ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1049/2014 от 19.06.2014 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

 ИФИО1

 К делу № г.

 ДД.ММ.ГГГГ

 Лазаревский районный суд г. ФИО2 <адрес> в составе:

 Председательствующего, судьи Радченко Д.В.

 при секретаре ФИО4

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города ФИО2 в интересах муниципального образования город-курорт ФИО2 об обязании осуществить государственную регистрацию,

 У С Т А Н О В И Л :

 Прокурор г. ФИО2 в интересах муниципального образования город-курорт ФИО2 обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Верхнелооского сельского округа г. ФИО2 осуществить государственную регистрацию права оперативного управления на муниципальное недвижимое имущество - здание магазина литер А, площадью 99 кв.м., расположенного по адресу: г. ФИО2, с. В. Буу, <адрес>, закрепленное за администрацией Верхнелооского сельского округа г. ФИО2 на основании распоряжения департамента имущественных отношений администрации города ФИО2 №1563-р от 28.05.2010. В обоснование заявленных требований указывает, что проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что распоряжением департамента имущественных отношений администрации города ФИО2 №1563-р от ДД.ММ.ГГГГ за администрацией Верхнелооской сельской администрации на праве оперативного управления закреплено муниципальное недвижимое имущество, в том числе, здание магазина литер А, площадью 99 кв.м., расположенного по адресу: г. ФИО2, с. В. Буу, <адрес>. Пунктом 2.2. указанного распоряжения, на администрацию Верхнелооского сельского округа г. ФИО2 возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить государственную регистрацию права муниципальной собственности и права оперативного управления на муниципальное недвижимое имущество. Однако, до настоящего времени администрацией Верхнелооского сельского округа г. ФИО2 право оперативного управления на вышеуказанное муниципальное имущество не зарегистрировано.

 В судебном заседании помощник прокуратура <адрес> г. ФИО2 ФИО5 поддержала заявление требования и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель администрации города ФИО2 ФИО6 в судебном заседании оставил решение на усмотрение суда.

 Представитель администрации Верхнелоосского сельского округа г. ФИО2 в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил.

 Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.

 Судом установлено, что проведенной прокуратурой города проверкой соблюдения законодательства, регулирующего вопросы управления и распоряжения муниципальной собственностью, установлено, что администрацией Верхнелооского сельского округа г. ФИО2 не соблюдаются требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Гражданского кодекса Российской Федерации.

 Установлено, что распоряжением департамента имущественных отношений администрации города ФИО2 №1563-р от 28.05.2010, за администрацией Верхнелооской сельской администрации на праве оперативного управления закреплено муниципальное недвижимое имущество, в том числе, здание магазина литер А, площадью 99 кв.м., расположенного по адресу: г. ФИО2, с. В. Буу, <адрес>.

 Пунктом 2.2. указанного распоряжения, на администрацию Верхнелооского сельского округа г. ФИО2 возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить государственную регистрацию права муниципальной собственности и права оперативного управления на муниципальное недвижимое имущество.

 Как установлено прокурорской проверкой, до настоящего времени администрацией Верхнелооского сельского округа г. ФИО2 право оперативного управления на вышеуказанное муниципальное имущество не зарегистрировано.

 В силу требований ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

 Согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Согласно ст. 8 Устава муниципального образования города-курорта ФИО2, зарегистрированного в Управлении Минюста Российской Федерации по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №RU 233090002010001, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к вопросам местного значения.

 В соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Пунктом. 2.1. Решения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о департаменте имущественных отношений администрации» управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися собственности города ФИО2, а также государственная регистрация права на данное имущество является основной задачей департамента имущественных отношений администрации города ФИО2.

 Как следует из пункта 1.1. указанного Решения ФИО2 департамент имущественных отношений администрации города ФИО2 является функциональным органом администрации города ФИО2.

 Проверкой фактического наличия, порядка использования, состояния сохранности муниципального имущества установлено, что администрацией Верхнелооского сельского округа г. ФИО2 регистрация права оперативного управления не произведена, администрацией города ФИО2, в лице департамента имущественных отношений администрации города ФИО2, контроль за исполнением распоряжения №1563-р от ДД.ММ.ГГГГ в полной мере не произведен.

 Частью 1 ст. 299 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения или оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

 В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе право оперативного управления, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

 С момента вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть с ДД.ММ.ГГГГ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на объекты недвижимого имущества может возникнуть только после государственной регистрации этих прав.

 Статьями 2, 4 вышеназванного закона предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и другие вещные права подлежат обязательной государственной регистрации.

 Несмотря на это, администрация Верхнелооского сельского округа г. ФИО2 осуществляет использование указанного объекта недвижимости без надлежаще оформленных документов, то есть без свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на данный объект недвижимости.

 Оценивая в совокупности доводы прокурора, суд, исходя из положений вышеприведенных норм права, с учетом ст. 56 ГПК РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, пришел к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, т.к. администрацией Верхнелооского сельского округа г. ФИО2 нарушаются требования федерального законодательства о государственной регистрации права оперативного управления на муниципальное имущество, используемое предприятием, что создает препятствия в эффективном управлении недвижимым имуществом и влечет за собой нарушение интересов муниципального образования город-курорт ФИО2, как собственника данного имущества.

 Руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 Исковое заявление прокурора города ФИО2 в интересах муниципального образования город-курорт ФИО2 об обязании осуществить государственную регистрацию – удовлетворить.

 Обязать администрацию Верхнелооского сельского округа г. ФИО2, ИНН <***>, осуществить государственную регистрацию права оперативного управления на муниципальное недвижимое имущество - здание магазина литер А, площадью 99 кв.м., расположенного по адресу: г. ФИО2, с. В. Буу, <адрес>, закрепленное за администрацией Верхнелооского сельского округа г. ФИО2 на основании распоряжения департамента имущественных отношений администрации города ФИО2 №1563-р от ДД.ММ.ГГГГ.

 Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд.

 Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

 Судья Радченко Д.В.