Дело № 2-2-1049/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Кротова А.В.,
при секретаре судебного заседания Голициной А.А.,
с участием представителя истца – ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Балаковскому отделению Саратовского филиала открытого акционерного общества «Энергосбыт Плюс», публичному акционерному обществу «Т Плюс» об обязании принять в эксплуатацию индивидуальные приборы учета, обязании производить расчеты на основании показаний индивидуальных приборов учета,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Энергосбат Плюс», публичному акционерному обществу «Т Плюс», в котором просил обязать принять в эксплуатацию индивидуальные приборы учета «Индивид», заводской № *, установленные по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. *, дом № *, квартира № *, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по отоплению квартиры № * дома № * по улице * в г. Балаково на основании показаний индивидуальных приборов учета измерителей тепловой энергии «Индивид».
В обоснование заявленных требований указано, что многоквартирный дом № * по улице * в г. Балаково Саратовской области оснащен общедомовым узлом учета тепловой энергии. В квартире № * указанного дома, принадлежащей истцу, установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии. * года истец обратился с заявлением в Балаковское отделение Саратовского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс» о принятии в эксплуатацию прибора учета и просьбой производить расчет размера платы за тепловую энергию на отопление по квартире истца исходя из показаний индивидуального прибора учета. Письмом № * от * года истцу было отказано в удовлетворении заявления.
Считая свои права нарушенными, истец обратился в суд с указанным иском.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, дала объяснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, в письменном отзыве на иск и в судебном заседании указала, что истец, обосновывая своих исковые требования со ссылкой на п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее по тексту - Правила № 354), указывает, что исполнитель коммунальных услуг обязан ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета и приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенных в эксплуатацию приборов учета.
Вместе с тем, Истцом не учтены положения абзаца 2 пункта 42(1) Правил № 354, согласно которому в многоквартирном доме, который оборудован коллективным прибором учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Расчет в соответствии с формулой 3 приложения N 2 Правил производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Многоквартирный дом, в котором проживает истец оснащен коллективным прибором учета тепловой энергии, при этом помещения в этом доме, за исключением квартиры истца, не оборудованы индивидуальными приборами учета отопления, в связи с чем, показания установленных истцом приборов не могут учитываться при расчете платы за отопление.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность предъявления стоимости коммунальной услуги отопление на общедомовые нужды собственнику помещения дополнительно, поскольку абзацем 2 п. 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Таким образом, предложенный истцом способ определения размера платы за отопление с учетом показаний установленных им в квартире приборов учета на отопление и при отсутствии доказательств оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в котором он проживает, индивидуальными приборами учета потребления тепловой энергии, не предусмотрен действующим законодательством, регулирующим оплату услуг по отоплению в многоквартирных домах, а поэтому правовые основания для удовлетворения предъявленного иска отсутствуют.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года N 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Пунктом 3 данного Приказа предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 этого документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Установленный вертикальный характер разводки внутридомовых инженерных систем отопления в многоквартирном доме истца подтверждается актом тепловой инспекции ОАО "Волжская ТГК" от * г. № *, что влечет отсутствие технической возможности установки индивидуальных приборов учета тепла в его помещениях.
Истец, законный представитель несовершеннолетней * – ФИО3 извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился.
Ответчик Балаковское отделение Саратовского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс» извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела, представитель в судебное заседание не явился.
Третье лицо ООО УК «Синергия» извещено о времени и месте рассмотрения гражданского дела, представитель в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Жилищное законодательство в Российской Федерации состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации, согласно частям 4 и 5 статьи 5 ЖК РФ вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений уточняет статья 12 ЖК РФ, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Приведенные законоположения закрепляют содержание подлежащих реализации Правительством Российской Федерации полномочий на основании собственного решения и выражаются, в том числе, в определении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу.
Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 258 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 7 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу этого Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 данной статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергий при наличии технической возможности их установки.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац шестой); распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители (абзац шестнадцатый).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", включающего СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха", предусматривающие установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям (пункт 6.1.3).
Исходя из изложенного с 1 января 2012 г. многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, оснащаются дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а после капитального ремонта оборудуются индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. В случае, если по проектным характеристикам отсутствует такая возможность, то при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты используются индикаторы расхода теплоты (распределители).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Критерии). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2012 г.
Пунктом 3 Критериев предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 этого документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Судом установлено, что ФИО3 является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № * в доме № * по улице * * в г. Балаково Саратовской области (л.д. № 25-26). Собственником 1/3 доли в указанной квартире является несовершеннолетняя *
В многоквартирном жилом дом № * по улице * в г. Балаково установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Из материалов дела следует, что * г. в квартире, принадлежащей истцу на праве собственности, ГАУ «Агентство энергосбережения» Саратвоской области были установлены приборы учета тепловой энергии - измеритель тепловой энергии "Индивид-1".
* года ФИО3 обратился с заявлением в Балаковское отделение Саратовского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс» о принятии в эксплуатацию прибора учета и просьбой производить расчет размера платы за тепловую энергию на отопление по квартире истца исходя из показаний индивидуального прибора учета (л.д. № 8-9).
Письмом № * года истцу было отказано в удовлетворении заявления (л.д. № 10). Ресурсоснабжающая организация отказалась принимать указанные приборы в эксплуатацию.
На основе анализа и оценки представленных сторонами доказательств, суд пришел к выводу о том, что установленный в квартире истца прибор является индивидуальным прибором учета тепловой энергии.
На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что в жилом доме не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета теплоэнергии.
Таким образом, при указанных обстоятельствах для начисления платы за предоставляемую коммунальную услугу следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно п. 42(1) названного постановления при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в 1-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3, где:
- объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- общая площадь 1-го жилого или нежилого помещения;
- общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд критически относится к доводам истца о том, что он лишен возможности оплачивать коммунальную услугу по теплоснабжению исходя из фактически потребленного объема, поскольку доводы сводятся к ошибочному толкованию законодательства. Так, в соответствии с Правилами N 354 и отсутствием индивидуальных приборов учета тепла в каждом помещении многоквартирного жилого дома № * по * в г. Балаково начисление платы за предоставляемую услугу осуществляется на основании приведенной формулы N 3, что не противоречит законодательству. Кроме того, стороной истца доказательств того, что начисление платы за эту услугу осуществляется ответчиком в ином порядке, не представлено.
Таким образом, с учетом названных Правил и вертикальной конструкции системы теплоснабжения в жилом доме № * по улице * в г. Балаково Саратовской области, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в иске ФИО3 к Балаковскому отделению Саратовского филиала открытого акционерного общества «Энергосбыт Плюс», публичному акционерному обществу «Т Плюс» об обязании принять в эксплуатацию индивидуальные приборы учета, обязании производить расчеты на основании показаний индивидуальных приборов учета отказать.
В течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья А.В. Кротов
«Согласовано»
Судья А.В. Кротов