Дело №2- 1050/2021 24RS0040-01-2020-006286-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 09 апреля 2021 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Калюжной О.Г.,
при секретаре Симковой Ю.С.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 о компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Акционерному обществу « Почта России», УФПС Красноярского края, Норильскому почтамту УФПС Красноярского края о признании действий ( бездействие ) незаконным, о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя тем, что в настоящее время он отбывает наказание по приговору суда от ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-17 ГУФСИН РФ по Красноярскому краю.ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ начальником отдела общего и особого делопроизводства прокуратуры Красноярского края в адрес ИК -15 на имя истца были отправлены 2 сопроводительных письма, в простой форме. Данные письма были отправлены в адрес истца прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, а оператором почтовой связи лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя 6 суток и доставлены адресату лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя 10 суток.
ДД.ММ.ГГГГ за исх.№-р№ начальником отдела прокуратуры в адрес ИК -15 на имя истца было отправлено сопроводительное письмо в простой форме. ДД.ММ.ГГГГ данное почтовое отправление было выдано ФИО1 администрацией ОИК -17. Почтовый конверт с оттиском ОПС № от ДД.ММ.ГГГГ работником прокуратуры был передан на почту ДД.ММ.ГГГГ, оператором почтовой связи отправлен лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя 3 суток, и доставлен на почту адресату ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя 15 суток.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № начальником отдела прокуратуры в адрес ИК-15 на имя истца было отправлено сопроводительное письмо в простой форме. Согласно данным на конверте следует, что прокуратурой данное письмо передано на почту ДД.ММ.ГГГГ, а оператором почтовой связи письмо отправлено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя 6 суток, доставлено адресату лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя 11 суток. ДД.ММ.ГГГГ данное письмо было вручено истцу.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № заместителем Департамента МФРФ в адрес ИК -17 на имя истца было отправлено письмо, в простой форме. данное письмо было своевременно зарегистрировано МФ РФ ДД.ММ.ГГГГ в ОПС №, а доставлено адресату лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя 13 суток.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в АО « Почта России» с претензией по данным фактам нарушения сроков пересылки в его адрес указанной выше корреспонденции. Решением ответчика истцу отказано в удовлетворении претензии.
Истец считает, что почтовая корреспонденция на его имя была несвоевременно зарегистрирована в ОП № г. Красноярска и, соответственно, несвоевременно направлена в адрес ФИО1 С учетом положений п.2 ст. 1064 ГК Ф, пп. 45 и 121 Почтовых Правил, принятых Советом глав Администрации связи Регионального содружества области связи ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 считает, что названные им выше письма доставлены ответчиком с нарушением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, чем ему причинен вред в виде нарушения его прав на переписку, которое по своей сути является правом неимущественным, гарантированным на своевременное получение почтовой корреспонденции вышеуказанными нормами, а так же ст. 8 Конвенции. Тем самым со стороны операторов почтовой связи АО « Почта России» истцу причинен моральный вред, выразившийся в причинении ему нравственных страданий. Просит учесть тяжесть перенесенных переживаний, его индивидуальные особенности, длительность и количество совершенных нарушений, связанных с входящей на имя истца корреспонденции, в связи с чем он претерпел определенные ограничения, а так же учесть требования о разумности и справедливости и назначить компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей; признать незаконными и необоснованными действия и бездействие операторов почтовой связи АО « Почта России» в указанной истцом части, признать в отношении ФИО1 нарушение ст. 8 Конвенции по правам человека и основных свобод, указанных ответчиком « Почта России».
Истец ФИО1 участвовал в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи. В судебном заседании иск поддержал по изложенным в нем основаниям. В ходе судебного разбирательства пояснил, что требования о компенсации морального вреда предъявляет к АО « Почта России».
Ответчики Норильский почтамт УФСП Красноярского края, УФСП Красноярского края, АО « Почта России» о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель ответчика АО « Почта России» ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ( №) в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, несогласие на рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика АО « Почта России» не выразила. Ранее в судебном заседании представитель ответчика АО « Почта России» ФИО2, являясь так же начальником Норильского Почтамта УФПС <адрес> АО « Почта России»( филиал) ( №) иск не признала. Пояснила, что Норильский почтамт является филиалов АО « Почта России» и согласно Уставу АО « Почта России» не имеет прав и полномочий выступать в суде в качестве ответчика, поскольку не является юридическим лицом, что так же касается УФСП Красноярского края.
ФИО2 мотивировала не признание иска тем, что проверить доводы истца о нарушении ответчиками отправки писем, которые не являются заказными, ответчики не смогут, так как нужен РПО, а поскольку таких доказательств нет, то оснований для удовлетворения требований ФИО1 нет.
В своем отзыве на иск ФИО2 так же отразила, что все почтовая пересылка корреспонденции с учреждений ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществляется исключительно через Администрацию учреждения и соответственно предоставление отчетных документов отправителям так же осуществляется только через администрацию учреждения. Отправку подтверждает экземпляр реестра. Поскольку истец письма передавал для отправки через Администрацию учреждения ИК -15 и письма отправлялись им простым порядком, поэтому перевозка и доставка простой почтовой корреспонденции принимается без выдачи отправителю квитанции и доставляются адресату без подтверждения факта получения. В связи с чем отследить принятие корреспонденции для отправки, путь прохождения, установить факт получения и вручения, а так же организовать розыск простой письменной корреспонденции невозможно. Считает, что истцом не представлено доказательств допущенных оператором почтовой связи при приеме его корреспонденции нарушений( №
Из иска ФИО1 следует, что он предъявляет исковые требования о компенсации морального вреда к ответчику АО « Почта России».
Согласно Уставу « Почта России», Общество создано в соответствии с ФЗ « Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия « Почта России», основах деятельности акционерного общества « Почта России и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ.
Общество является непубличным акционерным обществом, организацией федеральной почтовой связи, юридическим лицом.
Общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ и за ее пределами( №
Поскольку Норильский почтамт УФПС Красноярского края, Управление Федеральной почтовой связи Красноярского края являются филиалами АО « Почта России» и не отвечают по правам и обязанностям Общества, то фактически ответчиком по делу является АО « Почта России».
При изложенных выше обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает рассматривать дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным, в части, по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 3 статьи 4 Федеральный закон от 17.07.1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее ФЗ "О почтовой связи") порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) постовой корреспонденции устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.
Согласно абзацу 5 статьи 23 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 года N 234 "Об утверждении правил почтовой связи" нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи.
Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 года N 257 утверждены нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Граждане и организации имеют равные права на пользование услугами почтовой связи общего пользования на территории Российской Федерации.
Согласно абзацу первому статьи 15 Закона Российской Федерации от 07.02. 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Давая определение понятия "потребитель", преамбула Закона РФ от 07.02.1992 г N 2300-1 указывает, что к потребителю относится только гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п.1 ст. 17 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 06.06.2019) "О связи", действующего на момент отправлений почтовой связью почтовой корреспонденции для истца 20.08.2019, 13.09.2019 и 27.09.2019, (и в ред. от 07.04.2020), действующего на момент отправления почтовой корреспонденции от 13.05.2020, сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.
Отношения в области почтовой связи регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и федеральным законом о почтовой связи, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации( п.2).
Согласно ст. 34 Федерального закона "О почтовой связи", определяющей основания и размеры ответственности операторов почтовой связи, "ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи". При этом, вводя правила исчисления величины убытков, которые могут быть причинены пользователям услуг связи и возмещаются оператором почтовой связи, ст. 34 Федерального закона "О почтовой связи" нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений в качестве основания для возмещения убытков не рассматривает.
Порядок предъявления претензий оператору почтовой связи установлен положениями ст. 37 Федерального закона "О почтовой связи".
Дополнительно следует иметь в виду, что взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также права и обязанности указанных операторов и пользователей регламентированы Правилами оказания услуг почтовой связи (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года N 221.
В соответствии с п. 12 Правил в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении;
б) регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.
Регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом. Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.
В соответствии с п. п. 106, 149, 154 Почтовых правил, принятых Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 года, в простых и заказных письмах пересылаются разного рода письменные сообщения, деловые бумаги, фотографические карточки, художественные открытки, схемы и другая аналогичная бумажная продукция.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 в ФКУ ОИК-30, расположенного по адресу : <адрес> из прокуратуры Красноярского края, расположенной по адресу : <адрес> в ответ на его обращение были направлены два сопроводительных письма за исх. №-р-№ исх.№-р№( №), с датой отправки на почтовом штемпеле АО « Почта России»- ДД.ММ.ГГГГ. Дата поступления в Норильск - ДД.ММ.ГГГГ, что зафиксировано на почтовом штемпеле ( №).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 в ФКУ ОИК-30, расположенного по указанному выше адресу в ответ на его обращение из прокуратуры <адрес>, расположенной по адресу : 660049, <адрес> было направлено сопроводительное письмо за исх. №-р№ ( №), дата приема на почтовом штемпеле АО « Почта России»- ДД.ММ.ГГГГ. Дата поступления в Норильск - ДД.ММ.ГГГГ, что зафиксировано на почтовом штемпеле ( №).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 в ФКУ ОИК-30, расположенного по адресу, указанному выше из прокуратуры <адрес>, расположенной по адресу : <адрес> было направлено сопроводительное письмо за исх. № ( №) в ответ на его обращение, с датой отправки на почтовом штемпеле АО « Почта России»- ДД.ММ.ГГГГ. Дата поступления в Норильск - 14.10.2019( №).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, расположенного по адресу : <адрес>, расположенного по адресу : <адрес> направлен ответ на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ, письмо за исх. №№), с датой отправки на почтовом штемпеле АО « Почта России»- ДД.ММ.ГГГГ( №). Дата поступления в <адрес> – ДД.ММ.ГГГГ, что зафиксировано на почтовом штемпеле ( №).
Рассматривая данные отправления, суд в соответствии с п.12 Правил оказания услуг почтовой связи относит их к категории простых отправлений.
Согласно п. 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи.
Согласно п.32 названных выше Правил, почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.
Согласно п.46 Правил, операторы почтовой связи обязаны: пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 (ред. от 03.04.2019) утверждены нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации
Так, согласно п.6 Контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) контрольные сроки составляют: а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях : между г. Москва и Красноярск- 4 календарных дня ;
б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов - 2 календарных дня;
в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.
Согласно п.7 Контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, нормативы, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции могут быть скорректированы оператором почтовой связи по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации при оказании услуг почтовой связи в субъектах Российской Федерации с труднодоступными населенными пунктами, в которых в силу временных периодических метеорологических или постоянных природно-климатических причин или в случае недостаточной развитости транспортной инфраструктуры отсутствует регулярное транспортное сообщение.
Судом установлено, что письмо в адрес истца за исх. № с датой приема в почтовое отделение г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ, дата поступления в почтовое отделение г Норильска ДД.ММ.ГГГГ, не считая дня приема, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. вместо 2 календарных дней пересылки находилось в пути 15 календарных дней, с нарушением контрольного срока пересылки на 13 календарных дней.
Письмо за исх. № с датой приема в почтовое отделение г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ, дата поступления в почтовое отделение г. Норильска ДД.ММ.ГГГГ, не считая для приема, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вместо 2 календарных дней пересылки находилось в пути 11 календарных дней, с нарушением контрольного срока пересылки на 9 календарных дней.
Два письма за исх. № и за исх.№, с датой приема в почтовое отделение г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ, дата поступления в почтовое отделение г. Норильска ДД.ММ.ГГГГ, не считая дня приема, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вместо 2 календарных дней пересылки находилось в пути 10 календарных дней, чем нарушен контрольный срок пересылки на 8 календарных дней.
Письмо за исх. №, с датой приема в почтовое отделение г. Москва ДД.ММ.ГГГГ( №), дата поступления в почтовое отделение г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ,не считая дня приема, вместо 4 календарных дней пересылки находилось в пути с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е.13 календарных дней, чем нарушен контрольный срок пересылки на 9 календарных дней.
Поскольку ответчик не представил в суд иных нормативов контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, и в своем отзыве на иск не выразил несогласие с доводами истца по факту нарушения операторами почтовой связи контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, суд считает установленным факт нарушения ответчиком АО « Почта России» контрольных сроков пересылки указанной выше письменной корреспонденции в адрес истца и относит данное нарушение к ненадлежащему исполнению обязательств по оказанию услуг почтовой связи.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:
на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.
В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Согласно п.64 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 претензия о нарушении срока пересылки почтового отправления или осуществления почтового перевода должна содержать: номер регистрируемого почтового отправления (почтового перевода) либо оболочку простого почтового отправления или простую почтовую карточку, содержащие отметки оператора почтовой связи с датами приема и доставки почтового отправления; реквизиты адресов отправителя и адресата почтового отправления (почтового перевода) в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил.
Как следует из пояснений истца, из материалов дела, после получения указанных выше писем, посчитав, что письма доставлены ему с нарушением контрольных сроков пересылки, истец направил ответчику УФПС Красноярского края претензию по вопросу нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, направленной на его имя, в ответ на которую заместитель директора УФПС Красноярского края М. направила истцу ответ о том, что обращения в области почтовой связи принимаются не позднее 6 месяцев со дня оказания услуги. Ввиду того, что указанная истцом простая письменная корреспонденция принята к пересылке ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, организовать проверку по вопросу нарушения сроков пересылки не предоставляется возможным, поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона срок подачи претензии истек. Простую корреспонденцию, принятую к пересылке ДД.ММ.ГГГГ ответчик не принял к рассмотрению посчитав, что приложенный к обращению конверт не подтверждает отправку письма на имя ФИО1( №).
Истец не предъявляет к ответчику исковых требований о возмещении ему убытков, понесенных в связи с нарушением почтовыми операторами контрольных сроков пересылки почтовых отправлений.
Однако судом установлен факт наличия вины ответчика АО «Почта России» при оказании услуг почтовой связи истцу, что подтверждается наличием изложенных выше доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком личных неимущественных прав истца, поскольку ФИО1, находясь в местах лишения свободы, обратившись в прокуратуру Красноярского края, в Министерство Финансов РФ, ожидал ответы на свои обращения в установленный законом срок пересылки почтовых отправлений, который был ответчиком АО «Почта России» нарушен.
Суд анализируя материалы дела считает, что ФИО1 является потребителем услуг ФГУП "Почта России" по смыслу Закона РФ "О защите прав потребителей", поэтому применяет нормы Закона РФ "О защите прав потребителей" к правоотношениям, сложившимся между истцом и ответчиком, поскольку ответчиком ему оказана некачественная услуга в части сроков доставки корреспонденции, и исходит из наличия нарушений прав истца как потребителя на получение в срок простого письма.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Таким образом, по смыслу вышеприведенного закона, сам по себе факт нарушения прав потребителя презюмирует обязанность ответчика компенсировать моральный вред.
В силу положений, закрепленных в статьях 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации определение размера компенсации морального вреда находится в компетенции суда и разрешается судом в каждом конкретном случае с учетом характера спора, конкретных обстоятельств дела, индивидуальных особенностей потерпевшего, которому причинены нравственные или физические страдания, а также других факторов.
Определяя размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд применяет критерии, предусмотренные приведенными выше правовыми нормами, оценивает в соответствии со статьей 67 ГПК РФ все представленные по делу доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера причиненных истцу нравственных страданий ожидания писем з административных учреждений, куда он обращался по интересующим его вопросам, а также его личности, поэтому определяет размер компенсации морального вреда в сумме 1 000 рублей, поскольку данная сумма, учитывая установленные по делу обстоятельства, в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости взыскания, а также способствует восстановлению нарушенных прав истца.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Руководствуясь данное нормой закона суд полагает взыскать в пользу истца штраф в размере 500 рублей за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя ( 1000,0 рубх50%).
Истец просит суд признать нарушение АО « Почта России» в отношении него ст. 8 Конвенции по правам человека и основных свобод.
Статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, регламентировано право на уважение частной и семейной жизни, а именно : каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции( п.1).
Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц( п.2).
Суд, учитывая изложенное выше, не находит оснований для удовлетворения данного требования, поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ каких - либо доказательств в обоснование данного требования истец не представил. Доводы о том, что ответчик нарушил право истца на переписку, суд находит несостоятельным. Посягательств со стороны ответчика на права истца на переписку, частной и семейной жизни, что определено ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судом не установлено, поэтому суд полагает отказать в удовлетворении данного требования.
Требование истца о признании незаконными и необоснованными действия и бездействие операторов почтовой связи АО « Почта России» в части указанных истцом в настоящем иске, подлежит рассмотрению в ином порядке судопроизводства, с конкретизацией личностей почтовых операторов, чьи действия ( бездействие истец делает обжаловать, с соблюдением процессуальных сроков обращения с данными требованиями.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов.
Учитывая положения ст.333.19 Налогового кодекса РФ, заявленные истцом требования неимущественного характера, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
При таких обстоятельствах суд полагает удовлетворить иск ФИО1 частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск ФИО1 к Акционерному обществу « Почта России», удовлетворить частично.
Взыскать с Акционерного общества "Почта России" в пользу ФИО1 1 000 рублей в качестве денежной компенсации морального вреда в связи с нарушением его прав как пользователя услуг почтовой связи, штраф 500, 0 рублей.
В остальной части иска- отказать.
Взыскать с Акционерного общества "Почта России" в счет уплаты государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования город Норильск госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Г. Калюжная
В окончательной форме решение принято 28.04.2021