ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1051/19 от 22.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-1051/2019

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2019 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Петровой И.И.,

при секретаре Тиховой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского транспортного прокурора в интересах Цигемана П.Е. к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации ФИО1» о возложении обязанности обеспечить завершение летной подготовки,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский транспортный прокурор, действуя в интересах Цигемана П.Е., обратился в суд с иском к ответчику ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации ФИО1» о возложении обязанности обеспечить завершение до 01.06.2019г. летной подготовки курсанта Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Липидевского Цигемана П.Е.. в обоснование указав следующее.

Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения в ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации ФИО1» требований законодательства об образовании и о лицензировании образовательной деятельности при подготовке специалистов летного состава, по результатам которой выявлены нарушения.

Согласно Уставу ФГБОУ ВО «УИ ГА», лицензии на право ведения образовательной деятельности от 07.04.2016 №2061 и Свидетельству о государственной аккредитации от 24.06.2016 № 2051, названное образовательное учреждение реализует образовательные программы, в том числе, высшего профессионального образования и среднего профессионального образования. Указанные программы Институтом реализуются также в его филиале - Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского.

Начальником Управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта России 15.06.2015 утверждена Программа подготовки коммерческих пилотов на вертолетах AS-350 и Ми-8 в Омском летно-техническом колледже, согласно которой общая продолжительность летной практики одного курсанта на указанных типах воздушных судов составляла 100 часов.

Аналогичные требования относительно продолжительности прохождения летной практики курсантов на воздушных судах содержатся и в действующих в настоящее время Программах учебной и производственной практики подготовки коммерческих пилотов в ФГБОУ ВО «УИ ГА» и его филиалах (разработанных для различных типов воздушных судов), утвержденных начальником Управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта России ФИО2 10.07.2017.

Между тем, как показала проверка, в ФГБОУ ВО «УИ ГА», в частности в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского, программа подготовки специалистов не исполняется, своевременное прохождение летной практики курсантами не обеспечено, вследствие чего до настоящего времени курсант Цигеман П.Е. не прошел летную практику и не получил диплом об образовании.

Данная ситуация возникла по причине отсутствия в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского достаточного для прохождения летной практики воздушных судов, а также достаточного количества летно-инструкторского состава.

По результатам ранее проведенной проверки, в целях устранения выявленных нарушений законодательства об образовании и о лицензировании образовательной деятельности при подготовке специалистов летного состава, 31.10.2018 Ульяновской транспортной прокуратурой ректору ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации ФИО1» К.С.И. внесено представление. Однако в удовлетворении данного представления и устранении выявленных вышеуказанных нарушений Ульяновской транспортной прокуратуре было отказано.

В Ульяновскую транспортную прокуратуру в январе 2019 года поступило обращение курсанта Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского Цигемана П.Е. по факту задержки выпуска курсантов данного учреждения, выпуск которых должен был осуществиться в 2018 году. В данном обращении Цигеман П.Е. просит Ульяновскую транспортную прокуратуру обратиться в суд с исковым заявлением в защиту его прав, свобод и законных интересов, ввиду отсутствия у него специальных знаний в области юриспруденции.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, в том числе в сфере образования, основанием для которого является обращение к нему граждан. Настоящее исковое заявление подано в интересах Цигемана П.Е., в защиту его прав и законных интересов в сфере образования.

В судебном заседании истец Цигеман П.Е. не присутствовал, извещен о времени и месте слушания дела.

Помощник прокурора в судебном заседании на иске настаивал, привел в обоснование доводы, аналогичные изложенным с иске.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, представил в суд письменный отзыв на иск, в котором, в частности. указал следующее. Институт не оспаривает необходимость проведения обучения, в частности летной практики на вертолетах Цигемана П.Е. в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиале Института. Однако завершение летной подготовки до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным по следующим причинам. Практика курсантов заключается в осуществлении полетов на вертолетах в объеме 90 часов (с каждым курсантом). Соответственно, для осуществления летной практики необходимы исправные и допущенные к полетам вертолеты. Однако в настоящее время в указанном филиале отсутствует достаточное количество исправных вертолетов, необходимо ещё не менее 4-х, при условии исправности имеющихся. Закупить новые воздушные суда не представляется возможности по причине недостаточного финансирования с 2017г. Закупка вертолетов является очень затратным мероприятием, стоимость одного вертолета составляет больше 270 млн. руб. (без запчастей) по ценам 2015 года. В 2017 году в ФГБОУ ВО УИ ГА сложилась крайне критическая ситуация по двум причинам: снижение общего объема финансирования и изменение подхода к расчету объема субсидий на выполнение государственного задания, исходя из нормативов, определенных в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2016 г. № 884 «О значениях базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования и науки, молодежной политики, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан и значений отраслевых корректирующих коэффициентов к ним». Фактически в вышеуказанном приказе Минобрнауки России не учитываются отраслевые особенности учебного учреждения, тогда как в соответствии со ст. 85 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» подготовка авиационного персонала производится с учетом особенностей, связанных с необходимостью осуществления полетов на авиационной технике. В в средства субсидий не включены затраты на приобретение новой воздушной техники. Закупка такой техники должна производиться в соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы в 2010- 2020 годах». Между тем, на закупку новых вертолетов финансовые средства по указанной программе не выделялись с 2017 года. Со стороны института предпринимаются все возможные меры по ускорению завершения летной практики курсантов, в том числе неоднократно направлялись соответствующие обращения в Росавиацию, вопрос о потребностях института постоянно поднимается на совещаниях и рабочих встречах в Росавиации. Предпринимаются и иные меры по ускорению завершения практики. В пределах имеющихся средств заключаются контракты на закупку запасных частей и агрегатов, проведение ремонтных работ воздушной техники; в интернете, в том числе на официальном сайте института, размещается информация о потребности в приеме на работу летно-инструкторского состава. В Омске к летной работе привлекались инструкторский и технический состав авиакомпаний «ЮТэйр» и «Сокол», размещается информация о вакансиях на официальных сайтах, достигнута договоренность о выполнение полетов с аэропорта «Омск-Центральный» (это позволит осуществлять летную практику и в период распутицы). В настоящее время не в полном объеме закончена летная практика курсантов 2014 года набора (выпускники 2017 года). С курсантами осуществление полетов одновременно не представляется возможным, однако Цигеман П.Е. уже начал летную практику в настоящее время.

В судебном заседании представитель третьего лица Федерального агентства воздушного транспорта не присутствовал, представил в суд письменный отзыв на иск, в котором указал, что требования прокурора необоснованны и не подлежат удовлетворению. В соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ, Федерального закона от 05.04.2009 № 43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», Приказа Генпрокуратуры РФ от 10.07.2017 №475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» у транспортного прокурора не имелось оснований для предъявления иска в интересах Цигемана П.Е. в порядке статьи 45 ГПК РФ. Отсутствие у данного гражданина специальных знаний в области юриспруденции в данном случае не может являться уважительной причиной для предъявления иска в его интересах прокурором. Наличие у данного гражданина иных причин, подтверждающих невозможность самостоятельно обращения в суд за защитой своих прав, отсутствуют. По существу указано следующее. Выявленные нарушения в учебном процессе в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В.Ляпидевского в части прохождении курсантами летной практики обусловлены отсутствием необходимых для прохождения летной практики воздушных судов, а также достаточного количества летно-инструкторского состава и, следовательно, касаются не только курсанта Цигемана П.Е., но и всех обучающихся данного учебного заведения. Поэтому, в случае удовлетворения искового заявления транспортного прокурора в интересах Цигемана П.Е., последнему будет отдан приоритет в прохождении летной практики, что в свою очередь повлечет за собой нарушение прав и законных интересов других курсантов колледжа, круг которых определён. Необходимо отметить, что со стороны учебного заведения соблюдаются порядок и технология выполнения курса учебно-летной подготовки, что обеспечивает получение курсантом необходимых профессиональных навыков коммерческого пилота. Прохождение летной практики после завершения всего теоретического курса обучения не снижает уровень профессионализма, а наоборот благоприятно влияет на осознанность летной подготовки к будущей профессии.

Представитель третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом (МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области) в судебном заедании не присутствовал, о времени и месте слушании дела извещался, представил в суд письменный отзыв. в котором указал следующее. МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области является уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника имущества Российчской Федерации на территории Ульяновской области. Контроль за соблюдением законодательства об обеспечении летной подготовки в компетенцию Управления не входит. ФГБОУ ВО УИ ГА находится в ведении Росавиации.

Выслушав представителя прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

В соответствии с ч.ч. 1 - 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему, условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям, а также результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Соответствующие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.04 «Летная эксплуатация летательных аппаратов» утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2011 № 83 и от 02.04.2014 № 393 соответственно.

В соответствии с указанными нормативными документами учебное заведение, реализующее образовательные программы подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно- исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Кроме этого, реализация образовательных программ подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п.3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению к Положению.

В силу п.п. «б» и «д» п. 6 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в. соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами; наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Согласно подп. «а» п. 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся, в том числе, нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных подп. «а» - «д» п. 6 Положения.

Согласно Уставу ФГБОУ ВО «УИ ГА», утвержденному приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 25.12.2015 № 870, лицензии на право ведения образовательной деятельности от 07.04.2016 № 2061 и Свидетельству о государственной аккредитации от 24.06.2016 № 2051, выданным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, названное образовательное учреждение реализует образовательные программы, в том числе, высшего профессионального образования и среднего профессионального образования.

Указанные программы Институтом реализуются также в его филиале - Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского.

Начальником Управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта России 15.06.2015 утверждена Программа подготовки коммерческих пилотов на вертолетах AS-350 и Ми-8 в Омском летно-техническом колледже, согласно которой общая продолжительность летной практики одного курсанта на указанных типах воздушных судов составляла 100 часов.

Аналогичные требования относительно продолжительности прохождения летной практики курсантов на воздушных судах содержатся и в действующих в настоящее время Программах учебной и производственной практики подготовки коммерческих пилотов в ФГБОУ ВО «УИ ГА» и его филиалах (разработанных для различных типов воздушных судов), утвержденных начальником Управления летной эксплуатации Федерального агентства воздушного транспорта России ФИО2 10.07.2017.

Между тем, в ФГБОУ ВО «УИ ГА», в частности в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского программа подготовки специалистов не исполняется, своевременное прохождение летной практики курсантами не обеспечено, вследствие чего до настоящего времени курсант Цигеман П.Е. не прошел летную практику и не получил диплом об образовании.

Данная ситуация возникла по причине отсутствия в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского достаточного для прохождения летной практики воздушных судов, а также достаточного количества летно-инструкторского состава.

При этом доводы представителя третьего лица Росавиации о том, что исковое заявление следует оставить без рассмотрения, поскольку прокурор не имеет права обращаться в суд с иском в интересах Цигемана П.Е., заявлены без оснований.

Так, в Ульяновскую транспортную прокуратуру в январе 2019 года поступило обращение курсанта Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского Цигемана П.Е. по факту задержки выпуска курсантов данного учреждения, выпуск которых должен был осуществиться в 2018 году.

В данном обращении он просит Ульяновскую транспортную прокуратуру обратиться в суд с исковым заявлением в защиту его прав, свобод и законных интересов, ввиду отсутствия у него специальных знаний в области юриспруденции.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, в том числе в сфере образования, основанием для которого является обращение к нему граждан.

Настоящее исковое заявление подано в интересах Цигемана П.Е., в защиту его прав и законных интересов в сфере образования.

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ - задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают, в том числе, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, а именно суд полагает необходимым обязать ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации ФИО1» обеспечить до 01.06.2019 года завершение летной подготовки курсанта Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского Цигемана П.Е.

Руководствуясь ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ульяновского транспортного прокурора в интересах Цигемана П.Е. удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации ФИО1» обеспечить до 01.06.2019 года завершение летной подготовки курсанта Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского Цигемана П.Е..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.И.Петрова