Костромской районный суд Костромской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Костромской районный суд Костромской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-105/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома 05 февраля 2010 года
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Добровольской Т.В.,
при секретаре Толстиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комаровой С. Н. о признании незаконными действий администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района,
У С Т А Н О В И Л:
Комарова С.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района. Свои требования обосновывая тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Шунгенского сельского поселения с заявлением о предоставлении ей копии свидетельства о праве собственности на земельный участок на ее умершую мать - М, о предоставлении копии постановления, решения главы Шунгенской сельской администрации от 1992 года о выдаче вышеуказанного свидетельства, выписки из похозяйственной книги о принадлежности земельного участка ее матери М, умершей в ДД.ММ.ГГГГ году. решением администрации Шунгенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в предоставлении запрашиваемых документов. Мотивируя тем, что они не вправе предоставить запрашиваемые документы, поскольку в настоящее время они не обладают полномочиями на выдачу правоустанавливающих документов на земельные участки, которые были подготовлены сельскими советами в ДД.ММ.ГГГГ году. Выписку из похозяйтсвенной книги не выдают мотивируя тем, что обязательным реквизитом данного документа являются сведения о личности данного гражданина. Считает данные действия администрации Шунгенского сельского поселения незаконными, поскольку в процессе оформления документов на земельный участок в собственность, находящийся по адресу: , выяснилось, что собственником земельного участка является ее умершая мать М Кадастровая палата выдала кадастровый паспорт на имя ее матери. Администрация Шунгенского сельского поселения объясняет этот факт тем, что свидетельство на право собственности есть, но М не получила его. Просит признать решение администрации Шунгенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении ей копии свидетельства о праве собственности на земельный участок М незаконным. Просит обязать администрацию Шунгенского сельского поселения выдать ей копию свидетельства о праве собственности на земельный участок на М, копию постановления главы Шунгенской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ года о выдаче вышеуказанного свидетельства, выписку из похозяйственной книги о принадлежности земельного участка ее умершей матери М
В ходе рассмотрения дела заявитель Комарова С.Н. уточнила свои требования, просит признать незаконным отказ администрации Шунгенского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче Комаровой С.Н.: - свидетельства о праве собственности на земельный участок, находящийся по адресу , , кадастровый номер № на имя ее умершей матери М,
- копии решения администрации сельского совета ДД.ММ.ГГГГ года о выдаче данного свидетельства,
- выписки из похозяйственной книги о принадлежности на праве собственности земельного участка по адресу , , , умершей М Просит обязать администрацию Шунгенского сельского поселения выдать ей данные документы.
Заявитель Комарова С.Н. в судебном заседании свои требования поддержала в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении. Пояснила, что хочет, чтобы сельская администрация ей, как наследнице М о чем у нее имеется свидетельство о праве на наследство по закону, выдала копию свидетельства о праве собственности на земельный участок ее умершей матери М, копию постановления главы администрации о выдаче этого свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ года и справку из похозяйственной книги,. Оригинал свидетельства ей отказываются выдать, пусть хотя бы копию выдадут. Она хочет вступить в права наследства после смерти матери на земельный участок. Для этого ей нужны вышеназванные документы. Зачем ей копия свидетельства, пояснить не может. Выписка из похозяйственной книги ей нужна о принадлежности земельного участка ее матери на праве собственности. Начала сейчас оформлять документы, потому только недавно узнала, что земельный участок принадлежал ее матери на праве собственности. Не знает, писала ли ее мать заявление о предоставлении земельного участка. Вопросы по земельному участку с матерью не обсуждали.
Адвокат заявителя Комаровой С.Н. - Пчелина Е.М. поддержала заявленные требования, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении. Дополнив, что М умерла ДД.ММ.ГГГГ. Собственницей недвижимого имущества, находящегося на земельном участке является заявительница - ее дочь Комарова С.Н. согласно свидетельству о праве на наследство. Согласно ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось. На день смерти М ей на праве собственности принадлежал земельный участок по адресу: , кадастровый номер №. Данное право возникло у М в силу Указа Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», согласно которому администрация сельского совета обязана была издать постановление (решение) о предоставлении земельного участка в собственность и выдать свидетельство о праве собственности на земельный участок. Такое свидетельство оформлено в установленной форме в 2-х экземплярах согласно требованиям законодательства, действующим на день оформления этого свидетельства. Заявительница Комарова С.Н. видела это свидетельство лично при обращении в администрацию Шунгенского сельского поселения. В материалах инвентаризации населенного пункта имеется запись о свидетельстве на имя М(справка ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно этих материалов инвентаризации земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №, вид права: собственность. Довод администрации Шунгенского сельского поселения о том, что они не полномочны выдавать свидетельство о праве собственности на землю, необоснован, поскольку требование состоит не в том, чтобы обязать его выдать «новое свидетельство», то есть на бланке старого образца заполнить нужные графы, подписать неуполномоченным лицом и проставить печать органа местного самоуправления. Заявительница просит выдать имеющееся свидетельство. Законом не запрещено выдавать ныне действующими органами местного самоуправления правоудостоверяющие документы, подготовленные сельскими советами в 1990-х годах. С момента вступления в силу Федерального закона от 23.11 2007 г. № 268-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до вступления в силу ЗК РФ, в случае если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ (то есть в упрощенном порядке). При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственникауказанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок (а именно: акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги и иные документы). Таким образом, требование Комаровой С.Н. о выдаче всех указанных в заявлении документов, в том числе и выписки из похозяйственной книги является законным, так как эти документы согласно п. 7 ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 года N 122-ФЗ выдаются наследникам и удостоверяют права прежнего собственника - ее умершей матери на земельный участок. Эти документы необходимы Комаровой С.Н. для оформления права собственности на земельный участок (либо по упрощенной процедуре, либо через нотариуса). Орган местного самоуправления не вправе скрывать, удерживать, по своему усмотрению оценивать записи в регистрационных документах и книгах как недействительные. Действия органа, препятствующие гражданину осуществлять принадлежащие ему права (в данном случае - право собственности в порядке наследования), являются незаконными.
Представитель заинтересованного лица администрации Шунгенского сельского поселения - по доверенности Смирнова Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Комаровой С.Н. Пояснив, что требования Комаровой С.Н. направлены в адрес администрации Шунгенского сельского поселения в связи с тем, что указанный орган отказал ей в выдаче правоудостоверяющего документа на земельный участок. Данный документ выдавался сельскими советами в рамках осуществления земельной реформы, проводимой в силу федеральных законов и Указов Президента РФ, а также в соответствии с Законом РСФСР от 06 июля 1991 года «О местном самоуправления в РСФСР». В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» право собственности на землю удостоверяется Свидетельством, которое имеет законную силу до выдачи государственного акта, удостоверяющего это право. Форма Свидетельства утверждена Правительством Российской Федерации Постановлением от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм Свидетельства о праве собственности на землю, Договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и Договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения». Данный нормативный акт Правительства предписывал Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации в двухнедельный срок утвердить порядок выдачи и регистрации указанных документов. Указанный порядок был утвержден Роскомземом 20 мая 1992 года. Более того, соответствующие письма, разъясняющие порядок выдачи свидетельств, были направлены государственным комитетом по земельной реформе в которых было указано:
- Направляется форма свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.
- Свидетельства выдаются гражданам, предприятиям; учреждениям, организациям на основании принятых органами местной администрации решений о предоставлении земельных участков районным (городским) комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам, а в сельских населенных пунктах - руководителями исполнительных органов сельских (поселковых) Советов народных депутатов. При этом свидетельства, выдаваемые исполнительными органами сельских (поселковых) Советов народных депутатов, должны быть завизированы председателем (представителем) районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.
- При подготовке проектов решений о предоставлении земельных участков и оформлении свидетельств используются ранее выданные документы, удостоверяющие право на земельный участок (государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, земельно-шнуровые и похозяйственные книги), материалы по обмеру земельных участков, проекты организации территории садоводческих и других товариществ, плановокартографические материалы и аэрофотоснимки, а также другие материалы, имеющиеся в комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам, органах архитектуры и бюро технической инвентаризации, сельских, поселковых, городских органах местной администрации и у землепользователей.
- При отсутствии материалов, подтверждающих общую площадь земельного участка, а по сельскохозяйственньм предприятиям - площади сельскохозяйственных угодий, проводятся необходимые работы по установлению данных показателей (обмеры, съемки).
- При наличии планово-картографических материалов вместе со свидетельством выдается чертеж границ, план (выкопировка с плана) землепользования с указанием границ земель, предоставляемых в собственность и пользование.
- Свидетельство составляется в двух экземплярах, один из которых выдается гражданину, предприятию, учреждению, организации, второй хранится в органе, выдавшем свидетельство. На этом экземпляре свидетельства гражданин или представитель предприятия, учреждения, организации подписывается в получении первого экземпляра свидетельства.
- Свидетельству дается номер, соответствующий порядковому номеру его регистрации.
Свидетельства такого образца выдавались исполнительными комитетами сельских советов до принятия Указа Президента от 27.10.1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы», который утвердил новую форму свидетельства о праве собственности на землю. Данный документ был официально признан утратившим силу Постановлением правительства РФ от 23.12.2003 года № 919. Однако, фактически все виды правоустанавливающих документов на землю не выдавались органами сельских администраций с момента вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», именно с этого момента выдача свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество, в том числе на земельные участи, осуществляется органами государственной власти, в лице регистрирующих органов.
Администрация Шунгенского сельского поселения - это орган местного самоуправления вновь образованного муниципального образования. Данный орган был создан во исполнение Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» и приступил к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом с 1 января 2006 года. При этом перечень вопросов местного значения, находящегося в компетенции органов местного самоуправления сельского поселения четко регламентирован статьей 14 вышеназванного закона и выдача правоудостоверяющего документа на земельный участок, образца 1992 года, не входит в круг полномочий сельского поселения.
Относительно доводов об отказе выдачи копии постановления о предоставлении земельного участка М, такого документа в архиве сельской администрации, которая в период проведения земельной реформы 90-х годов была полномочна предоставлять земельные участки, не имеется. Соответственно, выдать его копию не представляется возможным.
В соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 № 146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок» выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок выдается в целях государственной регистрации прав на земельный участок в соответствии со статьей 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. При этом, указанный документ, носитправоустанавливающий характер и порождает у гражданина права и обязанности в отношении объекта недвижимости - земельного участка, и определяет ряд сведений, которые должны быть указаны об этом гражданине (паспортные данные, место жительства).
В соответствии с частью 2 статьи 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Таким образом, выдача выписки из похозяйственной книги на умершего человека не предусмотрена законом. На основании изложенного, считаем требования Комаровой С.Н. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Комарова С.Н. не единственная обратившаяся к ним. Действительно имеются выписанные бланки свидетельств на граждан, которые не обращались в начале 90-х годов за представлением земельных участков и свидетельства не получали. На протяжении многих лет кадастровая палата, внесшая сведения без учета этого, уточняла сведения Шунгенской сельской администрации. А вот Комаровой С.Н. этого не сделали. Они не знают, что делать с невыданными бланками свидетельств. Они хранят невыданные свидетельства как архивные фонды.
Представитель заинтересованного лица глава администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Коврижных И.Я. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Комаровой С.Н. Свои действия считает законными. У них в администрации имеются бланки невыданных свидетельств в двух экземплярах, и не только на М, но данные бланки не являются как таковыми свидетельствами. Поскольку они и выписываться не должны были. Так как свидетельства выдавались только гражданам, обратившимся с заявлением о предоставлении земельного участка. М с таким заявлением не обращалась. И земельного участка на праве собственности у нее не имелось. Кадастровая палата, в свое время, взяв все имеющиеся у них документы, без учета этого поставила на земельный кадастровый учет и участки, не принадлежащие конкретным гражданам, хотя они указывали, что это на так. И до Комаровой С.Н. кадастровая палата всегда по конкретным гражданам ввиду отсутствия утех документов проверяла эти сведения. Но Комаровой С.Н. они выдали кадастровый паспорт, не принимая эти обстоятельства во внимание. Постановления о предоставлении участка в собственность М не выносилось и не имеется. Постановления под № и не может быть в сельской администрации. У них такого количества постановлений не бывает, в год выносится около двадцати.
Представитель заинтересованного лица администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района - по доверенности Корнилова О.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Комаровой С.Н. Пояснив, что когда начали в 1992 году выдавать гражданам свидетельства на право собственности на землю было очень мало времени на проведение земельной реформы, поэтому специалисты администрации ходили с похозяйственными книгами по населенным пунктам и заполняли бланки свидетельств на право собственности на землю вообще без заявлений граждан. Но порядок должен был быть другой. Человек должен был прийти в администрацию сельского совета и написать заявление на предоставление земельного участка, только тогда выписывалось свидетельство на право собственности на землю. Но для того, чтобы упростить процедуру, специалисты администрации начали заполнять бланки по данным похозяйственных книг. Потом в администрацию приходили люди, платили рублей и получали свидетельства. В дальнейшем они платили налог за пользование земельным участком. Те, которые не приходили и заявление не писали, свидетельства и не получали. Мать Комаровой заявления не писала и свидетельства не получала. Оба бланка хранились и остались храниться у них в администрации, как и в отношении иных лиц, на чье имя были выписаны свидетельства без заявлений. Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ года действительно в администрации нет. Постановления о предоставлении земельного участка М не выносилось. Ссылка на номер постановления в свидетельстве сделана не на постановление, а на порядковый номер, под которым записана М в журнале регистрации свидетельств. После вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» администрация сельского поселения не стала обладать полномочиями по выдаче свидетельств на право собственности на землю. Новый закон не позволил им уничтожать бланки свидетельств, которые были ими заготовлены. Эти бланки они стали хранить. Они не знают, что с ними делать. Когда проводилась инвентаризация земель, эти бланки свидетельств были вписаны в материалы инвентаризации, хотя они предупреждали, что там, где в материалах было два бланка свидетельств и нет заявления, эта земля не была приватизирована. По материалам инвентаризации были внесены не соответствующие в отношении некоторых граждан сведения в государственный земельный кадастр. Выписку из похозяйственной книги они не могут дать, поскольку М и не принадлежала земля на праве собственности, и форма, которую требует Комарова С.Н. предусматривает паспортные данные умершей и выдачу на ее имя, что они не могут сделать.
Рассмотрев заявление, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В рамках проведения земельной реформы в начале 1990-х годов были изданы Постановления правительства РФ, Указы Президента, Письма Государственного комитета по земельной реформе РСФСР.
В соответствии с п.6 Указа Президента РФ от 27.12.1991 года «323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» Коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Как следует из Постановления правительства РФ от 19.03.1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» и Письма Государственного комитета по земельной реформе РСФСР от 13.01.1992 года № 3-14/80, которыми были утверждена форма свидетельства, - возлагалась обязанность на местные администрации обеспечение в 1992 году землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей свидетельств. Также указано, что при подготовке решений о предоставлении земельных участков и оформлении свидетельств используются ранее выданные документы, удостоверяющие право на земельный участок (государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, земельно-шнуровые и похозяйственные книги), материалы по обмеру земельных участков, проекты, плановокартографические материалы и аэроснимки, а также другие материалы, имеющиеся в комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам, органах архитектуры и бюро технической инвентаризации, сельских, поселковых, городских органах местной администрации и у землепользователей.
Данное было основано на положениях Земельного Кодекса РСФСР от 25.04.1991 года, действовавшего на момент выписки свидетельства М, предоставившего возможность передачи местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией гражданам по их желанию земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в собственность, постоянное бессрочное пользование, предусмотрев, что Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для личного подсобного хозяйства устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.
Судом установлено, что М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем суду представлена копия свидетельства о смерти.
Мозголина С.Н. (после заключения брака Комарова) является дочерью М
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону, выданному ДД.ММ.ГГГГ наследником имущества М, умершей ДД.ММ.ГГГГ является Комарова С.Н.. Наследственное имущество, на которое выдано свидетельство, состоит из незавершенного строительством жилого дома, расположенного по адресу: , .
Статья 1112 ГК РФ определяет наследством принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи. Иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Однако, проверяя доводы заявительницы, судом не установлено наличие у умершей М права собственности на земельный участок, правоустанавливающие документы на который просит предоставить ее наследница Комарова С.Н. И как следствие обязанности сельской администрации выдать испрашиваемые ею документы.
ДД.ММ.ГГГГ Комарова С.Н. обратилась с заявлением в администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района с просьбой выдать ей копию свидетельства на право собственности на землю на М, копию постановления главы Шунгенской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ года о выдаче вышеуказанного свидетельства, выписку из похозяйственной книги о принадлежности земельного участка ее умершей матери М в , .
На данное заявление администрацией Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Комаровой С.Н. было направлено сообщение с указанием, что полномочиями по выдаче правоустанавливающих документов на земельные участки администрации сельских советов обладали на основании ст.18 ЗК РСФСР и в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». При этом согласно письму государственного комитета по земельной реформе РСФСР от 13.01.1992 года №3-14/60 свидетельства выдавались гражданам на основании принятых органами местной администрации решений о предоставлении земельных участков районным (городским) комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам, а в сельских населенных пунктах - руководителями исполнительных органов сельских (поселковых) Советов народных депутатов. Свидетельства, выдаваемые исполнительными органами сельских (поселковых) Советов народных депутатов, должны быть завизированы председателем (представителем) районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам. Свидетельство составляется в двух экземплярах, один их которых выдается гражданину, второй хранится в органе, выдавшем свидетельство. На этом экземпляре свидетельства гражданин подписывается в получении первого экземпляра свидетельства. Свидетельству дается номер, соответствующий порядковому номеру его регистрации. Указанные нормы, устанавливающие полномочия сельских советов на выдачу правоудостоверяющих документов на земельные участки отменены Указом Президента РФ от 24.12.1993 года №2287 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ». Органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований (сельских поселений) приступили к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с 01.01.2006 года и в силу данного закона полномочиями на выдачу правоудостоверяющих документов на земельные участки, которые были подготовлены сельскими советами в 1990 годах, не обладают. На основании вышеизложенного администрация Шунгенского сельского поселения не вправе предоставить запрашиваемый документ. Согласно ст.25.3 ФЗ «О государственной регистрации» выписка из похозяйственной книги является правоустанавливающим документом для регистрации права собственности гражданина на земельный участок, используемый им для ведения личного подсобного хозяйства. При этом обязательным реквизитом данного документа являются сведения о личности данного гражданина (паспортные данные, место прописки). Таким образом, запрашиваемый Комаровой С.Н. документ не может быть выдан на имя умершего человека, М
Суду представлен кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому М на праве собственности принадлежит земельный участок площадью кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , , . в паспорте имеется указание, что запись сделана на основании инвентаризационной описи от ДД.ММ.ГГГГ.
По данным администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района в материалах инвентаризации населенного пункта , квартал №, участок № за умершей М ошибочно записано свидетельство на право собственности на землю. В соответствии с п.6 Указа Президента РФ от 27.12.1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» право собственности на землю удостоверяется свидетельством, которое имеет законную силу до выдачи государственного акта, удостоверяющего это право. Свидетельства на право собственности на землю выдавались на основании личного заявления граждан, принятого постановления, росписи граждан в получении свидетельств книги регистрации выдачи свидетельств на право собственности на землю (п.3, 12 «Порядка выдачи и регистрации свидетельства на право собственности на землю»). В 1992-1993 годах, в нарушение порядка выдачи и регистрации свидетельства на право собственности на землю, утвержденного Первым заместителем Председателя Роскомзема 20.05.1992 года в Шунгенской сельской администрации были заготовлены бланки свидетельств на право собственности на землю для выдачи гражданам, зарегистрированным на территории администрации согласно похозяйственных книг. М с заявлением на передачу земельного участка в собственность в ДД.ММ.ГГГГ годы в Шунгенскую сельскую администрацию не обращалась, в книге регистрации выдачи свидетельств подпись отсутствует. На основании вышеизложенного заготовленный бланк свидетельства на право собственности на землю М считать недействительным.
По материалам инвентаризации земель квартала № населенного пункта сельской администрации за № год, которые обозревались в судебном заседании, М была включена в списки граждан, как имеющая в собственности земельный участок площадью га, расположенного в , , но свидетельство ею получено не было, что подтверждается записью в материалах инвентаризации.
Кроме того, в материалах инвентаризации имеется ссылка, что при проведении инвентаризации использовались, в том числе, - заявления землепользователей о предоставлении земельного участка.
Однако, как тщательно проверено и установлено судом такового заявления М не писала, и предоставить земельный участок в собственность не просила.
Как указывалось выше, в рамках проведения земельной реформы, был установлен четкий порядок, регулирующий предоставление земельных участков в собственность, соблюдение которого и давало право на приватизацию земельных участков.
В соответствии со ст. 30 ЗК РСФСР, действовавшей на момент выдачи свидетельств образца 1992 года, - Граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.
По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов.
Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.
При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
Как установлено судом, администрацией Шунгенского сельского Совета ДД.ММ.ГГГГ на имя М было оформлено свидетельство на право собственности на землю площадью га в , что сторонами и не оспаривается.
Само по себе свидетельство является лишь правоустанавливающим документом, но не являющимся основанием для возникновением права собственности, возникающего лишь по установленным законом основаниям.
Основания в рамках реформы 1991-1992 годов указаны выше.
По представленному суду журналу регистрации выдачи свидетельств на право собственности на землю за ДД.ММ.ГГГГ год администрации Шунгенского сельского Совета, М была включена в список на выдачу свидетельств на право собственности на землю под № № однако свидетельство ею получено не было, в журнале отсутствует подпись М в получении данного свидетельства, данные об оплате свидетельства.
Но изначально М в администрацию сельского совета с заявлением и не обращалась.
Согласно справке администрации Щунгенского сельского поселения М с заявлением на передачу земельного участка в собственность в ДД.ММ.ГГГГ годах в Шунгенскую сельскую администрацию не обращалась, в книге регистрации свидетельств подпись отсутствует.
Судом обозревалась книга свидетельств и заявлений граждан на выдачу свидетельств, согласно которой на стр. 103, 104 имеется свидетельство на право собственности на землю на М и копия данного свидетельства, заявления М не имеется. В то время как в отношении иных граждан осталось только копия свидетельства и их заявление.
Помимо указанного, то есть отсутствия заявления М, как такового ее желания на приватизацию земельного участка (а право собственности нельзя гражданину навязать), никакого постановления на предоставление земельного участка М не выносилось.
В ДД.ММ.ГГГГ свидетельство на право собственности на землю площадью га в на имя М имеется ссылка на предоставление земельного участка решением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района постановление сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ на М в администрации Шунгенского сельского поселения отсутствует.
По данным администрации Костромского муниципального района документы администрации Шунгенского сельского Совета народных депутатов за ДД.ММ.ГГГГ год на хранение в архивный отдел не поступали, ввиду этого копию постановления главы администрации Шунгенского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № не представляется возможным.
Судом обозревался пронумерованный журнал протоколов заседаний Малого Совета Шунгенского сельского Совета Костромского района за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В данном журнале постановление № отсутствует.
Также, в данном журнале имеется решение Шунгенского сельского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, которым было принято решение о выдаче документов на право передачи земли в собственность. В данном решении М отсутствует.
Кроме того, в журнале имеется протокол заседания Малого Совета Шунгенского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, а далее сразу протокол заседания Малого Совета Шунгенского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ.
Никакие решения ДД.ММ.ГГГГ Сельским советом не принимались, постановления не выносились.
Таким образом, желания М на получение земли в собственность не имела, заявления не писала, законных оснований для возникновения права собственности у нее не возникло, и права собственности на земельный участок у нее не имелось.
В связи с чем Администрацией Шунгенского сельского поселения обоснованно отказано в выдаче свидетельства на право собственности на землю на имя М ввиду отсутствия у той такового права, обоснованно отказано в выдаче решения администрации сельского совета ДД.ММ.ГГГГ года о выдаче данного свидетельства ввиду отсутствия такового решения.
Также обоснованно отказано в выдаче выписки из похозяйственной книги о принадлежности на праве собственности земельного участка по адресу , , , умершей М ввиду отсутствия такой записи и как указывалось выше права собственности вообще.
В похозяйственных книгах на д. за ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ год данные о том, что М на праве собственности принадлежит земельный участок площадью га, отсутствуют. В похозяйственных книгах есть только указание о том, что у собственников домовладения № в имелся в пользовании земельный участок.
Кроме того, в соответствии со ст.9 ФЗ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.
В соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 № 146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок» Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок выдается в целях государственной регистрации прав на земельный участок в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. При этом, указанный документ, носитправоустанавливающий характер и порождает у гражданина права и обязанности в отношении объекта недвижимости - земельного участка, и определяет ряд сведений, которые должны быть указаны об этом гражданине (паспортные данные, место жительства).
Что в отношении умершей невозможно сделать. И как указывалось выше права собственности у М не имелось.
Также, Указом Президента РФ от 27.10.1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы» была утверждена новая форма свидетельства о праве собственности на землю.
Ст.14 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» регламентирован перечень вопросов местного значения, находящегося в компетенции органов местного самоуправления сельского поселения. Выдача свидетельств на право собственности на землю образца 1992 года не входит в данный перечень.
Таким образом, не усматривая незаконности действий со стороны Шунгенской сельской администрации, суд приходит к выводу о необоснованности требований Комаровой С.Н. и об отказе в их удовлетворении.
А потому, на основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Комаровой С. Н. о признании незаконными отказа администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района в выдаче Комаровой С.Н. свидетельства о праве собственности на земельный участок, находящийся по адресу , , , кадастровый номер № на имя ее умершей матери М, копии решения администрации сельского совета ДД.ММ.ГГГГ года о выдаче данного свидетельства, выписки из похозяйственной книги о принадлежности на праве собственности земельного участка по адресу , , кадастровый номер № умершей М, и обязании выдать данные документы отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Костромской областной суд через районный суд.
Судья: Добровольская Т.В.