Дело № 2-24/2013
г. Каргополь 30 апреля 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Няндомский районный суд Архангельской области
в составе: председательствующего судьи Парфенова В.А.
с участием помощника прокурора Каргопольского района Котовой М.О.,
при секретаре Русановой С.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Каргополе 30 апреля 2013 года гражданское дело по иску прокурора Каргопольского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о возложении обязанности обеспечить доступность бесплатного дошкольного образования на территории Каргопольского района для всех малолетних детей, нуждающихся в дошкольном обучении,
у с т а н о в и л:
Прокурор Каргопольского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Няндомский районный суд с иском к администрации МО «Каргопольский муниципальный район», просил признать незаконным бездействие ответчика в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Каргопольского района и обязать администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Каргопольского района для всех малолетних детей, нуждающихся в дошкольном обучении.
В обосновании исковых требований прокурор указал, что на территории Каргопольского района с 2009 года не производилось строительство дошкольных образовательных учреждений. Имеющиеся дошкольные образовательные учреждения переполнены. Превышение наполняемости в детских садах составляет 93 человека. Очередь в дошкольные образовательные учреждения в 2012 году составила 129 человек.
В ходе судебного разбирательства прокурор неоднократно изменял исковые требования, сформулировав их в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, в дополнение к требованиям о признании незаконным бездействия администрации МО «Каргопольский муниципальный район» просил обязать ответчика обеспечить доступность бесплатного дошкольного образования путем строительства детского сада на территории г.Каргополя до ДД.ММ.ГГГГ, а также в срок до ДД.ММ.ГГГГ открыть дополнительные группы в дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории Каргопольского района, в количестве необходимом для обеспечения всех детей, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения на момент вступления судебного решения в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор отказался от исковых требований в части признания незаконным бездействия администрации МО «Каргопольский муниципальный район» по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Каргопольского района и дело в этой части прекращено определением суда.
В судебном заседании прокурор Котова М.О. исковые требования о возложении обязанности на ответчика обеспечить доступность бесплатного дошкольного образования путем строительства детского сада на территории г.Каргополя до ДД.ММ.ГГГГ, а также в срок до ДД.ММ.ГГГГ открыть дополнительные группы в дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории Каргопольского района, в количестве необходимом для обеспечения всех детей, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения на момент вступления судебного решения в законную силу поддержала и пояснила, что администрация МО «Каргопольский муниципальный район» обязана обеспечить возможность всем детям посещать дошкольные образовательные учреждения, с этой целью полагает возможным в имеющихся детских дошкольных учреждениях открыть дополнительные группы до ДД.ММ.ГГГГ, а до ДД.ММ.ГГГГ построить новый детский сад на территории г.Каргополя. Имеются или нет для этого технические и финансовые возможности у ответчика ей неизвестно.
Ответчик администрация МО «Каргопольский муниципальный район» и третье лицо управление образования администрации МО «Каргопольский муниципальный район» представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Третье лицо Министерство образования и науки Архангельской области представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителя, в письменном отзыве с требованиями прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Каргопольский муниципальный район» по обеспечению детей бесплатным дошкольным образованием и возложении обязанности построить детский сад до ДД.ММ.ГГГГ не согласились, указав, что в 2012 году на территории Каргопольского района введен в эксплуатацию детский сад в д.Патровская на 50 мест, кроме того в 2016 году по программе Архангельской области в г.Каргополе запланировано введение в эксплуатацию школы-детского сада на 200 мест. Поскольку финансирование строительства данного объекта запланировано и в 2016 году, срок указанный в требованиях прокурора является нереальным.
Суд определил рассмотреть дело без участия представителей ответчика и третьих лиц.
Выслушав прокурора и рассмотрев материалы дела суд приходит к следующему:
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Как указано в п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится, в том числе организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).
Закрепляя право на образование, в качестве одного из его элементов на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что не только муниципальные образования, но и государство, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования, независимо от места жительства, обязано сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Согласно сообщению и.о. начальника управления образования от ДД.ММ.ГГГГ очередь в дошкольные образовательные учреждения г.Каргополя составляла: на ДД.ММ.ГГГГ – 209 человек; на ДД.ММ.ГГГГ – 183 человека; на ДД.ММ.ГГГГ 178 человек; на ДД.ММ.ГГГГ – 129 человек. За период с 2009 по 2011 год строительство новых зданий дошкольных учреждений не производилось (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ начальник управления образования администрации МО «Каргопольский муниципальный район» обращалась в министерство образования, науки и культуры Архангельской области с информацией о необходимости строительства детского сада на 120 мест в г.Каргополе (л.д.9-10), а также в ОАО «Инвестстройпроект» по строительству Заречной начальной школы-детского сада (л.д.11) и к начальнику отдела капитального строительства по вопросу реконструкции детского сада «Ромашка» МОУ «Павловская СОШ» (л.д.12).
Администрация МО «Каргопольский муниципальный район» в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ с иском прокурора не согласилась и пояснила, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за период 2009-2012 года:
- введен в эксплуатацию детский сад № «Росинка» по <адрес> со строительством пристройки;
- введен в эксплуатацию детский сад-ясли в д.Патровская на 50 мест;
- ведутся подготовительные работы к началу строительства школы-сада в правобережной части <адрес>, получена проектно-сметная документация, которая направлена на государственную экспертизу (л.д.15-17).
К отзыву приложены копии документов подтверждающих ввод в эксплуатацию пристройки к детскому саду «Росинка», детского сада в д.Патровская, получение проектно-сметной документации по строительству школы-сада по <адрес> (л.д.18-24).
Приказом начальника управления образования № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень мероприятий по ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения Каргопольского района для детей от 3 до 7 лет (л.д.30-36).
В 2010 году Министерством образования, науки и культуры Архангельской области распространен на территории области положительный опыт работы администрации МО «Каргопольский муниципальный район» по обеспечению населения услугами дошкольного образования (л.д.37-38).
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица начальник управления образования администрации МО «Каргопольский муниципальный район» поясняла, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в детских дошкольных учреждениях. Очередь 126 человек – это дети в возрасте от полутора до трех лет.
Из информации и.о. начальника управления образования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с целевой программой «Строительство объектов социальной инфраструктуры на территории МО «Каргопольский муниципальный район» на 2013-2016 года предусмотрено строительство начальной школы-детского сада по <адрес>, капитальный ремонт Саунинской начальной школы-детского сада, капитальный ремонт детского сада «Родничок» СП МОУ «Усачевская СОШ» (л.д.60).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией управления образования проведено обследование детского сада «Снежинка» с целью возможного открытия консультационного пункта для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (л.д.85).
Из информации начальника управления образования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на учете для определения в дошкольные учреждения г.Каргополя состоит 350 детей в возрасте от 0 до 3 лет. Очереди в сельские дошкольные учреждения нет (л.д.86).
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства суд считает, что администрация МО «Каргопольский муниципальный район» предпринимает необходимые меры по обеспечению доступности бесплатного дошкольного образования на территории Каргопольского района для всех малолетних детей, нуждающихся в дошкольном обучении, что подтверждается совокупностью представленных ответчиком доказательств. Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности ввести в эксплуатацию детский сад до ДД.ММ.ГГГГ и открыть до ДД.ММ.ГГГГ дополнительные группы в существующих дошкольных учреждениях, в количестве, необходимом для обеспечения всех детей состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения являются несостоятельными, поскольку не основаны на каких-либо реальных обстоятельствах и наличии финансовой и технической возможности их выполнения и удовлетворению не подлежат.
Наличие очереди в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, само по себе не является основанием для возложении на администрацию района обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования, поскольку в системе правового регулирования деятельности органов местного самоуправления по обеспечению граждан доступным дошкольным образованием отсутствуют нормы к размеру очереди, времени нахождения в ней, допустимые лимиты очередности либо, наоборот, резерв мест.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Прокурору Каргопольского района в удовлетворении иска к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о возложении обязанности обеспечить доступность бесплатного дошкольного образования путем строительства детского сада на территории г.Каргополя до ДД.ММ.ГГГГ и путем открытия в срок до ДД.ММ.ГГГГ дополнительных групп в дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории Каргопольского района, в количестве необходимом для обеспечения всех детей, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения на момент вступления судебного решения в законную силу отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Няндомский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 5 мая 2013 года.
Председательствующий Парфенов В.А.