ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-105 от 29.04.2021 Пушкиногорского районного суда (Псковская область)

Дело № 2-105, 2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

поселок Пушкинские Горы 29 апреля 2021года

Пушкиногорский районный суд Псковской области в составе:

Председательствующего Е.Е. Миллер

при секретаре И.Н. Турьяновой

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Публичного акционерного общества «МРСК Северо-Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо-Запада») к ФИО1 о расторжении договора № от ДД.ММ.ГГГГ с техническими условиями к договору № об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада», с даты вступления решения суда в законную силу, взыскании судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л :

ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их следующим.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО1 был заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, земельный участок с КН , по третьей категории надежности, максимальной мощностью 15 кВ.

В соответствии с разделом 10 Технических условий к вышеназванному договору, для исполнения своих обязанностей, истцу необходимо выполнить строительство необходимого количества ЛЭП-10 кВ от существующей ВЛ-10 кВ 76-03, строительство ТП 10/0,4 кВ и строительство ЛЭП-0,4 кВ от проектируемой ТП.

Строительство трассы ВЛ должно проходить в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством ФИО2 в селе Михайловском и его окрестностях Пушкиногорского района Псковской области», в связи с чем, 12 января 2021 года ПАКО «МРСК Северо-Запада» обратилось в Комитет по охране объектов культурного наследия псковской области за согласованием строительства электросетевых объектов: ВЛ-10 кВ, с размещением двух опор, ТП-25 кВа и ВЛИ-0,4 кВ, протяженностью 25 м.

21 января 2021 года Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области, истцу отказано в согласовании строительства указанных объектов, так как, территория, планируемая для размещения энергообъектов, расположена в зоне сохранения и регенерации природной среды РИЗ .

ПАО «МРСК Северо-Запада» подготовило два варианта проектных решений для энергоснабжения земельного участка ответчика, с прокладкой кабельной линии от существующей опоры и установкой кабельного разделителя, однако, ДД.ММ.ГГГГ, данные варианты не были согласованы с Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области.

Учитывая местонахождение принадлежащих ответчику энергопринимающих устройств, иных вариантов размещения объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, кроме как по территории объекта культурного наследия, не имелось, в связи с чем, 22 января 2021 года ПАО «МРСК Северо-Запада» направил в адрес ФИО1 соглашение о расторжении договора, которое ответчиком было получено, но не подписано, мотивированного отказа от подписания не направлено.

Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения, требования к выдаче технических условий, установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению и обязательства сторон по их исполнению.

В соответствии с п. 3 вышеназванных Правил № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, при условии соблюдения Правил и наличия технической возможности. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с обратившимися с заявкой лицами.

Таким образом, факт заключения договора по технологическому присоединению не исключает возможности в конечном итоге отказаться от исполнения этого договора, в случае отсутствия технической возможности присоединения или в случае невозможности провести работы по технологическому присоединению без нарушения закона.

В силу п. 2 ст. 94, п. 1 ст. 99 Земельного кодекса РФ территория объекта культурного наследия относится к землям особо охраняемых природных территорий.

Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации предусмотрены требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.

Пунктами 2.1.5, 2.2.1 Приказа Минкультуры России от 19.02.2014 № 303 «Об утверждении характера использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством ФИО2 в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области» предусмотрено, что в зоне РИЗ-2, по согласованию с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия допускается лишь реконструкция и эксплуатация линейных объектов, строительство капитальных объектов запрещено.

Исходя из п. 10 и п. 10.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линия электропередачи является сооружением, относящимся к линейным объектам, которые, в свою очередь, являются объектами капитального строительства.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, сетевая организация не может исполнить условия договора о технологическом присоединении, без нарушения закона.

В силу требований ст. ст. 416, 451 ГК Российской Федерации, ПАО «МРСК Северо-Запада» просит расторгнуть договор № от ДД.ММ.ГГГГ с техническими условиями к договору № об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада», заключенный между истцом и ответчиком, с даты вступления решения суда в законную силу, взыскать с ФИО1 судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме 6000 рублей.

В судебном заседании представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» ФИО3, уполномоченная надлежащей доверенностью, исковые требования поддержала в полном объеме.

В обоснование позиции изложила следующее, при оформлении документов на технологическое присоединение, сетевая организация располагает приблизительными сведениями о территориальных границах объекта культурного наследия на территории Пушкиногорского района, в связи с чем, технологическое присоединение к электрическим сетям, осуществляется после согласования с Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области.

В рассматриваемой ситуации, после получения заявки, сетевая организация направила в Комитет по охране культурного наследия несколько вариантов технологического присоединения земельного участка, принадлежащего ФИО1 к электрическим сетям, однако, ни один из предложенных вариантов не был согласован Комитетом по охране культурного наследия, в связи с тем, что спорный участок находится в режиме использования земель РИЗ , утвержденных Приказом № 303 Министерства культуры РФ, которым установлены определенные ограничения к проектированию и строительству территории Достопримечательного места, связанного с жизнью и творчеством ФИО2. Строительство объектов капитального строительства, к которым отнесены опоры воздушной линии, трансформаторная подстанция и кабельный разделитель, запрещено.

В соответствии с градостроительным кодексом линия электропередачи является сооружением, относящимся к объектам капитального строительства.

Представитель истца пояснила, что после получения отказов в согласовании вышеуказанных объектов, в адрес ФИО1 было направлено соглашение о расторжении вышеназванного договора в досудебном порядке, в связи с невозможностью его исполнения, по обстоятельствам, независящим от сетевой организации, однако, ответчиком данное соглашение не подписано, мотивированный отказ в адрес ПАО «МРСК «Северо-Запада», не поступил.

Представитель истца пояснила, что они расторгают договор не в силу отсутствия технической возможности, а в силу требований Приказа № 303 и отсутствия согласования со стороны Комитета по охране объектов культурного наследия, без которого, сетевая организация не вправе осуществлять технологическое присоединение участка ответчика к электрическим сетям.

На основании изложенного, представитель истца ФИО3 просит суд расторгнуть данный договор, с техническими условиями, в связи с невозможностью его исполнения и взыскать с ответчика уплаченную государственную пошлину.

Представитель ответчика ФИО4 уполномоченный надлежащей доверенностью, исковые требования ПАО «МРСК Северо-Запада» не признал, в обоснование возражений пояснил, поданная доверителем заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям, полностью соответствовала критериям наличия технологической возможности присоединения.

Земельный участок ответчика находится на землях сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, в <адрес>».

Предложенные истцом на согласование Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области три варианта присоединения участка ответчика к энергетическим сетям, не были согласованы, однако, по мнению представителя ответчика, Приказ № 303 Министерства культуры РФ допускает реконструкцию и эксплуатацию линейных объектов по согласованию, допускается наземная прокладка и реконструкция инженерных сетей, с последующим благоустройством территории.

Представитель ответчика ФИО4 полагает, что Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области своими отказами в согласовании к технологическому подключению земельного участка доверителя, превысил свои полномочия, истец, в свою очередь, не оспорил отказы, что привело к невыполнению, принятых на себя обязательств, предусмотренных договором.

Представитель ответчика ФИО4 пролагает, что линия электропередач не относится к объектам капитального строительства, в силу Приказа № 303возможна реконструкция и эксплуатация линейных объектов по согласованию с уполномоченным органом, допускается подземная прокладка и реконструкция инженерных сетей (коммуникаций), к которым, по мнению представителя ответчика, отнесены линия электропередач.

Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области, надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении, в судебном заседании не участвовал.

По заявленным ПАО «МРСК Северо-Запада» исковым требованиям, представил в суд письменную позицию, в которой указал, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

ПАО «МРСК Северо-Запада» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Комитет с письмом о согласовании расположения опор воздушной линии около д. <адрес>.

Согласно представленной схеме территория, планируемая для размещения опор воздушной линии электропередач и трансформаторной подстанции, расположена в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством ФИО2 в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области» (далее – Достопримечательное место). Характер использования, ограничения и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству территории Достопримечательного места, утверждены Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении вопроса о возможности строительства, необходимо руководствоваться регламентными участками с определенными режимами, что отражено в картографической карте, утвержденной вышеназванным Приказом .

Земельный участок ответчика, в соответствии с Приложением к вышеназванному Приказу, находится в зоне сохранения и регенерации природной среды (РИЗ ), где запрещено строительство и реконструкция капитальных объектов и размещение временных построек.

Таким образом, размещение опор воздушной линии и установка трансформаторной подстанции для технологического присоединения, противоречит утвержденным Приказом правовым режимам зоны сохранения и регенерации природной среды.

ДД.ММ.ГГГГ ПАО «МРСК Северо-Запада» повторно обратилось в Комитет о согласовании размещения электрооборудования на земельном участке ответчика, повторно получив отказ в размещении опоры воздушной линии и размещении трансформаторной подстанции и кабельного разделителя, по аналогичным основаниям.

Населенный пункт д. <адрес> попадает в режимы использования земель III категории: д. Подборье с режимами «Р-2», «Р-3», и «Р-4», за пределами населенного пункта действует режим зоны «РИЗ ».

Таким образом, выполнение условий договора, заключенного между ПАО «МРСК Северо-Запада» и ФИО1 невозможно без нарушения режимов Достопримечательного места, в связи с чем, полагают требования истца законными и обоснованными.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив позицию третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Исходя из преамбулы названного федерального закона объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу статьи 15, пункта 1 статьи 64 Федерального закона N 73-ФЗ памятники истории и культуры государственного значения, республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр).

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относится помимо прочего утверждение границы территории объекта культурного наследия, включаемого Реестр и установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места (пункт 5 статьи 3.1, пункт 3 статьи 5.1, пункт 2 статьи 56.4 Федерального закона N 73-ФЗ).

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. (ст. 5 ФЗ № 73-ФЗ).

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 приведенного кодекса (пункт 10 статьи 85). Правовой режим земель историко-культурного назначения регламентирован статьей 99 Кодекса.

По смыслу приведенных положений закона владение, пользование и распоряжение земельными участками в границах (и вне границ) населенных пунктов, расположенных на территории памятника, должно осуществляться с учетом установленных законом ограничений и целевого назначения.

Приказом Минкультуры России от 19.02.2014 № 303 (ред. от 28.07.2016) «Об утверждении характера использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством ФИО2 в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области» (далее – Приказ № 303, Достопримечательное место), утвержден характер использования, ограничения и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству территории объекта культурного наследия федерального значения Достопримечательное место, согласно приложению N 1 и карте (схеме) согласно приложению N 2.

Из письменных материалов дела следует, что ФИО1, является собственником земельного участка с КН , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 9662 кв.м., адрес объекта: <адрес>, <адрес><адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2020 г.) "Об электроэнергетике", пунктами 6, 16, 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики). Как правило, построенные и реконструированные объекты электросетевого хозяйства не передаются заказчику; силами сетевой организации создаются условия для технологического присоединения энергопринимающих устройств заказчика с согласованной категорией надежности к электрической сети сетевой организации и для последующей передачи заказчику электрической энергии с определенными физическими характеристиками. В свою очередь, заказчик вносит сетевой организации плату по договору об осуществлении технологического присоединения с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению, а также разрабатывает проектную документацию в границах своего земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и выполняет технические условия, касающиеся обязательств заказчика.

16 октября 2020 года, ФИО1 подал заявку в ПАО «МРСК Северо-Запада» на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, для личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>, <адрес>. (л.д. 14).

21 октября 2020 года электросетевая организация разработала технические условия для присоединения к электрическим сетям объекта ответчика: личное подсобное хозяйство, <адрес>, в соответствии с которыми сетевая организация осуществляет: строительство необходимого количества ЛЭП-10 кВ от существующей ВЛ-10кВ, строительство ТП 10/0,4 кВ от проектируемой ВЛ-10 кВ., строительство необходимого количества ЛЭА-0,4 кВ от проектируемой ТП 10/0,4 кВ. (л.д. 18-19).

23 октября 2020 года между ПАО «МРСК Северо-Запада» и ФИО1, через портал ТП РФ был заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, указанного ответчиком, по третьей категории надежности, максимальной мощностью 15 кВт. (л.д. 7 – 13).

ДД.ММ.ГГГГ ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось в Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области с согласованием размещения опор а и воздушной линии ВЛ-10 кВ, длиной 10 м, трансформаторной подстанции МТП-25кВА и воздушной линии ВЛИ-0,4кВ, длиной 25 м., с приложением плана строительства. (л.д. 26-27).

ДД.ММ.ГГГГ Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области отказал ПАО «МРСК Северо-Запада» в согласовании размещения опор, воздушных линий и трансформаторной подстанции на земельном участке ФИО1, по тем основаниям, что территория, планируемая для выполнения вышеназванных работ, расположена в границах территории объекта культурного наследия федерального значения Достопримечательное место. В соответствии с приложением к Приказу , указанный участок находится в зоне сохранения и регенерации природной среды РИЗ , где запрещено строительство и реконструкция капитальных объектов и размещение временных построек. Таким образом, размещение опор воздушных линий, установка трансформаторной подстанции для технологического присоединения участка с КН по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, противоречит правовым режимам зоны сохранения и регенерации природной среды (РИЗ).

ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в Комитет с согласованием одного из двух вариантов размещения электрооборудования на участке ответчика, предложив: первый вариант - размещение опоры воздушной линии, трансформаторной подстанции и воздушной линии, второй вариант – прокладка кабельной линии от существующей опоры, установка кабельного разделителя, на поверхности земли, высотой 1,5 м от уровня земли, приложив схему.( л.д. 31-33).

ДД.ММ.ГГГГ Комитет отказал ПАО «МРСК Северо-Запада» в согласовании, приведя аналогичные основания. (л.д. 34-36).

В силу ч. 2 ст. 452 ГК Российской Федерации, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

21 января 2021 года ПАО «МРСК Северо-Запада» направило в адрес ФИО1 соглашение о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в связи с отказом в согласовании, со стороны Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области предложенных проектов решений, что препятствует исполнению условий заключенного договора.

Ответчик в добровольном порядке, соглашение о расторжении договора не подписал, мотивированный отказ не представил.

Согласно градостроительному опорному плану, представленному Комитетом по охране объектов культурного наследия <адрес> находится в зоне сохранения и регенерации природной среды объекта культурного наследия федерального значения Достопримечательного места.(л.д. 76).

В населенном пункте <адрес>, <адрес>, действует режим использования земель и градостроительные регламенты 3 категории, где действуют режимы «Р-2», «Р-3» и «Р-4», согласно Приложению к Приказу , земельный участок ответчика с КН ,находится в зоне сохранения и регенерации природной среды (РИЗ ).

В Приложении к Приказу от ДД.ММ.ГГГГ установлен характер использования, ограничения и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству территории Достопримечательного места, где режим "РИЗ N 2" допускается:

2.1.1 воссоздание церквей, часовен, ветряных и водяных мельниц на исторических местах;

2.1.2. обозначение памятными знаками мест исчезнувших крепостей, деревень, хуторов, церквей, мельниц и других историко-культурных, этнографических объектов;

2.1.3. воссоздание утраченных элементов культурного и природного ландшафта;

2.1.4. обозначение памятными знаками природных объектов и памятников природы, с указанием исторического названия;

2.1.5. реконструкция и эксплуатация линейных объектов по согласованию с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия;

2.1.6. подземная прокладка и реконструкция инженерных сетей (коммуникаций) с последующим благоустройством территорий по согласованию с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия;

2.1.7. проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов строительства на водных объектах при соблюдении и своевременном осуществлении мероприятий по охране водного объекта.

2.2. запрещается:

2.2.1. строительство и реконструкция капитальных объектов и размещение временных построек;

2.2.2. изменение и установление вида разрешенного использования земель на землях сельскохозяйственного назначения, в результате которого может появиться право застройки территории зданиями и сооружениями;

2.2.3. проведение работ по изменению рельефа, кроме работ, направленных на благоустройство территории по согласованию с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия;

2.2.4. разработка месторождений всех видов полезных ископаемых, влекущая изменение рельефа;

2.2.5. размещение и захоронение отходов производства и потребления в местах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

2.2.6. размещение новых объектов размещения отходов;

2.2.7. изменение исторически сложившегося направления дорог;

2.2.8. изменение границ лесопарковых зон, которое может привести к уменьшению их площадей.

При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что факт невозможности исполнения условий договора ввиду расположения земельного участка ответчика в границах территории объекта культурного наследия федерального значения Достопримечательное место, который находится в зоне сохранения и регенерации природной среды «РИЗ ), отсутствия согласования с уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия, по обстоятельствам, не зависящим от сторон договора, равно как и факт невозможности преодоления данных причин, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, в связи с чем у суда имеются правовые основания для расторжения договора технологического присоединения, заключенного с ФИО1

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу пункта 1 статьи 451 ГК Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжении, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 416 ГК Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Таким образом, истцом представлены достаточные и бесспорные доказательства отсутствия возможности исполнить обязательства по заключенному между сторонами договору об осуществлении технологического присоединения, суд также принимает во внимание, что ПАО «МРСК Северо-Запада» приняло все исчерпывающие и необходимые меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на исполнение договора, направив в Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области, несколько вариантов осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства.

При этом суд принимает во внимание, что достаточных и допустимых доказательств, опровергающих доводы истца, представителем ответчика не представлено, тогда как истец представил суду доказательства, подтверждающие выполнение необходимых мер, предусмотренных действующим законодательством, предпринятых для исполнения договора, и невозможности исполнения обязательств перед ответчиком.

Согласно ч. 3 ст. 453 ГК Российской Федерациив случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

При вышеизложенных обстоятельствах, исковые требования ПАО «МРСК Северо-Запада» о расторжении договора подлежат удовлетворению.

Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика, что реконструкция и эксплуатации линейных объектов, подземная прокладка и реконструкция инженерных сетей, в силу Приказа № 303 подразумевает под собой возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам ПАО «МРСК Северо-Запада», основаны на неправильном толковании норм закона.

В силу п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Пункт 10.1 вышеназванной статьи к линейным объектам относит: линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Согласно п. 3.7 «СП 90.13330.2012. Свод правил. Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП II-58-75» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 282) инженерные сети (коммуникации) представляют собой комплекс инженерных систем, прокладываемых на территории и в зданиях электростанции, используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, кондиционирования, телефонизации с целью обеспечения жизнедеятельности объекта.

В рассматриваемой ситуации, на земельном участке ответчика для технологического присоединения энергопринимающих устройств, необходима установка объектов капитального строительства, что противоречит Приказу № 303.

Таким образом, суд соглашается с доводами представителя истца, относительно того, что исполнить условия договора, заключенного с ФИО1 невозможно в силу Приказа № 303, а не в связи с отсутствием технической возможности сетевой организации.

В соответствии со ст. 98 ГПК Российской Федерации, государственная пошлина, оплаченная ПАО «МРСК Северо-Запада» подлежит взысканию с ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Публичного акционерного общества «МРСК Северо-Запада» к ФИО1 о расторжении договора № /20 от ДД.ММ.ГГГГ с техническими условиями к договору № об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада», с даты вступления решения суда в законную силу, взыскании судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, удовлетворить.

Расторгнуть договор № от ДД.ММ.ГГГГ с техническими условиями к договору № об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада», заключенный между ПАО «МРСК Северо-Запада» и ФИО1, с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО1 в пользу Публичного акционерного общества «МРСК Северо-Запада» расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, подачей апелляционной жалобы через Пушкиногорский районный суд.

Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий ____________________ Е.Е. Миллер