ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-104/2021 от 21.04.2021 Хомутовского районного суда (Курская область)

46RS0026-01-2021-000090-97

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» апреля 2021 года п. Хомутовка Курская область

Хомутовский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Чевычеловой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козеевой Е.С.,

с участием помощника прокурора Хомутовского района Курской области Чигаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-104/2021 по иску прокурора Хомутовского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Хомутовского района Курской области обратился в Хомутовский районный суд Курской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, проведенной прокуратурой Хомутовского района Курской области, установлено, что в нарушение действующего законодательства контрактный управляющий администрации поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области ФИО1 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов. Полагает, что отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему администрации поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области ФИО1 на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на нее функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, неэффективному расходованию бюджетных средств. Просит обязать администрацию поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего администрации поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части наличия у контрактного управляющего дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

В судебном заседании помощник прокурора Хомутовского района Курской области Чигарева Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором указал, что контрактный управляющий ФИО1 направлена на обучение по программе профессиональной подготовки «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» продолжительность обучения 288 часов.

Выслушав мнение помощника прокурора Хомутовского района Курской области, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав помощника прокурора Хомутовского района Курской области Чигареву Е.А., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из ст. 70 БК РФ следует, что обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Согласно ч. 1 ст. 72 БК РФ, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 БК РФ, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 БК РФ).

Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как следует из п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44- «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Из ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В силу ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ, квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Согласно ч. 4 ст. 196 ТК РФ, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Как следует из ч. 2 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Требования к образованию и обучению работников контрактной службы, контрактного управляющего определены профессиональными стандартами «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок», утвержденными приказами Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, N 626н.

Стандарты разработаны во исполнение ст. 195.1 ТК РФ и призваны, в том числе, обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями ст. 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ст. 195.3 ТК РФ).

Из п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного
Приказом Минобрнауки России от 01 июля 2013 года N 499, следует, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусматривает обязательное требование к уровню профессионализма заказчиков. При этом вопрос обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно.

В соответствии с п. 2.8 Методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (письмо от 12 марта 2015 года Минэкономразвития России N 5593-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России N АК-552/06), обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже чем каждые три года для всех категорий обучающихся.

Указанная периодичность прохождения обучения в сфере закупок рекомендована для поддержания квалификации и профессионального образования соответствующих специалистов в сфере закупок на высоком уровне, в том числе, в целях предотвращения возможного нарушения норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе из-за низкой квалификации работников контрактной службы, контрактных управляющих в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (доменное имя www.zakupki.gov.ru), администрации поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области внесена в реестр организаций, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что обязанности контрактного управляющего в администрации поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области возложены на ФИО1, что следует из п. 7.37 должностной инструкции начальника финансово-экономического отдела.

В ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, проведенной прокуратурой Хомутовского района Курской области, установлено, что контрактный управляющий администрации поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области ФИО1 не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного профессионального образования в сфере закупок, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Судом установлено, что ФИО1 в период времени с 11 сентября 2017 года по 25 сентября 2017 года прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в объеме 120 часов, о чем 25 сентября 2017 года ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» ей выдано удостоверение о повышении квалификации.

Таким образом, контрактный управляющий администрации поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов, отсутствие которого, по мнению суда, не позволяет на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на него функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Суд принимает во внимание, что контрактный управляющий ФИО1 направлена на обучение по программе профессиональной подготовки «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», продолжительность обучения составляет 288 часов, однако, на момент рассмотрения дела у контрактного управляющего дополнительное профессиональное образование в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов отсутствует, при таких обстоятельствах, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку неисполнение ответчиком своих обязанностей по соблюдению требований федерального законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд к уровню образования контрактного управляющего не отвечает принципу профессионализма заказчика, закрепленного в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», создает угрозу возможного нарушения норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе из-за низкой квалификации контрактного управляющего в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок исполнения указанной обязанности, суд учитывает степень затруднительности исполнения судебного акта, исполнение которого не требует значительных временных и финансовых затрат, в связи с чем, соглашается с приемлемостью срока для решения вопроса, связанного с обеспечением соблюдения требований к уровню образования контрактного управляющего, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая данное требование разумным и достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Хомутовского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего – удовлетворить.

Обязать администрацию поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего администрации поселка Хомутовка Хомутовского района Курской области в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части наличия у контрактного управляющего дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Хомутовский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.А. Чевычелова

Решение суда в окончательной форме изготовлено «26» апреля 2021 года.

Председательствующий судья Т.А. Чевычелова