонении проекта решения Думы города «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования городской округ <адрес> - Югры и направления его на доработку».
В связи с неоднократностью поступления обращений ФИО1 в адрес Администрации города предложение о внесении изменений в перечень объектов местного значения объекта по переработке крупногабаритного мусора по <адрес> в границах функциональной зоны «Делового, общественного и коммерческого назначения» планируется к рассмотрению в рамках научно-исследовательской работы «Актуализации документов стратегического планирования и выполнение работ по комплексному проекту корректировки документов территориального планирования, градостроительного зонирования в целях повышения эффективности управления развитием территории муниципального образования городской округ Сургут» в период 2023-2024.
ФИО1 было разъяснено, что в случае внесения соответствующих изменений в генеральный план город и создания юридического лица, в отношении земельного участка возможно заключение договора аренды без проведения торгов на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 391 Земельного кодекса Российской Федерации с юридическим лицом для размещения объектов местного значения.
Решением Арбитражного суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А75-12467/2014 установлено, что спорный участок истцу в установленном порядке не предоставлялся и используется им в отсутствие правовых оснований, принято решение об истребовании земельного участка из незаконного владения истца.
Несение ответчиком расходов по освоению спорного земельного участка, охране его имущества расположенном на нем не является основанием для приобретения права землепользования.
Устные договоренности с должностными лицами органа местного самоуправления, на нарушение которых ссылается истец, по своей правовой природе не могут служить основанием для возникновения у истца прав на предоставление земельного участка без соблюдения требований и процедуры, предусмотренных законом.
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1<данные изъяты> к Администрации <адрес> об обязании выделить земельный участок, кадастровый номер № как объект местного значения социально направленный объект, безвозмездно на основании Земельного кодекса РФ, а также Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ пункт 22 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Сургутский городской суд <адрес>-Югры.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Н.А. Елшин
КОПИЯ ВЕРНА «____» ____________20___г.
Подлинный документ находится в деле №
СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ
УИД 86RS0№-80
Судья Сургутского городского суда
Елшин Н.А. _________________________
Судебный акт вступил (не вступил)
в законную силу «_____»__________20___г.
Секретарь судебного заседания ___________