ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-104/20 от 09.01.2020 Данковского городского суда (Липецкая область)

Дело №2-104/2020

48RS0009-01-2020-000008-14

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

19 марта 2020 года г.Данков

Данковский городской суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Ермолаева А.А.,

при секретаре Сысоевой Т.В.,

с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 о признании незаконным решения РЭО ГИБДД М ОМВД России «Данковский» об отказе в постановке на учет транспортного средства, взыскании материального ущерба и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском к РЭО ГИБДД М ОМВД России «Данковский» (с учетом уточнения исковых требований) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет транспортного средства и взыскании материального ущерба.

В обоснование исковых требований указал, что 28.03.2019 приобрел в собственность грузовой бортовой трицикл с ассиметричной посадкой в кабине управления и автомобильным рулем «Шмель». В соответствии с руководством по эксплуатации для управления указанным трициклом требуются водительское удостоверение категории «В» (В1). В водительском удостоверении истца имеется отметка о наличии у истца права на управление транспортными средствами указанной категории. При обращении в РЭО ГИБДД М ОМВД России «Данковский» для постановки указанного транспортного средства на учет, оно было поставлено на учет как мотоцикл, т.е. транспортное средство категории «А» и были выданы соответствующие регистрационные знаки. Поскольку действующим законодательством категория транспортных средств «В» разделена на подкатегории, и, в том числе, выделена подкатегория «В1», под которую подпадают транспортные средства - трициклы и квадрициклды, истец не согласен с фактом постановки на регистрационный учет приобретенного им трицикла «Шмель» в качестве транспортного средства категории «А». В случае постановки на регистрационный учет трицикла «Шмель» по категории «В1» истцу не потребуется проходить обучение на право управления транспортными средствами указанной категории. Он указал на данное обстоятельство и обратился в РЭО с заявлением об изменении регистрации транспортного средства, но получил отказ.

В связи с чем, ФИО1 в исковом заявлении просил признать незаконным решение РЭО ГИБДД М ОМВД России «Данковский» об отказе в постановке на учет транспортного средства «Шмель» в качестве транспортного средства категории «В1», возложить на ответчика обязанность изменить в свидетельстве о регистрации трицикла «Шмель» категорию транспортного средства на категорию «В1», выдать регистрационные номера соответствующего типа, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей и судебные расходы.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме, но изменили исковые требования в части требований о компенсации морального вреда. Отказавшись от требования о компенсации морального вреда, они просили взыскать с ответчика 30000 рублей в качестве упущенной выгоды, т.к. в связи с отсутствием права на управление транспортными средствами категории «А» с момента постановки трицикла на учет, истец не может пользоваться данным имуществом для перевозки груза и извлечения прибыли. По расчету истца размер упущенной выгоды за сезон 2019 года составляет 30000 рублей.

В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика ФИО3 не оспаривая факт обращения истца с заявлением о регистрации транспортного средства указала, что в соответствии с паспортом транспортного средства, переданного истцу при приобретении трицикла, категория транспортного средства определена как «L5». В приложении №1 Технического регламента таможенного союза от 09.12.2011 №877 категория «L» означает мототранспортные средства. Категория «L5» - трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя превышает 50 см3 и максимальная скорость превышает 50 км/ч.

В соответствии с Положением о паспортах транспортного средства (утв. Приказом МВД России №496/199/134 от 23.06.2005) в ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, определенная Конвенцией о дорожном движении от 08.11.1968. При этом, перевод категории транспортных средств, указанных в одобрении типа транспортных средств свидетельства о безопасности конструкции в категории транспортных средства по классификации Конвенции производится в соответствии со сравнительной таблицей, согласно которой транспортное средство категории «L5» (по классификации КВК НЭКООН) соответствует транспортному средству категории «А» по классификации Конвенции. В связи с чем, представленное ФИО1 транспортное средство было поставлено на учет как транспортное средство категории «А» и ФИО1 выданы регистрационные номера по типу 4, соответствующие ГОСТ Р50577-93 для транспортных средств соответствующей категории.

Определение категории указанного транспортного средства было осуществлено на основании данных, внесенных в ПТС, выданного ФИО1 при приобретении трицикла.

В связи с чем, просила отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ФИО3 будучи своевременно и надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась. В письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поддержав доводы возражения.

Исследовав представленные материалы дела, суд полагает, что предусмотренных Законом оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется.

Полномочия МВД России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере внутренних дел установлены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв.Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 №248).

Согласно пп.4 п.12 Положения данное министерство осуществляет нормативно - правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции; осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Анализ положений законодательства свидетельствует о том, что поскольку транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности это обусловливает необходимость установления для них особого правового режима, обеспечивающего безопасность дорожного движения, а также специальных правил их допуска к эксплуатации, который связывается с регистрацией транспортного средства в соответствующих подразделениях МВД.

Регистрационные действия в отношение транспортных средств осуществляются в целях реализации задач, определённых Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлены, в том числе, на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц и являются формой административного контроля, обеспечивающей противодействие преступлениям и правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств.

Согласно п.3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» устанавливает, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами обязаны в установленном порядке зарегистрировать их.

В соответствии с п.4,5 Положениями о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв.Приказом МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ от 23.06.2005 №496/192/134) паспорта транспортного средства (далее - ПТС) выдаются организациями и гражданами, являющимися изготовителями транспортных средств на транспортное средство, изготовленные после 01.07.1993, собственникам транспортных средств или шасси.

В соответствии с п.9 Положения наличие ПТС, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Случаи выдачи ПТС именно подразделениями ГИБДД определены п.7 Положения и распространяются на транспортные средства, изготовленные до 01.07.1993.

В соответствии с п.28 Положения в строке «4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, определенной Конвенцией о дорожном движении, г.Вена от 08.11.1968 (А, В, С, D, прицеп).

Перевод категорий транспортных средств, указанных в ОТТС и Свидетельстве, в категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приложение №3 к настоящему Положению).

На момент обращения ФИО1 с заявлением о регистрации транспортного средства и обжалования решения РЭО ГИБДД М ОМВД России «Данковский» вышестоящему руководителю действовал Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утв.Приказом МВД России от 07.08.2013 №605).

В соответствии с 15.4.1 Регламента для осуществления регистрационных действий в отношение транспортного средства его собственник среди прочих документов обязан представить ПТС.

В соответствии с п.4 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв.Приказом МВД России от 26.06.2018 №399) регистрационные действия в отношении транспортных средств, за исключением случаев прекращения их регистрации, не связанных с вывозом за пределы Российской Федерации в целях постоянного использования, производятся на основании действительного паспорта транспортного средства или электронного паспорта транспортного средства имеющего статус «действующий», оформленного в установленном порядке.

Положениями Регламента установлено, что категория транспортного средства определяется как на основании ее указания в ПТС, так и при осмотре транспортного средства.

Из представленных суду доказательств следует, что на основании договора купли - продажи №149 от 28.03.2019 ФИО1 приобрел в ООО «АДЕКВАТ» мотороллер трицикл грузовой L5002С (изготовитель ООО «Альтернативная коммерческая техника»).

В соответствии с актом приема передачи от 28.03.2019 при получении товара ФИО1 был получен Паспорт транспортного средства.

В соответствии с данными ПТС на указанный товар ФИО1 приобрел транспортное средство моделью L5002C, наименование Трицикл грузовой бортовой, категория Т/С «L5».

03.04.2019 ФИО1 обратился в РЭО ГИБДД М ОМВД России «Данковский» с заявлением о постановке транспортного средства на учет. В качестве подтверждения права собственности на транспортное средство и факта допуска транспортного средства к эксплуатации ФИО1 представлены договор купли - продажи трицикла и ПТС, полученный от продавца.

03.04.2019 ФИО1 было выдано свидетельство о регистрации транспортного средства с указанием, что сотрудниками РЭО ГИБДД М ОМВД России «Данковский» поставлено на регистрационный учет транспортное средство моделью «L5002C Трицикл», тип Т/С «мотороллер», категория Т/С «А» и выдан государственный регистрационный знак .

Не согласившись с фактом регистрации Т/С в качестве транспортного средства категории «А», ФИО1 15.10.2019 обратился в РЭО ГИБДД М ОМВД России «Данковский» с заявлением с просьбой внести изменения в свидетельство о регистрации транспортного средства (далее - СТС) - изменить категорию Т/С на «В» или «В1».

15.11.2019 ФИО1 был дан ответ о невозможности изменения категории Т/С в СТС, т.к. указанная категория определена в ПТС и, кроме того, транспортное средство категории L5 (по классификации КВК НЭК ООН) соответствует транспортному средству категории «А» по классификации Конвенции.

Из ответа ООО «Альтернативная коммерческая техника», представленного по запросу суда, Общество занимается мелкосерийным производством транспортных средств категории L5. Для управления указанными транспортными средствами требуется водительское удостоверение категории В или В1.

Как следует из представленных доказательств, сотрудниками РЭО ГИБДД М ОМВД России «Данковский» категория транспортного средства трицикла «Шмель» определена на основании сведений ПТС.

Порядок и основания регистрационных действий сотрудников РЭО ГИБДД при постановке трицикла на учет, соответствуют действовавшему Регламенту и доказательств обратного суду не представлено.

В судебном заседании и в исковом заявлении истец ссылается на Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России, действие которой закончилось в ноябре 2017 года.

В связи с чем, требования истца о необходимости регистрации трицикла «Шмель» в качестве транспортного средства категории «В» или «В1» не могли быть удовлетворены сотрудниками РЭО ОГИБДД М ОМВД России «Данковский».

Кроме того, факт допуска лица к управлению указанным трициклом с разрешенной в водительском удостоверении категорией «В», не связан с обязанностью сотрудников ГИБДД осуществить постановку указанного транспортного средства в качестве средства указанной категории.

В связи с чем, суд полагает, что ответ представителя ООО «Альтернативная коммерческая техника» нисколько не противоречит доводам представителя РЭО ГИБДД ФИО3

Как следует из представленных доказательств сотрудниками РЭО ГИБДД М ОМВД России «Данковский» при постановке на учет трицикла «Шмель» категория указанного транспортного средства обоснованно определена из категории, указанной в ПТС трицикла - «L5».

При этом, перевод категории транспортного средства (по классификации КВТ ЕЭК ООН - «L5») в категорию транспортного средства (по классификации Конвенции о дорожном движении, г.Вена - категория «А») осуществлен в соответствии со сравнительной таблицей.

Доводы истца основаны на том, что категория транспортного средства, указанная в регистрационных документах (ПТС, СТС) должна соответствовать категории транспортных средств, право на управление которыми указывается в водительском удостоверении лица.

Вместе с тем, указанные доводы основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Так, указание категории транспортного средства в водительском удостоверении является результатом подтверждения в установленном Законом порядке наличия у лица права управления транспортными средствами определенной категории в силу полученных навыков управления и знания требований Правил дорожного движения в части движения данного транспортного средства по дорогам общего пользования.

Указание же категории транспортного средства в регистрационных документах является результатом анализа технических характеристик транспортного средства (вес, объем двигателя, максимальная скорость, количество посадочных мест и др.).

Кроме того, указание той или иной категории транспортного средства в соответствии его техническими характеристиками, определяет необходимость выдачи государственных регистрационных знаков соответствующего типа и определение для владельца т/с размера налога на имущество, ставки которого различны для транспортных средств различных категории.

С учетом изложенного, суд полагает, что истцом не представлено обоснованных доказательств нарушения его права сотрудниками РЭО ГИБДД М ОМВД России «Данковский» при осуществлении учета трицикла «Шмель». Как следствие этого, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Вышеуказанные выводы суда свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика ответственности за доходы от использования трицикла «Шмель», недополученные истцом.

С учетом существа принятого решения, законных оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению истцу судебных расходов не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к РЭО ГИБДД М ОМВД России «Данковский» о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет транспортного средства, взыскании материального ущерба и судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Данковский городской суд Липецкой области в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А.Ермолаев

Мотивированный текст решения изготовлен 26.03.2020