ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-104/2018 от 04.06.2018 Шегарского районного суда (Томская область)

№ 2-104/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Мельниково 04 июня 2018 года

Шегарский районный суд Томской области в составе:

судьи Бахарева Д.В.,

при секретаре Захаровой Ю.О.,

с участием прокурора Соболева С.В.,

представителя истца Малиновской Е.Ю.,

ответчика Липовки Д.А.,

его представителя Санникова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шегарского района Томской области в интересах Томской области в лице Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области к главе крестьянско-фермерского хозяйства Липовке Дмитрию Алексеевичу о взыскании бюджетных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шегарского района Томской области в интересах Томской области (далее процессуальный истец) в лице Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области (далее материальный истец) обратился в суд с иском к главе крестьянско-фермерского хозяйства Липовке Д.А. (далее ответчик) о взыскании денежных средств. В обоснование исковых требований указал следующее. Прокуратурой Шегарского района Томской области проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при расходовании средств, выделенных на развитие начинающих фермеров. Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Федеральный закон № 264-ФЗ). Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 264-ФЗ государственная аграрная политика основывается на принципах адресности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. На территории Томской области принят и действует закон Томской области от 13.04.2006 № 75-03 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» (далее – Закон № 75-ОЗ), в соответствии с которым целями государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются, в числе прочих, насыщение рынка продуктами животного и растительного происхождения, увеличение объема налогов, поступающих в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест (статья 2 закона). Постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 № 485а (далее – Постановление № 485а) утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области», целью которой является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и регулируемых рынков, устойчивое развитие сельских территорий Томской области. Постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а «О предоставлении бюджетных средств на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм в Томской области» (далее – Постановление № 205а) утверждено Положение о предоставлении начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - Положение). Названным Положением определены категории лиц, имеющих право на получение бюджетных средств на поддержку начинающих фермеров, цели, условия и порядок их предоставления. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что 03.07.2015 глава КФХ Липовка Д.А. направил в конкурсную комиссию Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров. На основании решения конкурсной комиссии 13.07.2015 между Департаментом и главой КФХ Липовкой Д.А. заключено соглашение № 29, согласно которому Департамент принял обязательство перечислить средства гранта в размере 1 357 434 рубля на расчетный счет Липовки Д.А. В свою очередь Липовка Д.А., согласно пунктам 3.3.1, 3.3.2 соглашения, обязан эффективно реализовать бизнес-план, оплатить за счет собственных средств 10% стоимости каждого наименования расходов, указанных в плане расходов, использовать бюджетные средства в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет КФХ, создать не менее 1 рабочего места на каждые 500 тысяч рублей полученных средств, переехать на постоянное место жительства и постоянно проживать в муниципальном образовании по месту нахождения и регистрации КФХ, которое является единственным местом трудоустройства, не продавать, не дарить, не передавать в аренду и пользование другим лицам или отчуждать иным образом имущество, приобретенное на средства гранта. 16.07.2015 денежные средства были перечислены на счет КФХ. 09.01.2018 Липовка Д.А. отчитался в Департамент о целевом расходовании бюджетных средств: приобрел трактор МТЗ, а также 5 голов КРС. Вместе с тем, материалами проверки установлено, что Липовка Д.А. при расходовании средств гранта нарушил условия, установленные при его предоставлении, в связи с чем, денежные средства подлежат возврату. Проверкой установлено, что Липовка Д.А. с 2016 года осуществляет трудовую деятельность в ООО «Камелот-А», чем нарушил подпункт 5 пункта 3.3.2 Соглашения и КФХ не является его единственным местом трудоустройства. Согласно предоставленным графикам работы Липовки Д.А. в ООО «Камелот-А», Липовка Д.А. имел режим работы, не позволяющий фактически заниматься ему развитием КФХ в с. Монастырка. Кроме того, Липовка Д.А. не создал рабочие места, что подтверждается сведениями Пенсионного Фонда, чем нарушил подпункт 3 пункта 3.3.2 соглашения. Таким образом, условия получения государственной поддержки Липовкой Д.А., не соблюдены.

В уточнениях основания иска в редакции от 22.05.2018 и от 28.05.2018 прокурор указывает, что ответчик в нарушение п.п. 4 п. 4 Положения на момент получения гранта не имел среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования, а также стажа работы в сельском хозяйстве не менее трех лет, согласно материалам прокурорской проверки собственное хозяйство не вел, а лишь оказывал содействие своему отцу Липовке А.Д., что также является основанием для возвращения ответчиком средств гранта в бюджет Томской области. Просит взыскать с главы КФХ Липовки Д.А. в бюджет Томской области денежные средства в размере 1 357 434 рубля.

В судебном заседании прокурор Соболев С.В. поддержал иск с учетом уточнений оснований исковых требований по доводам, изложенным в заявлении, изменениях к заявлению.

Представитель материального истца Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области Малиновская Е.Ю,, действующая на основании доверенности № 7 от 07.07.2016 сроком полномочий три года представила письменные объяснения, согласно которым требования прокурора не подлежат удовлетворению поскольку ответчик условия соглашения № 29, заключенного 13.07.2015 между материальным истцом и ответчиком (далее – Соглашение № 29) не нарушал, а именно на момент подачи документов на получения гранта обучался на 3 курсе ОГБПОУ «Томский аграрный колледж» и имел дополнительное профессиональное образование по программе «Организация деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств», вел совместное личное подсобное хозяйство с отцом, требование о единственном месте трудоустройства в КФХ предъявляется только на стадии получения и реализации средств гранта (субсидии), после такое требование в Положении отсутствует и участникам программы не предъявляется, рабочие места должны быть созданы не позднее 13.07.2020, а не сразу после получения гранта, как указывает прокурор. На основании изложенного, материальный истец не поддерживает исковые требования прокурора Шегарского района Томской области.

Ответчик Липовка Д.А. исковые требования не признал, дополнительно пояснил, что средства гранта потратил в соответствии с условиями его предоставления, целевым образом, КФХ осуществляет деятельность под его непосредственным руководством и с его ежедневным участием.

Представитель ответчика Санников В.А. действующий на основании заявленного ответчиком письменного ходатайства о допуске в качестве представителя, представил письменные объяснения, согласно которым просит отказать в удовлетворении иска прокурора по причине того, что ответчик Липовка Д.А. условия Соглашения № 29 не нарушал, денежные средства потратил в соответствии с бизнес-планом.

Заслушав прокурора, представителя материального истца, ответчика, его представителя, допросив свидетелей ФИО1, ФИО2, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 264-ФЗ государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Как следует из ч. 2 указанной статьи Основными целями государственной аграрной политики являются: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Закон № 75-ОЗ устанавливает правовые основы, направления и меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Томской области, а также определяет полномочия органов государственной власти Томской области в сфере государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

При этом, целями государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Томской области являются: обеспечение эффективной работы агропромышленного комплекса Томской области; насыщение рынка продуктами животного и растительного происхождения и обеспечение промышленности сырьем; увеличение объема налогов, поступающих в бюджеты всех уровней; рост доходов лиц, занятых в сельскохозяйственном производстве, улучшение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности, создание новых рабочих мест; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере развития сельского хозяйства (ст. 2 Закона № 75-ОЗ).

Согласно ст. 6 указанного закона субъектами государственной поддержки сельскохозяйственного производства могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сельскохозяйственное производство и не являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

В соответствии со ст. 7 Закона № 75-ОЗ основными направлениями государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются развитие животноводства (в том числе развитие племенного животноводства), развитие растениеводства (в том числе развитие элитного семеноводства и обеспечение закладки многолетних насаждений).

Согласно ст. 8 Закона № 75-ОЗ для достижения целей, указанных в статье 2 настоящего Закона, в Томской области в качестве одной из мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства осуществляется предоставление субъектам государственной поддержки сельскохозяйственного производства средств областного бюджета в целях реализации мероприятий, осуществляемых по указанным в статье 7 настоящего Закона направлениям, в форме субсидий, а также стипендий, иных социальных выплат и других формах, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Постановлением № 205а предусмотрено предоставление грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров. Порядок предоставления указанных грантов определен Положением о предоставлении грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров, утвержденным настоящим постановлением (п.п. 1 ч. 1).

Согласно ч. 3 положения о предоставлении грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров (далее - Положение), в редакции от 18.02.2015 № 6 гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь на бытовое обустройство предоставляются начинающим фермерам в целях стимулирования создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Томской области на конкурсной основе на основании решения конкурсной комиссии. В состав конкурсной комиссии включаются государственные гражданские служащие Томской области, юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере агропромышленного комплекса (по согласованию).

Частью 4 Положения (в редакции от 18.02.2015 № 6) установлены условия признания заявителя участником Программы, которым он должен соответствовать, а именно:

заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является. Заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трех лет;

заявитель ранее не являлся получателем гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; гранта на развитие семейных животноводческих ферм; выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ), главой которого является заявитель; средств финансовой поддержки субсидии или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до регистрации КФХ, главой которого является заявитель; единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Помощь).

заявитель является главой КФХ, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня его регистрации и зарегистрированного на территории Томской области;

заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;

КФХ, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

заявитель имеет план по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности молочного и мясного скотоводства, козоводства, кролиководства, овцеводства, коневодства, пчеловодства, свиноводства, рыбоводства (аквакультура) и увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (далее - бизнес-план);

заявитель имеет план расходов (далее - План) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - Приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств Гранта, Помощи, собственных и заемных средств) по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению;

глава КФХ обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в Плане;

глава КФХ обязуется использовать Грант и Помощь в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие хозяйства;

КФХ планирует создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей Гранта;

заявитель заключил договоры (предварительные договоры) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей;

заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения Гранта;

заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является и которое является единственным местом трудоустройства заявителя;

в крестьянском (фермерском) хозяйстве отсутствует просроченная задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам.

Как следует из выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № ИЭ9965-18-1079941 от 16.04.2018 Липовка Дмитрий Алексеевич 10.03.2015 зарегистрировал крестьянское (фермерское) хозяйство (далее КФХ), главой которого он и является на основании заявления о регистрации в Межрайонной ИФНС № 2 по Томской области. Основной вид экономической деятельности – разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (л.д. 9-12).

Согласно протоколу № 6 от 08.07.2015 заседания конкурсной комиссии по отбору участников мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области» (далее – Протокол № 6 от 08.07.2015) КФХ Липовка Д.А. признан одним из получателей грантов с итоговой оценкой 35 баллов и с грантовой поддержкой в размере 1 357 434,00 руб. (л.д. 14-15).

Как следует из пояснений представителя материального истца, представителя ответчика в судебном заседании и подтверждается материалами дела на дату подачи документов ответчиком на участие в конкурсе, Липовка Д.А. соответствовал условиям участия в государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области» (далее - Программа), утвержденной Постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 № 485а, поскольку решение (протокол № 6 от 08.07.2015) о признании победителем ответчика принято действующей в соответствии с законодательством на тот момент комиссией, и это решение ни кем не оспорено. Также у суда не возникает сомнений в том, что оценка заявок претендентов проведена объективно, в соответствии с представленными документами и на основе предъявляемых к претендентам требованиям.

Как следует из материалов дела 13.07.2015 во исполнение Протокола № 6 от 08.07.2015 между материальным истцом и ответчиком заключено соглашение № 29 (далее - Соглашение), по условиям которого 16.07.2015 Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области предоставил главе КФХ Липовке Д.А. грант в виде субсидии в размере 1 357 434,00 руб. на развитие КФХ (поддержка начинающих фермеров), что подтверждается платежным поручением № 212912 от 16.07.2015 (л.д. 25).

По условиям Соглашения (раздел 3.3 Соглашения № 29) участник Программы обязуется эффективно реализовать бизнес-план, представленный для участия в конкурсном отборе и выполнить условия предоставления бюджетных средств, а именно:

оплатить за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования (статей) расходов, указанных в плане расходов;

использовать бюджетные средства в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) на цели, указанные в плане расходов, и использовать имущество, закупаемое за счет бюджетных средств исключительно на развитие КФХ;

создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей полученных бюджетных средств на дату окончания реализации проекта;

осуществлять деятельность КФХ в течение не менее пяти лет после получения бюджетных средств;

постоянно проживать или переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации КФХ (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в муниципальном образовании по месту нахождения и регистрации КФХ, главой которого он является и которое является единственным местом трудоустройства заявителя;

не продавать, не дарить, не передавать в аренду и пользование другим лицам, не обменивать, не использовать как взнос в виде пая, вклада или отчуждать иным образом имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, в течение 10 лет со дня получения бюджетных средств;

все активы, приобретенные за счет бюджетных средств, зарегистрировать на КФХ. Семена и посадочный материал, приобретенные за счет бюджетных средств, использовать только в КФХ;

ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять отчетность о целевом расходовании бюджетных средств в органы местного самоуправления по месту регистрации КФХ.

представить по требованию Департамента информацию и все необходимые документы, касающиеся предмета настоящего Соглашения;

в срок не позднее 3 (трех) календарных дней с даты принятия решения о ликвидации или введения в отношении Участника Программы процедуры, применяемой в деле о банкротстве, уведомить об этом Департамент в письменной форме.

Доводы прокурора о том, что ответчик не исполнил обязанности, предусмотренные Соглашением № 29 и Положением не нашли своего подтверждения в судебном заседании по следующим основаниям.

Согласно копии договора № 16/046 от 20.10.2016 ответчик приобрел у КФХ ФИО3 крупный рогатый скот породы «Герефорд» в количестве 5 голов на сумму 414 000,00 руб., что также подтверждается актом приема – передачи от 20.10.2016, товарной накладной № 103 от 20.10.2016, счетом № 6, платежными поручениями № 1 от 27.10.2016 и № 2 от 27.10.2016 (л.д. 74-75, 126-127, 130-132).

27.07.2015 КФХ Липовка Д.А. приобрел в ООО «Томскоблсельхозтехника» самоходную машину трактор «Беларус» МТЗ-82.1, что подтверждается счетом № СТ-447 от 10.07.2015, товарной накладной к счету, паспортом самоходной машины ТТ № 364498 и свидетельством о регистрации машины СА № 934986 от 18.08.2015 согласно которым на момент рассмотрения дела собственником указанной техники является ответчик (л.д. 121-125). Платежными поручениями № 1 и № 2 от 17.07.2015 подтверждается перечисление денежных средств ответчиком в счет оплаты самоходной машины в размере 1 094 500,00 руб., в том числе за счет собственных средств 109500,00 руб. (л.д. 76-77).

Таким образом, суд считает, что план расходов, который ответчик представил конкурсной комиссии при получении гранта, выполнен в полном объеме с незначительным изменением сроков по п. 1.6 указанного плана, а именно нетели мясной породы в количестве 5 голов фактически приобретены в октябре 2016 года, а не в апреле 2016 года.

Копией приказа № 1 от 01.12.2017 подтверждается трудоустройство ФИО1 у ответчика в качестве секретаря с 01.12.2017 на 0,25 ставки (л.д. 133). В материалах дела также имеются копии квитанций, подтверждающих оплату страховых взносов КФХ Липовка Д.А. за наемных работников в Пенсионный фонд РФ (л.д. 138-152).

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1 подтвердила вышеизложенные обстоятельства.

Соглашение № 29 (п.п. 3 п. 3.3.2) предусматривает создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей полученных бюджетных средств на дату окончания реализации проекта.

Согласно Постановлению № 485а сроки реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области» 2015-2020 гг., п.п. 12 п. 4 Положения в редакции, действующей на момент предоставления гранат и п.п. 4 п. 3.3.2 Соглашения № 29 также предусматривает обязанность КФХ осуществлять деятельность в течение пяти лет с даты получения гранта, то есть до 15.07.2020.

Таким образом, суд считает, что проверить надлежащее исполнение условий п.п. 3 п. 3.3.2 Соглашения № 29 возможно после указанной даты.

Из материалов дела следует, что Липовка Д.А. 14.11.2016 принят на работу в ООО «Камелот - А» в качестве продавца – кассира (л.д. 36), место работы ответчика в данной организации находится в г. Томске Томской области. Согласно табелям учета рабочего времени за период с 01.11.2016 по 31.01.2018 (л.д. 43-58) Липовка Д.А. работал посменно 4 дня через 4 дня, смена составляет 18 часов, из которых 7 часов приходятся на ночное время.

П.п. 5 п. 3.3.2 Соглашения № 29 предусматривает обязанность Липовки Д.А. постоянно проживать в муниципальном образовании по месту нахождения и регистрации КФХ, то есть в с. Монастырка Шегарского района, а также иметь единственное место трудоустройства ответчика в КФХ.

Положением в действующей редакции предусмотрены обязательные условия, включаемые в соглашение (существенные условия), в которых обязанность проживать в муниципальном образовании по месту нахождения и регистрации КФХ и иметь единственное место трудоустройства в КФХ отсутствует. В связи с этим, ответчик обратился к материальному истцу с предложением о внесении изменений в Соглашение № 29, а именно просит исключить из п.п. п. 3.3.2 обязанность получателя гранта иметь единственное место трудоустройства ответчика в КФХ (л.д. 78).

Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Статья 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» раскрывает понятие место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Из представленных в дело материалов следует, что ответчик зарегистрирован у своего отца Липовки А.Д. по адресу: , то есть по месту регистрации КФХ, истцом иного в судебном заседании не представлено.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что сменная работа ответчика в ООО «Камелот - А» позволяет преимущественно проживать в , поскольку из 720 часов в месяце, а в месяце с 31 днем 744 часа ответчик в ООО «Камелот – А» работает лишь 270 часов и 288 часов соответственно.

Доводы прокурора о том, что ответчик передал в пользование своему отцу имущество, приобретенное на средство гранта, не имел соответствующего стажа работы в сельском хозяйстве, фактически крестьянским (фермерским) хозяйством не занимается не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Граждански кодекс РФ не предусматривает пользование как одно из вещных прав. Глава 36 ГК РФ определяет безвозмездное пользование, которое в силу ст. 689 ГК РФ предусматривает договорные отношения (договор безвозмездного пользования). Документов, подтверждающих наличие такого рода договора, суду истцом не представлено.

Судом установлено, что Липовка А.Д. имеет дополнительное профессиональное образование по программе «Организация деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств», вел совместное личное подсобное хозяйство с отцом на момент получения гранта, на настоящий момент самостоятельно занимается своим крестьянским (фермерским) хозяйством, что также подтверждается показаниями свидетеля ФИО2 в судебном заседании.

Предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров подпадает под определение понятия субсидия.

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 3 ст. 78 БК РФ).

Пунктом 10 Положения, утвержденного Постановлением № 205 в редакции от 18.02.2015, а в действующей редакции указанного Положения п. 14 установлено, что в случае нарушения начинающим фермером условий, установленных при предоставлении гранта на создание и развитие КФХ или единовременной помощи на бытовое обустройство, Департамент направляет начинающему фермеру письменное мотивированное уведомление с требованием о возврате бюджетных средств в течение 30 дней со дня обнаружения Департаментом или иным контролирующим органом фактов нарушения фермером указанных условий. В течение 10 рабочих дней с даты получения письменного уведомления о возврате бюджетных средств начинающий фермер осуществляет возврат бюджетных средств в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении, или направляет в адрес Департамента ответ с мотивированным отказом от их возврата. В случае отказа начинающего фермера от добровольного возврата бюджетных средств указанные средства подлежат взысканию Департаментом в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, Положением предусмотрен досудебный (претензионный) порядок разрешения споров по возврату бюджетных средств гранта.

Департамент по социально – экономическому развитию села Томской области к ответчику с уведомлением о возврате средств гранта не обращался. Кроме того, представил документы, подтверждающие соблюдение Липовкой Д.А. условий Положения и Соглашения № 29 из которых усматривается, что исковые требования прокурора материальный истец не поддерживает.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

По смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса РФ возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии). Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Положение подпункта 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ о том, что в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.

Материалами дела подтверждается действующий статус у ответчика главы крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении же соблюдения либо несоблюдения ответчиком условий об обеспечении им целевого использования средств истцом в материалы дела не представлено ни одного доказательства.

Условие о предоставлении отчетности в орган местного самоуправления по месту регистрации не является условием, установленным для предоставления субсидии, это условие непосредственно связано с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств. Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенной отчетности преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств. Неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением, но не для возврата всего полученного во исполнение соглашения о предоставления субсидии.

Учитывая, что по материалам дела не нашел подтверждения ни факт получения ответчиком бюджетных средств (единовременной помощи) с нарушением условий, установленных при их предоставлении, ни факт нецелевого использования единовременной помощи, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска прокурора Шегарского района в интересах Томской области в лице Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области к Главе крестьянско-фермерского хозяйства Липовке Дмитрию Алексеевичу о взыскании бюджетных средств отказать полностью.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Шегарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.В. Бахарев

Решение в окончательной форме принято «08» июня 2018 года

Верно

Судья

Секретарь