Дело № 2-1049/2020 (48RS0003-01-2020-000527-36)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 мая 2020 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Дорыдановой И.В.
при секретаре Бегларян С.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску прокурора Правобережного района г. Липецка, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному учреждению культуры «Нижний парк» г. Липецка о возложении обязанности разработать версию сайта для слабовидящих,
установил:
Прокурор Правобережного района г. Липецка обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению культуры «Нижний парк» г. Липецка о возложении обязанности разработать версию сайта для слабовидящих, указывая на то, что во исполнение задания Прокуратуры Липецкой области прокуратурой Правобережного района г. Липецка проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов. В ходе данной проверки было установлено, что в сети «Интернет» создан официальный интернет-сайт Муниципального автономного учреждения культуры «Нижний парк» г. Липецка, электронный адрес: http://www.parki48lip.ru. При этом у пользователей сайта отсутствует возможность масштабирования (увеличения) шрифта и элементов интефейса официального сайта данного учреждения культуры (версия для слабовидящих), что не соответствует требованиям Национального стандарта РФ «Интенет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012» и нарушает права лиц, ограниченных по зрению, на свободный доступ к информации. Прокурор Правобережного района г. Липецка просил суд обязать Муниципальное автономное учреждение культуры «Нижний парк» г. Липецка создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к информации, а именно разработать версию для слабовидящих официального интернет-сайта Муниципального автономного учреждения культуры «Нижний парк» г. Липецка по электронному адресу http://www.parki48lip.ru.
Представитель истца прокурора Правобережного района г. Липецка помощник прокурора Дождикова Т.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила обязать Муниципальное автономное учреждение культуры «Нижний парк» г. Липецка разместить на главной странице сайта текстовую гиперссылку для перехода на версию сайта для слабовидящих.
Представитель ответчика Муниципального автономного учреждения культуры «Нижний парк» г. Липецка по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, но указал, что руководство Муниципального автономного учреждения культуры «Нижний парк» г. Липецка не знало о необходимости организации версии сайта для слабовидящих и инвалидов по зрению. Прокурор никаких представлений не вносил, требований не направлял. На данный момент уже дано распоряжение в добровольном порядке исполнить требования прокурора и разместить на главной странице сайта учреждения текстовую гиперссылку для перехода на версию сайта для слабовидящих, работы по изменению версии сайта уже ведутся.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор наделен правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Частью 4 статьи 29 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г., ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением; обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов; организовывать для всех вовлеченных сторон инструктаж по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды; оснащать здания и другие объекты, открытые для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме; предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения; развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет; поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем, так чтобы доступность этих технологий и систем достигалась при минимальных затратах (ч. 2 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов).
В преамбуле к Федеральному закону от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К числу таких гарантий относятся положения ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к необходимой информации.
Согласно ст. 3.1 вышеуказанного Федерального закона в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
В силу п. 3.1.1 ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 г. № 1789-ст, доступность интернет-ресурсов для инвалидов по зрению – это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.
Важными в контексте настоящего стандарта вспомогательными технологиями являются экранные лупы и другие визуальные вспомогательные средства для чтения, которые используют пользователи с ограничениями по зрению, восприятию, ограничениями возможностей распечатать документ, чтобы изменить шрифт, размер текста, межстрочный интервал, синхронизацию с речью и т.д., с целью улучшить удобство чтения текста, отображаемого на экране, и восприятия изображений.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов:
- воспринимаемость: информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать (п. 4.2.1);
- управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе – пользователями с нарушением зрения (п. 4.2.2);
- понятность: информация и операции пользовательского интерфейса – должны быть понятными пользователям с нарушением зрения (п. 4.2.3);
- надежность: контент должен быть надежным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения (п. 4.2.4).
Пунктами 4.5 и 4.6 ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 г. № 1789-ст, установлено, что для полноценного доступа инвалидов по зрению к интернет-ресурсам информация должна быть представлена в виде текста. Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, так как доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен.
Разделом 5 ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» определены требования к компонентам интернет-ресурсов, в частности, изменение размеров текста: размер шрифта текста может быть изменен пользователем в пределах до 200% без использования вспомогательных технологий и без потери контента или функциональности (уровень AA) (п. 5.1.7.4); визуальное отображение: для визуального отображения блоков текста доступен механизм для достижения следующих характеристик (уровень AAA): цвета переднего плана и фона могут быть выбраны пользователем; ширина строки не превышает 80 символов; текст не выровнен по ширине строки (одновременно по правому и левому полям); межстрочный интервал (междустрочие) внутри абзаца не менее 1,5, а интервал между абзацами больше межстрочного минимум в 1,5 раза; размер шрифта текста может быть изменен в пределах 200 процентов без применения вспомогательных технологий таким образом, что пользователю не нужно прибегать к горизонтальной прокрутке для прочтения строки при режиме отображения страницы во весь экран; изображение текста: изображение текста используется только для украшения или в случаях, когда специфическое отображение текста имеет ключевое значение для передачи информации, например, изображение логотипа (уровень AAA) (п. 5.1.7.7).
Судом установлено, что во исполнение задания Прокуратуры Липецкой области прокуратурой Правобережного района г. Липецка проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов в Муниципальном автономном учреждении культуры «Нижний парк» г. Липецка.
Так, в ходе проверки установлено, что официальный интернет-сайт Муниципального автономного учреждения культуры «Нижний парк» г. Липецка, расположенный по адресу: http://www.parki48lip.ru, не обеспечивает лицам, ограниченным по зрению, свободный доступ к информации, размещенной на указанном интернет-сайте, а именно, у пользователей сайта отсутствует возможность масштабирования (увеличения) шрифта и элементов интефейса официального сайта данного учреждения культуры (версия для слабовидящих), на главной странице не размещена текстовая гиперссылка для перехода на версию сайта для слабовидящих, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 г. № 1789-ст. Данные обстоятельства подтверждаются фотоматериалом с указанного сайта.
Таким образом, официальная интернет-страница Муниципального автономного учреждения культуры «Нижний парк» г. Липецка на момент проверки не соответствовала общим требованиям доступности информации для инвалидов по зрению, в том числе указанным в ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 г. № 1789-ст, что ограничивает доступ инвалидов по зрению к предусмотренной законом информации.
Отсутствие на официальном сайте учреждения версии для слабовидящих, а также специальных средств полноценного доступа, нарушают права пользователей, которые являются инвалидами по зрению, поскольку у них отсутствует возможность получения полной и всесторонней информации о деятельности Муниципального автономного учреждения культуры «Нижний парк» г. Липецка.
В судебном заседании представитель ответчика Муниципального автономного учреждения культуры «Нижний парк» г. Липецка по доверенности ФИО1 объяснил, что руководителем Муниципального автономного учреждения культуры «Нижний парк» г. Липецка уже дано распоряжение в добровольном порядке исполнить требования прокурора и разместить на главной странице сайта учреждения текстовую гиперссылку для перехода на версию сайта для слабовидящих, работы по изменению версии сайта уже ведутся.
При этом возражения, а равно доказательства, обосновывающие возражения относительно заявленных требований, доказательства размещения на главной странице сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта для слабовидящих ответчик в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ в суд не представил.
Суд приходит к выводу, что неразмещение на главной странице интернет-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию данного сайта для слабовидящих влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ к полной и всесторонней информации о деятельности учреждения.
Учитывая, что ответчиком не выполняется возложенная на него законом обязанность, что влечет вышеназванные последствия, суд считает исковые требования прокурора Правобережного района г. Липецка, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на Муниципальное автономное учреждение культуры «Нижний парк» г. Липецка обязанности разработать версию сайта для слабовидящих обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Правобережного района г. Липецка, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному учреждению культуры «Нижний парк» г. Липецка о возложении обязанности разработать версию сайта для слабовидящих удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное учреждение культуры «Нижний парк» г. Липецка разработать версию для слабовидящих официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: http://www.parki48lip.ru.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий (подпись) И.В. Дорыданова
Решение в окончательной форме принято 28.05.2020 г.