ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1050/2021 от 30.04.2021 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-1050/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 апреля 2021 года г. Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Мельникова И.В.

при секретаре Шаповаловой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования (адрес) в лице департамента имущественных отношений (адрес) к НФР, НЛР о принудительном исполнении обязательства,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование (адрес) в лице департамента имущественных отношений (адрес) обратилось в суд к ответчика Н. с исковыми требованиями об обязании исполнить обязательства по передаче по акту приспособленного для проживания строения, расположенного по адресу (адрес), (адрес) и сняться с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, ссылаясь на то, что на территории (адрес) в 2015 году проводились мероприятия по улучшению жилищных условий жителей (адрес) в соответствии с постановлением администрации (адрес) от (дата)-па об утверждении муниципальной программы «Доступное жилье - жителям (адрес) на 2014-2020 годы»

Приспособленное для проживания строение, расположенное по адресу: (адрес), (адрес), было включено в реестр приспособленных для проживания строений в городском поселении (адрес), ликвидируемых в рамках муниципальной программы «Доступное жилье - жителям (адрес) на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации (адрес) от (дата)-па (далее - Программа).

В соответствии с Программой, на основании предоставленного ответчиками договора купли - продажи квартиры от (дата), департаментом имущественных отношений (адрес) было издано распоряжение от (дата) «О перечислении субсидии на приобретение жилого помещения» в размере 2 434 250 (два миллиона четыреста тридцать четыре тысячи двести пятьдесят) рублей 50 копеек на счет продавца И.И.

Согласно условиям вышеуказанной Программы, ответчики в связи с получением субсидии, обязаны освободить ранее занимаемое приспособленное строение и сдать его по акту приема-передачи утилизирующей организации, с предоставлением подтверждающих документов о юридическом и фактическом освобождении и сносе балка представителю администрации поселения в недельный срок с момента получения мер поддержки по Программе.

Программой предусмотрено, неисполнение обязательства по освобождению и (или) передаче по акту приема-передачи представителю администрации поселений (адрес) строения всеми совместно проживающими с ним членами семьи и (или) снятии с регистрационного учета является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с исковыми требованиями к участнику мероприятия о принудительном исполнении обязательств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

С учетом вышесказанного, (дата) в адрес ответчиков была направлена претензия -ю с предложением в месячный срок с момента получения, выполнить условия Программы - передать по акту приема-передачи представителю администрации поселения (адрес) приспособленное для проживания строение и сняться с регистрационного учета.

Данная претензия ответчиками была получена (дата) и проигнорирована.

В судебное заседание представитель истца, представитель МУ «(иные данные)» извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, истец на исковых требованиях настаивал, з-е лицо поддержало заявленные требования.

Ответчик НФР в судебное заседание не явился. суд приступил к рассмотрению дела по получению сведений с последнего известного места жительства ответчика о неизвестности его местапребывания.

Ответчик НЛР в судебное заседание не явилась по причинам признанным не уважительными, указала о том, что брат выехал из поселка и его местопребывания ей неизвестно, с ним отношений она не поддреживает.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе

распоряжаются ими; граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным

законодательством оснований; граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законом ( части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктами 1 и 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, администрацией муниципального образования.

Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 9 октября 2013 года принято постановление № 408-п «О государственной программе Ханты- Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года", в настоящее время Постановлением Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 05 октября 2013 года принято постановление № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы».

В целях реализации вышеуказанного Постановления -п постановлением администрации (адрес) от (дата)-па об была утверждена муниципальная программа «Доступное жилье - жителям Нефтеюганского района на 2014-2020 годы»

В рамках указанной Программы действовала подпрограмма III « ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений»

Задача подпрограммы III: «Обеспечение граждан мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий» (задача 3) включает в себя основные мероприятия : «расселение приспособленных для проживания строений, включенных в реестры строений на 01.01.2012г.»; «снос строений, приспособленных для проживания (балков)»; «представление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в ХМАО-Югре»; субсидия несовершеннолетним детям, родившимся после 31.12.2011 и зарегистрированным совместно с родителями (усыновителями) в приспособленных для проживания строениях; предоставление субсидий (уведомлений) отдельным категориям граждан; приобретение жилых помещений для расселения граждан проживающих в приспособленных для проживания строениях.

Утвержденный вышеуказанным постановлением Порядок (приложение №1), который предусматривает правила и условия реализации основного мероприятия.

Н. в составе семьи 3 человека, в том числе матери МНС проживали в строении по адресу: (адрес), пгт(адрес), которое было включено в

реестр приспособленных для проживания строений в городском поселении (адрес) Нефтеюганского района, ликвидируемых в рамках муниципальной программы «Доступное жилье - жителям Нефтеюганского района на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации (адрес) от (дата)-па (далее - Программа).

В соответствии с Программой, на основании предоставленного ответчиками договора купли - продажи квартиры от (дата), департаментом имущественных отношений (адрес) было издано распоряжение от (дата) «О перечислении субсидии на приобретение жилого помещения» в размере 2 434 250 (два миллиона четыреста тридцать четыре тысячи двести пятьдесят) рублей 50 копеек на счет продавца И.И.

Согласно условиям вышеуказанной Программы, ответчики в связи с получением субсидии, обязаны освободить ранее занимаемое приспособленное строение и сдать его по акту приема-передачи утилизирующей организации, с предоставлением подтверждающих документов о юридическом и фактическом освобождении и сносе балка представителю администрации поселения в недельный срок с момента получения мер поддержки по Программе.

С учетом вышесказанного, (дата) в адрес ответчиков была направлена претензия -ю с предложением в месячный срок с момента получения, выполнить условия Программы - передать по акту приема-передачи представителю администрации поселения (адрес) приспособленное для проживания строение и сняться с регистрационного учета.

Данная претензия ответчиками была получена 08.01.2021 и проигнорирована.

При этом суд отмечает, что в соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 разъяснено, что при разрешении

споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ). Принцип

недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).

Разрешая же требования о принудительном исполнении обязательства, суд учитывает, что задачей и целью муниципальной программы является ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, в том числе в балочном массиве на территории пгт.(адрес) в (адрес), а также создание условий и механизмов, способствующих переселению граждан из приспособленных для проживания строений в вышеуказанных массивах.

Учитывая, что обеспечение жилищных прав ответчиков возможно лишь в случае его полного возмещения высвобождаемого ответчиками строения, в связи с чем, ответчики согласились получив денежную компенсацию за сносимое строение, соответственно на последних лежит обязанность исполнить взятые на себя обязательства в соответствии с которыми последний обязаны сняться с регистрационного учета, погасить имеющуюся задолженность за оказанные коммунальные (и/или) услуги в занимаемом приспособленном строении, освободить со всеми совместно проживающими членами семьи и передать по акут приема-передачи представителю органов местного самоуправления.

Анализ вышеуказанных норм дает основания для вывода о том, что обязательство об освобождении приспособленного для проживания строения в рассматриваемом случае является условием участия граждан, претендующих на получение субсидии. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязательство об освобождении приспособленного для проживания строения после приобретения жилья с использованием социальной выплаты имеет признаки гражданско-правового договора, является выражением воли пользователя и членов его семьи на передачу принадлежащего имущества на условиях обязательства.

Согласно п. 1 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (п. 2 ст. 307 ГК РФ).

При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (п. 3 ст. 307 ГК РФ).

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств

при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки.

В силу п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец в обоснование своих требований ссылается на данное ответчиками обязательство об освобождении и передаче строения, приспособленного для проживания, расположенного по адресу (адрес), пгт. (адрес), сняться с регистрационного учета и неисполнение ответчиками указанного обязательства в установленный срок.

Ответчиками доказательств надлежащего исполнения обязательства в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Учитывая, что в силу ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, то срок исполнения ответчиками взятых в рамках муниципальной программы суд устанавливает 6 месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

Исковое заявление муниципального образования (адрес) в лице департамента имущественных отношений (адрес) к НФР, НЛР о принудительном исполнении обязательства удовлетворить.

Возложить на НФР, НЛР исполнить обязательство по освобождению и/или передаче строения, приспособленного для проживания, расположенного по адресу ХМАО-Югра, (адрес), пгт. (адрес) и сняться с регистрационного учета в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты- Мансийского автономного округа-Югры путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд ХМАО-Югры.

(иные данные)

(иные данные)

(иные данные)

(иные данные)

(иные данные)