ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10507/2015 от 02.12.2015 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2-10511/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Оленичевой Е.А.

при секретаре Нуретдиновой Р.И.,

с участием истца В.А.И.,

истца Т.З.В.,

истца Г.М.М.,

представителя ответчика ... - А.К.Р., действующей по доверенности от < дата >,

представителя третьего лица ...Ш.О.Н., действующей по доверенности от < дата >,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам В.А.И., Т.З.В., Г.М.М. к ..., ... об признании действий по отказу от исполнения договора электроснабжения (расторжению договора электроснабжения) незаконными

УСТАНОВИЛ:

Истец В.А.И. обратилась в суд с иском к ...», ... об признании действий по расторжению договора электроснабжения незаконными, указав в обоснование, что она является собственником жилого помещения ... в многоквартирном доме по адресу: .... Собственниками помещений в многоквартирном ... в соответствии с протоколом общего собрания № ... от < дата > избран способ управления МКД - управление управляющей организацией и избрана управляющая организация ... Функции управления осуществляются ... с < дата > Между ...» и ею заключен договор управления МКД. Согласно п.3.1.12 указанного договора управляющая организация - ... обязуется заключать с организациями поставщиками коммунальных ресурсов договоры на снабжение коммунальными услугами собственников и потребителей, в объемах и с качеством, предусмотренных действующим законодательством.Все это время оплата потребленной электроэнергии ею производилась на расчетный счет ...», согласно выставляемых ей платежных документов.Однако, с < дата >. (с расчетного периода - < дата >.) ...» перестало производить начисления и выставлять ей платежные документы за электроэнергию. С указанного времени и по настоящее время платежные документы на оплату электроэнергии и электроэнергии, предоставленную на общедомовые нужды (ОДН) выставляет ...». В платежном документе для оплаты указаны банковские реквизиты ...». С < дата > по < дата > на основании платежных документов ... ей предъявлена плата за электроэнергию на общую сумму ... рублей, в т.ч. на ОДН на сумму ... рублей.Какие либо решения собственниками помещений ... о расторжении с ...» договора управления МКД, а также о внесении платежей за электроэнергию непосредственно в ... в соответствии с ч.7, ч.7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ, п.64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 не принимались. Считает, что ее права нарушены действиями ......». ... направило в адрес ... уведомление от < дата > об отказе от исполнения договора электроснабжения ... от < дата >., заключенного ... с ...». Извещение о предстоящем переходе потребителей на обслуживание гарантирующего поставщика в официальном печатном издании, в котором публикуются правовые акты органов государственной власти ... (официальное печатное издание) не было опубликовано). Действия ...» противоречат нормам действующего законодательства и напрямую затрагивают мои интересы и ущемляют мои права по следующим основаниям: Договор электроснабжения является публичным договором в силу ст.426 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ). Договор электроснабжения ... от < дата >. заключен по поручению и в интересах потребителей-граждан (собственников, нанимателей помещений) МКД, находящихся в управлении ...», в т.ч. жилого ... ( ч.2 ст.162 ЖК РФ). По общему правилу односторонний отказ от исполнения договора и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 ГК РФ в редакции, действующей до 01.06.2015), исключение составляют случаи, когда договор связан с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности или случаи, предусмотренные законом. Случаи, регламентированные п. 3 ст. 450 ГК РФ (в редакции действующей до 01.06.2015г.), составляют указанное исключение. Односторонний отказ от исполнения договора согласно тексту этой статьи возможен, во-первых, тогда, когда он допускается законом, т.е. во всех случаях, когда закон прямо упоминает, что одна из сторон договора имеет право отказаться от его исполнения, а, во-вторых, когда между сторонами договора достигнуто соглашение о том, что одна из них в определенный сторонами момент (при определенных условиях или в определенное время) может отказаться от исполнения своей части обязательств по такому договору. договор электроснабжения ... от < дата >. заключен в целях предоставления коммунальной услуги электроснабжения конечным потребителям для благоприятного и безопасного проживания в МКД а не для предпринимательской деятельности. Кроме того, договором электроснабжения ... от < дата >. право гарантирующего поставщика энергосбытовой компании на отказ в одностороннем порядке от исполнения договора не предусмотрено. В данном случае сторонами договора электроснабжения ... от < дата >., (абонентом), получателями электроэнергии являются собственники МКД, а не ... и только они вправе ставить вопрос об изменении или расторжении договора с РСО. Однако, обязательность заключения публичного договора при наличии предоставить возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги). Такое ограничение свободы договора, учитывающее фактическое неравенство сторон в договоре и особый характер предмета договора, направлено на защиту интересов потребителя как экономически более слабой стороны в этих отношениях. так как собственниками нашего жилого выбран исполнитель коммунальных услуг- ...» и решения об изменении выбранного способа управления, а также об избрании другой управляющей организации собственники МКД не принимались. Заключенные договора управления МКД с ... являются действующими, соответственно основания применения к отношениям между ... и ... положений п.20 Основных Положений отсутствуют. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено одностороннее расторжение договора энергоснабжения, являющегося публичным договором. ... отказываясь от исполнения договора электроснабжения, заключенного с ...», незаконно начисляя ей плату за электроэнергию на ОДН допустило действия вне допустимых пределов осуществления гражданских прав, которые нарушают требования ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В связи с чем, просит признать действия ... по расторжению договора электроснабжения ... от < дата >. в одностороннем порядке незаконными, обязать ... произвести перерасчет (возврат) незаконно начисленной платы за коммунальную услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды начиная с < дата >. и по настоящее время, прекратить производить начисление и указывать в платежном документе плату за электроснабжение, предоставленную на общедомовые нужды, обязать ... производить начисления за коммунальную услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в порядке, предусмотренном абз.2 п.44 Правил №354 и предъявить ей для оплаты платежные документы начиная с < дата >. и по настоящее время.

Истцы Т.З.В., Г.М.М. обратились в суд с аналогичными исками к тем же ответчикам, по тем же основаниям.

Определением суда от < дата > вышеуказанные иски объединены в одно производство.

Истцы В.А.И., Т.З.В., Г.М.М. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили иски удовлетворить по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.

Представитель ответчика ... - А.К.Р. в судебном заседании исковые требования истцов не признала, просила в удовлетворении исков отказать, суду пояснила, что согласно абз.2 п.1 ст.546 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст.523 настоящего Кодекса, за исключением случаев,, установленных законом или иными правовыми актами (Постановление Правительства РФ от 29 мая 2002 г. № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства»). В ст. 523 ГК РФ указывается, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ). В п.3 данной статьи говорится о том, что нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров. Таким образом, гражданское законодательство предусматривает отказ от исполнения договора в одностороннем порядке. Кроме того, односторонний отказ ... от исполнения договора с ...», в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате со стороны управляющей организации, был произведен на основании Постановления Правительства от 4 мая 2012 г. № 442 об утверждении «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», п.53 которого предусмотрено, что в случае, если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. При этом в случае если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание, организованное в установленном разделом II настоящего документа порядке. Письмом от < дата >. ...... известило управляющую компанию об одностороннем отказе от исполнения договора электроснабжения. Разделом II «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», (п.п. 15-17) предусмотрено, что дату и время для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей устанавливает уполномоченный орган субъекта РФпутем публикации в официальном печатном издании и в электронных средствах распространения информации соответствующего объявления в срок, не позднее 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно об отказе гарантирующего поставщика в соответствии с п. 53 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», от исполнения договора электроснабжения. В п. 15 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», говорится о том, что случае отказа гарантирующего поставщика в соответствии с п.п. 53 и 106 настоящего документа от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, гарантирующий поставщик уведомляет об этом уполномоченный орган субъекта Российской Федерации способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления, не позднее 2 рабочих дней со дня направления им энергосбытовой (энергоснабжающей) организации уведомления в соответствии с пунктом 53 настоящего документа. А п. 17 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», в свою очередь регламентирует действия уполномоченного органа, а именно, уполномоченный орган субъекта РФ в течение 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о наступлении обстоятельств, предусмотренных п.15 настоящего документа, извещает о предстоящем принятии гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей с указанием даты, установленной для такого принятия, следующих лиц: уполномоченный федеральный орган; энергосбытовую (энергоснабжающую) организацию, для которой наступили предусмотренные пунктом 15 настоящего документа обстоятельства, либо организацию, утратившую статус гарантирующего поставщика, или гарантирующего поставщика, вся зона деятельности или часть зоны деятельности которого включается в зону деятельности другого гарантирующего поставщика; гарантирующего поставщика, который обязан принять на обслуживание потребителей; все сетевые организации, к электрическим сетям которых непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей, обслуживаемых энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией или гарантирующим поставщиком, для которого наступили указанные в пункте 15 настоящего документа обстоятельства; совет рынка и организацию коммерческой инфраструктуры оптового рынка, если энергосбытовая (энергоснабжающая) организация или гарантирующий поставщик, для которого наступили указанные в п.15 настоящего документа обстоятельства, является субъектом оптового рынка. Уполномоченным органом исполнительной власти ... осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков является .... ..., письмом от < дата >. ..., известил о предстоящем переходе потребителей на обслуживание к гарантирующему поставщику с указанием реквизитов для оплаты потребленной электроэнергии. Таким образом, процедура одностороннего отказа от исполнения договора была проведена в соответствии с законом. При одностороннем отказе от исполнения договора не нарушаются права граждан, так как стороной по договору является управляющая компания, а сам договор заключен не по поручению жителей, а непосредственно самой управляющей компанией для обеспечения своей деятельности. ......» данный отказ не оспаривало. Законодательством РФ предусмотрена только письменная форма договора, заключенного между управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями. Согласно п. 15 «Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «Договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора. При этом стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса, определенной с учетом положений пункта 19 настоящих Правил». Таким образом, по смыслу указанной нормы и из ее буквального толкования следует, что вышеуказанные Правила предусматривают только письменную форму договора, а управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. Соответственно, в отсутствие подписанного сторонами договора договор ресурсоснабжения нельзя считать заключенным, а отношения - рассматривать как договорные Пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 установлена аналогичная позиция, что «Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией». Пункт 30 Правил предоставления коммунальных услуг предписывает, что «Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами».Если внимательно изучить ст. 155 ЖК РФ, на которую ссылается истец, то она регламентирует обязанности собственников и нанимателей жилых помещений, но в то же время никаких обязанностей по отношению к ресурсоснабжающей организации, оказывающей коммунальные услуги, данная норма не содержит. И, следовательно, к ... (как к организации, оказывающей услуги по энергоснабжению и являющейся ресурсоснабжающей) применяться не может. В то же время оплата коммунальных услуг (без исключения ОДН) собственниками и нанимателями жилых помещений напрямую ресурсоснабжающей организации считается выполнением своих обязательств перед всеми лицами, участвующими в процессе поставки коммунального ресурса (п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ). На основании подпункта «б» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года, ресурсоснабжающая организация должна оказывать коммунальные услуги населению и, соответственно, вправе требовать оплату. Части 7 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющей организации и ресурсоснабжающим организациям. Пункт 8 Правил, конкретизируя указанные законоположения, предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц. указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил, т.е. как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил. В силу пункта 30 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начата предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил. Выводы о том, что управляющая организация становится исполнителем коммунальных услуг только с даты заключения договора ресурсоснабжения, поддержана Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг «Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам (абзац 1). Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац 2). В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абзац 3). Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац 4)». Более того, в соответствии с абзацем 4 Письма Минрегиона России от 13.03.2012 № 5243- АП/14 «Об установлении приборов учета используемой воды, электрической энергии и газа» «Согласно новым Правилам объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, предусмотрено рассчитывать и распределять между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме».Таким образом, руководствуясь п. 14, 30 Правил предоставления коммунальных услуг, п. 15 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.

Представитель ответчика ... в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени были извещены.

Представитель третьего лица ...Ш.О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что отсутствие договора энергоснабжения, а именно отказ ... от исполнения договора энергоснабжения в одностороннем порядке, в связи с неисполнением управляющей организации обязательств по оплате поставленной электроэнергия порядке, предусмотренном п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 и переходу статуса исполнителя коммунальной услуги электроснабжения гарантирующему поставщику-ресурсоснабжающей организации ... и соответственно права начислять и взимать плату за коммунальную услугу электроснабжения, в том числе на общедомовые нужды непосредственно с потребителей является не обоснованным и нарушающими действующее законодательство. В силу ст.153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает в себя плату за электроснабжение. Собственники помещений обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений, управление управляющей организацией, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом. (ч.2 ст.161 ЖК РФ). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям (ч.2.2, 2.3 ст.162 ЖК РФ). В соответствии с ч.7 ст.155 ЖК РФ «собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса». В соответствии с п.8 Правил №354 избранная собственниками управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме. Условия предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, которое управляется управляющей организацией определяются договором управления многоквартирным домом (п.9 Правил №354). В силу п.14 Правил №354 управляющая организация, выбранная для управления многоквартирным домом приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с РСО. Таким образом, в силу п.14 Правил №354 предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с РСО. Подобное регулирование, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ, утв. Президиумом Верховного суда РФ 24.12.2014г.). В свою очередь, в соответствии с п.17 Правил №354, РСО императивно является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги только при непосредственном управлении, в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, в жилых домах (домовладениях). Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домом в коммунальной услуги, принадлежит лицу, в том числе РСО на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной РСО. Решение собственников помещений в МГ;СД о смене управляющей организации на какую либо другую, не принималось и в материалах дела отсутствует. Согласно п.31 Правил №354, исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, Правилами №354 и договором управления многоквартирным домом; б) заключать с РСО договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей; г) производить в установленном порядке расчет платы за коммунальные услуги. В силу абзаца 2 п.44 Правил №354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Согласно 4.7.1. ЖК РФ «На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме РСО). При этом внесение платы за коммунальные услуги РСО признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества». Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015г. № 569-0 «положение ч.7.1 ст.155 ЖК РФ, корреспондирующей ст.312 ГК РФ, в которой закреплена возможность исполнения обязательства лицу, управомоченному на принятие исполнения, направлено на обеспечение баланса интересов потребителей коммунальных услуг, управляющих организаций и РСО и общедомовые нужды, и не регулируя отношения, связанные предоставлением РСО коммунальных услуг на ОДН в отсутствие договора, заключенного с ней управляющей организацией, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права и свободы гарантирующего поставщика. Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч.1, 2.1, 2.3 ст.161, ч.2 ст.162 ЖК РФ раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в многоквартирном доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом и достижению целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирным домом, решение вопросов пользования эти имуществом, а также предоставления коммунальных услуг. В случае когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, РСО не может быть признана исполнителем коммунальной услуги. Между тем фактическим исполнителем коммунальной услуги остается по прежнему управляющая организация, избранная в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом. Действующим законодательством не предусмотрено одностороннее расторжение договора энергоснабжения, являющегося публичным договором. В соответствии со ст.ст.426, ст.539 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Согласно п.3 ст.450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом, другими законами или договором. По общему правилу односторонний отказ от исполнения договора и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 ГК РФ). Однако, договор электроснабжения, являющийся публичным договором заключен по поручению и в интересах собственников и нанимателей помещений, для предоставления коммунальной услуги электроснабжения конечным потребителям в целях благоприятного и безопасного проживания в многоквартирном доме. С учетом положений п.1, ст.456 ГК РФ, и учитывая статус управляющей организации как исполнителя коммунальной услуги, приобретающей коммунальный ресурс для предоставления коммунальной услуги, гражданским законодательством не предусмотрено право РСО в одностороннем порядке расторгать с исполнителем коммунальной услуги договор энергоснабжения. Из смысла ч.1, 2 ст.546 ГК РФ, в случае, если абонентом выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе оказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, предусмотренном ст.523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Часть 1 ст.523 ГК РФ предусматривает, это односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон. В силу п.53 Основных Положений №442 в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. Расторжение договора реализуется в претензионно-исковом порядке по правилам установленным ст.450-452 ГК РФ. Кроме того, п.20 Основных Положений №442, предусматривает, что прием на обслуживание потребителей - граждан осуществляется только в отношении потребителей, которые не находятся на обслуживании исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, ТСЖ, либо жилищных кооперативов или иных специализированных кооперативов. Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №17 от 28.06.2012г., отношения, связанные с поставкой товаров и услуг гражданам, используемые для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите потребителей». Превышение объема коммунальной услуги электроснабжения, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды должны оплачивать избранные собственниками помещений в многоквартирных домах исполнители коммунальных услуг-управляющие организации.

Представитель третьего лица ... в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени были извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не вившихся лиц.

Выслушав истцов, представителя ответчика ... представителя третьего лица ..., исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

По смыслу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие компании должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу энергоснабжения.

В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса. Согласно части 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истцы В.А.И., Т.З.В., Г.М.М. являются собственниками квартир ... соответственно, расположенных по адресу: ....

С < дата > управление многоквартирным домом ... по ... осуществляет управляющая компания ... которое предъявляет истцам счета на оплату коммунальных услуг.

Между ... и ...< дата > заключен договор электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг ....... Согласно п.1.1 вышеуказанного договора гарантирующий поставщик (... осуществляет продажу (поставку) электрической энергии и мощности исполнителю коммунальных услуг (...» в том числе поставки, определенные настоящим договором, приобретающему электрическую энергию (мощность) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов (потребителям-гражданам) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях; исполнитель коммунальных услуг: принимает и своевременно оплачивает приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством; обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергией и мощности до границы балансовой принадлежности потребителей-граждан и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей-граждан.

В соответствии со ст.ст.426, ст.539 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором.

В силу ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 названного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В статье 523 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что односторонний отказ от исполнения договора допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нарушение договора абонентом предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты энергоресурсов.

Таким образом, энергоснабжающая организация наделена правом отказаться от исполнения договора энергоснабжения в случае неоднократного нарушения абонентом сроков оплаты полученной электрической энергии.

Однако законодатель, распространяя действие статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации на отношения, связанные с расторжением договора энергоснабжения, предусмотрел, что законом или иными правовыми актами могут быть установлены случаи, исключающие ее применение, в том числе, и одностороннее расторжение договора энергоснабжения по инициативе энергоснабжающей организации.

Договор электроснабжения, является публичным договором, заключенным по поручению и в интересах собственников и нанимателей помещений, для предоставления коммунальной услуги электроснабжения конечным потребителям в целях благоприятного и безопасного проживания в многоквартирном доме. С учетом положений п.1, ст.456 ГК РФ, и учитывая статус управляющей организации как исполнителя коммунальной услуги, приобретающей коммунальный ресурс для предоставления коммунальной услуги, гражданским законодательством не предусмотрено право ресурсоснабжающей организации в одностороннем порядке расторгать с исполнителем коммунальной услуги договор энергоснабжения.

В силу п.53 Основных Положений №442 в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. Расторжение договора реализуется в претензионно-исковом порядке по правилам, установленным ст.450-452 ГК РФ. Кроме того, п.20 Основных Положений №442, предусматривает, что прием на обслуживание потребителей - граждан осуществляется только в отношении потребителей, которые не находятся на обслуживании исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, ТСЖ, либо жилищных кооперативов или иных специализированных кооперативов.

В отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

Согласно п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №17 от 28.06.2012г., отношения, связанные с поставкой товаров и услуг гражданам, используемые для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите потребителей».

При таких обстоятельствах, суд считает незаконными действия ... по отказу от исполнения договора электроснабжения (расторжению договора электроснабжения).

Как установлено судом, с < дата > по настоящее время начисление платы истцам за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды осуществляет ... При этом, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании п. 44 Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к этим Правилам. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами № 11-14 Приложения 2 к Правилам № 354.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Односторонний отказ от исполнения договора электроснабжения, заключенного между ... и ... от < дата >... не лишает управляющую организацию ... статуса исполнителя коммунальных услуг и не наделяет таким статусом ...

При таких обстоятельствах, суд признает требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иски В.А.И., Т.З.В., Г.М.М. удовлетворить.

Признать действия ... по расторжению договора электроснабжения ... от < дата > в одностороннем порядке незаконными.

Обязать ..., произвести В.А.И., Т.З.В., Г.М.М. перерасчет (возврат) незаконно начисленной платы за коммунальную услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома ... начиная с < дата >. и прекратить производить начисление и указывать в платежных документах плату за электроснабжение, предоставленную на общедомовые нужды.

Обязать ... производить В.А.И., Т.З.В., Г.М.М. начисления за коммунальную услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома ... в порядке, предусмотренном абз.2 п.44 Правил №354 и предъявить им для оплаты платежные документы начиная с < дата >.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Советский районный суд г. Уфы.

Судья Е.А.Оленичева