ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1050/20 от 03.09.2020 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело 2-1050/2020

86RS0005-01-2020-002247-28

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 сентября 2020 года г. Сургут

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тюленева В.В., при секретаре ФИО2, с участием представителя процессуального истца ФИО4, представителей ответчиков ФИО3, ФИО5, ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сургутского района, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Сургутского района, МАОУ «Белоярская COIII № 1» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Суругтского района, действующий в защиту неопределнного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне при эксплуатации помещения противорадиационного укрытия, расположенного в пристрое к МАОУ «Белоярская СОШ №1».

Проверка показала, что на балансе администрации Сургутского района находится ЗС ГО противорадиационное укрытие, расположенное в МАОУ «Белоярская СОШ».

При обследовании СЗ ГО, проведенном 29.06.2020 года прокуратурой района совместно с заместителем начальника отдела надзорной деятельности по Сургутскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, установлено, что убежище ограниченно готово к приему укрываемых, а именно: сооружение ежегодно подтапливается техническими и грунтовыми водами, имеются повреждения строительных конструкций, нарушена гидроизоляция, отсутствует фильтр ячейкового типа ФЯРБ, предназначенный для установки в воздухозаборную шахту на системы приточной вентиляции П1 и П8.

31.07.2019 прокуратурой района вносилось представление главе Сургутского района с требованием приведения сооружения в надлежащее состояние. Из ответа на представление от 06.09.2019 следует, что документация на ремонт ПРУ, проверенная на достоверность определения сметной стоимости, в сентябре 2019 года будет предоставлена в департамент образования и молодежной политики администрации района для определения источников финансирования и сроков выполнения работ.

Согласно информации, дополнительно представленной администрацией района 10.12.2019 года, подготовлены четыре сметных расчета на общую сумму затрат 3 901,9 руб. Планировалось подготовить предложения в Думу Сургутского района с предложением о выделении бюджетных средств.

Между тем, до настоящего времени в нарушение требований Порядка состояние защитного сооружения не соответствует предъявляемым требованиям.

Сложившаяся ситуация подрывает реализацию государством мероприятий в области гражданской обороны, в том числе на приведение в готовность к приему граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного прокурор Сургутского района просит обязать администрацию Сургутского района, МАОУ «Белоярская СОШ №1» в срок до 01.09.2021 года устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне путем приведения укрытия (инвентарный номер 402-85), расположенного по адресу: ул. Островского д. 20, г.п. Белый Яр, в соответствие с требованиями Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575.

В судебном заседании представитель прокуратуры Сургутского района ФИО4 поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представители ответчика администрации Сургутского района ФИО3 и ФИО5 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились просили суд в иске отказать.

Представитель ответчика МАОУ «Белоярская СОШ №1» ФИО6 с исковыми требованиями не согласилась, просила суд в удовлетворении требований отказать.

Выслушав объяснения представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне при эксплуатации помещения противорадиационного укрытия, расположенного в пристрое к МАОУ «Белоярская СОШ », которая показала, что на балансе администрации Сургутского района находится ЗС ГО противорадиационное укрытие, расположенное в МАОУ «Белоярская СОШ».

При обследовании СЗ ГО, проведенном 29.06.2020 прокуратурой района совместно с заместителем начальника отдела надзорной деятельности по Сургутскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, установлено, что убежище ограниченно готово к приему укрываемых, а именно: сооружение ежегодно подтапливается техническими и грунтовыми водами, имеются повреждения строительных конструкций, нарушена гидроизоляция, отсутствует фильтр ячейкового типа ФЯРБ, предназначенный для установки в воздухозаборную шахту на системы приточной вентиляции П1 и П8.

31.07.2019 года прокуратурой района вносилось представление главе Сургутского района с требованием приведения сооружения в надлежащее состояние. Из ответа на представление от 06.09.2019 следует, что документация на ремонт ПРУ, проверенная на достоверность определения сметной стоимости, в сентябре 2019 года будет предоставлена в департамент образования и молодежной политики администрации района для определения источников финансирования и сроков выполнения работ.

Согласно информации, дополнительно представленной администрацией района 10.12.2020, подготовлены четыре сметных расчета на общую сумму затрат 3 901,9 тысяч рублей. Планировалось подготовить предложения в Думу Сургутского района с предложением о выделении бюджетных средств.

Между тем, до настоящего времени в нарушение требований Порядка состояние защитного сооружения не соответствует предъявляемым требованиям.

Сложившаяся ситуация подрывает реализацию государством мероприятий в области гражданской обороны, в том числе на приведение в готовность к приему граждан.

Согласно п. 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 №28- ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих в результате военных конфликтов или в результате этих конфликтов, а также в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является обеспечение населения средствами индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и других объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания укрытий и других объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно п. 14 данного Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны №583.

В п.п. 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.

Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учете сооружений гражданской обороны.

Согласно п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны соблюдаться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизация и гидроизоляция всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Аналогичные требований содержатся и в п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575.

В соответствии с п. 3 Порядка при содержании ЗС ГО в мирное время запрещается нарушение герметизации и гидроизоляции, оштукатуривание потолков и стен помещений.

Согласно п. 9 Порядка при использовании ЗС ГО в мирное время необходимо обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов, проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами.

В нарушение указанных требований закона, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 №575, до настоящего времени сооружение не приведено в надлежащее состояние.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации -единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Одним из полномочий прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, является обращение в суд с исковым заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая, что ответчиком администрацией Сургутского района до настоящего времени состояние защитного сооружения не приведено в соответствие с требованиями Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, состояние защитного сооружения не соответствует предъявляемым требованиям, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Сургутского района к администрации Сургутского района о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне.

Истцом в подтверждение того, что МАОУ «Белоярская COШ № 1» обязано устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне, доводов не приведено.

Исходя из того, что организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения муниципального района, соответственно является обязанностью администрации Сургутского района, суд считает необходимым в удовлетворении требований прокурора Сургутского района к МАОУ «Белоярская COШ № 1» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ.

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Сургутского района в срок до 1 сентября 2021 года устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне путем приведения защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Сургутский район, г.п. Белый Яр, ул. Островского 20, в соответствии с требованиями Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575.

В удовлетворении остальной части иска прокурора Сургутского района отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца через Сургутский районный суд.

Судья Сургутского районного суда В.В. Тюленев