ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1051/2016 от 10.02.2016 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-1051/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2016 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,

при секретаре Куцевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО Енисейская ТГК (ТГК-13) о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Енисейская ТГК (ТГК-13)» с иском о возложении обязанности, ссылаясь на то, что в ходе проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства, установлено, что филиал «Красноярская ТЭЦ-3» ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» имеет действующие лимиты на размещение отходов, согласно которым передача золошлаков для захоронения на полигон, эксплуатируемый ООО «ФИО13», не предусмотрена. В течение первого квартала ДД.ММ.ГГГГ г. филиал «Красноярская ТЭЦ-3» «Енисейская ТГК (ТГК-13)» осуществил захоронение 73.000 кубических метров золошлаков на полигоне ООО «ФИО14». В течение ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ г. филиал «Красноярская ТЭЦ-3» «Енисейская ТГК (ТГК-13)» осуществил захоронение 29.000 кубических метров золошлаков на полигоне ООО «ФИО15». При этом представленные в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ произведены без учета золошлаков, размещенных на полигоне ООО «ФИО16», соответственно плата за размещение отходов не произведена в надлежащем денежном эквиваленте. ДД.ММ.ГГГГ филиалом «Красноярская ТЭЦ-3» «Енисейская ТГК (ТГК-13)» в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю предоставлены скорректированные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ с учетом золошлаков, захороненных на полигоне ООО «ФИО17», в объеме 102.000 кубических метров. Однако указанные расчёты произведены по коэффициенту 1, при этом в связи с тем, что лимитами для филиала «Красноярская ТЭЦ-3» «Енисейская ТЕК (ТГК-13)» не предусмотрено размещение на ООО «ФИО18», расчёт должен производиться в 5 кратном размере. Таким образом, филиал «Красноярская ТЭЦ-3» «Енисейская ТГК (ТГК-13)» не произвёл расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке, т.е., разместив золошлаки на полигоне ООО «ФИО19», ответчик осуществил сверхлимитное размещение отходов, при этом в расчете платы за негативное воздействие указанный факт не нашел своего отражения, соответственно плата за негативное воздействие в надлежащем денежном эквиваленте не внесена, просит обязать ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13») представить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю для филиала «Красноярская ТЭЦ-3» «Енисейская ТГК (ТГК-13)» корректирующие расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ с учётом захороненных золошлаков в объёме 102.000 кубических метров с применением 5-ти кратного размера, и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из проведённых расчётов, в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ изменило свою организационно-правовую форму с ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» на АО Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» о чем ДД.ММ.ГГГГ была сделана запись.

В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить. Дополнительно пояснил, что по заявлению ФИО4 была проведена прокурорская проверка деятельности ТГК-13 по размещению золошлаков, в ходе которой было установлено, что 102 000 кубических метра золошлаков за два ДД.ММ.ГГГГ года были захоронены на полигоне ООО «ФИО20», плата за размещение указанных отходов произведена не была, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком были представлены перерасчеты сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициента 1, при этом не учтено, что лимитами для филиала «Красноярская ТЭЦ-3» «Енисейская ТГК (ТГК-13)» не предусмотрено размещение на ООО «ФИО21», что предполагает проведение расчета с применением 5 кратного размера оплаты. Было внесено представление прокурора, которое до настоящего времени не исполнено.

Представители ответчика АО «Енисейская ТГК (ТГК 13)» ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, действующие на основании доверенностей, представленных в материалы дела, исковые требования не признали в полном объеме по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, в соответствии с которым за размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» приказом , постановлением возложена обязанность по предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю был предоставлен расчет платы за ДД.ММ.ГГГГ, который был принят, и по которому в последующем осуществлена оплата. В случае возникновение сомнений в достоверности указанных в расчетах сведений, территориальным органом Росприроднадзора может быть выставлено требование о предоставлении дополнительных документов, чего сделано не было. Кроме того, полагают, что на Росприроднадзор возложена обязанность, не только проверять правильность документов, но и, в случае выявления ошибок в расчете, производить перерасчет платы и выставить плательщику требования с указанной суммой. Обязанность произвести корректировочный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду плательщиков, а также форма такого корректировочного расчета законом не установлена. Ответчик не осуществляет сверхлимитного размещения отходов, так как в соответствии с нормативами образования отходов производства и потребления и лимитами на их размещение, утвержденными Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» имеет право на размещение золошлаковых отходов в размере 102615,330тн. Законодательством не установлено требований об утверждении лимитов на размещение отходов в каком-то конкретном месте. Действующим законодательством предусмотрено, что правомерным размещением отходов является хранение и захоронение предельно допустимого количества отходов конкретного вида, которые разрешается размещать на объектах размещения отходов включенных в государственный реестр.Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ между ОАО«Енисейская ТГК (ТГК-13)» и ООО«Сибремстроймонтаж» (далее по тексту ООО«ФИО42»), ООО«ФИО43» приняло на себя обязательство произвести выемку, транспортировку и захоронение твердых промышленных отходов 5 класса опасности (золошлаков) из 2-ой секции золоотвала в объеме 102 тыс.куб.м. В соответствии с условиями договора, захоронение отходов, ранее размещенных на золоотвале ТЭЦ-3, предусматривалось на специализированном полигоне размещения отходов «Северный» ООО«ФИО22», который приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Государственном реестре объектов размещения отходов за . Размещение отходов в пределах установленных лимитов на специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов специализированном полигоне «Северный» ООО «ФИО23» не может быть квалифицировано судом, как сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды, либо как отсутствие у ответчика оформленного в установленном порядкеразрешения на размещение отходов. Полагают, что требования прокурора о перерасчете суммы платежа с учетом 102 000 куб.м., захороненных на полигоне ООО «ФИО24», противоречит закону, так как доказательств захоронения именно такой массы золошлака суду не представлено. Считают, что действующим законодательством предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет производится собственником отходов. В связи с тем, что между ООО «ФИО44» и ООО «ФИО25» был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение договора № ООО «ФИО45» приняло на себя обязательства внести в Федеральный бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду за захоронение отходов на полигоне ООО «ФИО26», следовательно, собственником отходов является ООО «ФИО46» и оно обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, считают, что требования предъявлены ненадлежащим истцом, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю - ФИО9, действующая на основании доверенности, представленной в материалы дела, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в пояснении на исковое заявление, в соответствии с которыми ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13»), в лице филиала «Красноярская ТЭЦ-3», в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем нормами действующего законодательства на организацию возложена обязанность внесения природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю ответчику был выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с вышеуказанным документом, весь объем золошлаков, образующихся в результате хозяйственной деятельности Красноярской ТЭЦ-3, размещается на собственном объекте размещения отходов «Золоотвал». ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в Управление были представлены корректирующие расчеты платы за ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно пояснительной записки к расчетам, в указанный период Красноярской ТЭЦ-3 осуществлено размещение золошлаковых отходов (ЗШО) в объеме 102 000 куб.м, на полигоне «Северный» ООО «ФИО27». Выемка, транспортировка и захоронение ЗШО на полигон ООО «ЮРМА- М» осуществлялась ответчиком на основании договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Сибремстроймонтаж». Передача Красноярской ТЭЦ-3 золошлаков сторонним организациям, с целью их размещения, документом об утверждении нормативов от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена.Следовательно, у ответчика нет утвержденного в установленном порядке лимита на размещение золошлаков на объекте размещения отходов ООО«ФИО28».Оплата за размещение на полигоне золошлаков в указанном объеме произведена в общей сумме 5 277 888 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Управлением ответчику было направлено уведомление (исх. ) о представлении вторичных корректирующих расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента 5 к нормативу платы за размещение отходов. Однако до настоящего времени корректирующие расчеты платы Красноярской ТЭЦ-3 не представлены, оплата с применением пятикратного повышающего коэффициента не произведена.

Представитель третьего лица ООО «Сибремстроймонтаж» - ФИО10, действующий на основании доверенности, представленной в материалы дела, решение вопроса по заявленным требованиям оставил на усмотрение суда. Дополнительно пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ года он является директором ООО «Сибремстроймонтаж». С ТГК-13 был заключен договор о выемке транспортировке и захоронении отходов. Золошлаки вывозили на полигон ООО «ФИО12», по договору это составило 102 000 куб.м. В рамках исполнения договора не успели разместить на санкционированном полигоне около 20 000 куб.метров золошлаков. Полагает, что мнение ответчика, согласно которому обязанность оплаты за размещаемые золошлаки лежит на ООО «ФИО47», ошибочно, оснований для возложения обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду на ООО «ФИО48» не усматривает.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Принимаемые в целях реализации гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду законодательные акты, в том числе, регулирующие вопросы оплаты в виде компенсации субъектами, в результате деятельности которых осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, направлены на обеспечение указанного конституционного права неопределенного числа граждан.

Кроме того, неуплата платежей за различные виды негативного воздействия на окружающую среду, а равно уплата таких платежей не в полном объеме нарушает интересы Российской Федерации, Красноярского края, муниципального образования г. Красноярск, поскольку соответствующие бюджеты недополучают причитающиеся им суммы, не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий, что приводит к нарушению права каждого на благоприятную окружающую среду, снижению доходных показателей федерального, краевого и местного бюджетов.

При таких обстоятельствах, обращение с настоящим иском прокурора Красноярской природоохранной прокуратуры, суд признает законным и обоснованным, в связи с чем доводы представителей ответчиков о том, что исключительное право на предъявление требования о взыскании с ответчика, предусмотренной законом платы за негативное воздействие на окружающую среду, принадлежит только Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю суд не принимает во внимание.

Согласно статье 1 ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду определено как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (ст.16 Закона).

Под размещением отходов в силу статьи 1 ФЗ №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии со статьей 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Во исполнение пункта 3 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» Постановлением N 632 утвержден Порядок, определяющий плату и правила ее исчисления за вредное воздействие на окружающую среду, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуемые природопользователями).

Порядок определения платы утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы ее предельных размеров за загрязнения окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

В соответствии с п.3-5 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Согласно п.6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

Расчет платы осуществляется по нормативам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющими стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" с использованием коэффициента, учитывающего инфляцию, который устанавливается Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, установлены сроки уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является календарный квартал.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (пункт 1 статьи 18 Закона).

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ (включая размещение отходов производства и потребления).

Статьей 12 Закона N 89-ФЗ определены требования к объектам размещения отходов. В частности к таким требованиям относятся: создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

То есть деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Как установлено в судебном заседании, ОАО Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13) поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения с ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство, зарегистрирована в ЕГРЮЛ с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ организация изменила организационно-правовую форму на АО Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13) и осуществляет свою деятельность на основании устава, изменения в который были утверждены Решением внеочередного Общего собрания акционеров ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), основным видом деятельности организации является производство электроэнергии тепловыми электростанциями.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление Красноярского природоохранного прокурора об устранении нарушений природоохранного законодательства, где отражено, что филиал «Красноярская ТЭЦ-3» «Енисейская ТГК (ТГК 13)» имеет действующие лимиты на размещение отходов, согласно которым передача золошклаков для захоронения на полигон, эксплуатируемый ООО «ФИО29», не предусмотрена. В течение ДД.ММ.ГГГГ года было осуществлено захоронение 82 000 кубических метров золошлаков на полигоне ООО «ФИО30», расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду произведен без учета золошлаков, размещенных на полигоне ООО «ФИО31», соответственно плата за размещение отходов не произведена в надлежащем денежном эквиваленте.

ДД.ММ.ГГГГ Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю в рамках проводимой прокурором Красноярской природоохранной прокуратурой проверки в отношении филиала «Красноярская ТЭЦ-3» ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» представило информацию о том, что в Управление был представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ года, а также пояснительная записка к расчету, в которой указано, что золошлаковые отходы за 1 квартал образованы в количестве 25734т. и размещены на собственном золоотвале в полном объёме. Плата за размещение золошлаковых отходов рассчитана с учётом понижающего коэффициента места расположения объекта размещения отходов равного 0,3.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» представила ответ на представление, в соответствии с которым требования прокурора о проведении перерасчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном размере не признают, указав, что произвели оплату в полном объеме, в том числе за ранее неучтенные золошлаки.

В соответствии с документом «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» утверждены лимиты на размещение отходов сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.31 годовой норматив образования отходов золошлаков от сжигания углей установлен в размере 102877,830 тонн. Место хранение собственные объекты размещения отходов – золоотвал, лимит на размещение ДД.ММ.ГГГГ году 102615,330 тонн.

Между тем, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ФИО32 и ООО «СибРемСтройМонтаж» (далее ООО «ФИО49») заключен договор , предметом которого является выполнение необходимых работ по размещению и транспортировке отходов 5 класса опасности (п.1.1 договора). П.3.5 указанного договора предусмотрена обязанность ООО «ФИО33» самостоятельно производить платежи в Федеральный бюджет за негативное воздействие на окружающую среду.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Енисейская» ТГК (ТГК-13) и ООО «ФИО50» был заключен договор возмездного оказания услуг № , предметом которого является оказание услуги по поддержанию золошлакоотвала в работоспособном состоянии (выемка, транспортировка и захоронение твердых промышленных отходов 5 класса опасности) согласно «Техническому заданию». Объем отходов, подлежащих выемке, транспортировке и захоронению определен «Протоколом согласованных объемов и сроков оказания услуг».

В соответствии с п. 1.3 указанного договора стороны установили, что фактический объем изъятых золошлаков из золошлакоотвала Красноярской ТЭЦ-3, определяется путем маркшейдерских замеров геодезической службой заказчика с участием уполномоченного представителя Исполнителя.

Услуги оказываются для филиала «Красноярская ТЭЦ-3» (п.1.4 договора).

Пунктом 2.3.3 договора предусмотрено, что заказчик самостоятельно обязуется произвести платежи в бюджет за размещение золошлаковых отходов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 года №344.

Согласно техническому заданию на оказание услуг по указанному договору объем оказания услуг включает в себя создание свободной емкости на золошлакоотвале путем выемки золошлаков из секции , их транспортировки и последующего размещения на специализированном полигоне, а именно: разработка золошлаковых отходов экскаватором на глубину до 2м с погрузкой на автомобили-самосвалы в объеме 102000 кубометра.

Протоколом согласования объемов и сроков оказания услуг по выемке, транспортировке и захоронению промышленных отходов 5 класса опасности, которое является приложением к договору, следует, что перемещению подлежат следующие объемы золошлаков в ДД.ММ.ГГГГ году: в ДД.ММ.ГГГГ – 25000 куб.м, в ДД.ММ.ГГГГ – 48000 куб.м, ДД.ММ.ГГГГ – 29 000 м.куб, а всего 102 000куб.м..

Согласно письму Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в Управлении на рассмотрении находятся корректирующие расчеты платы за НВОС за ДД.ММ.ГГГГ года, представленные природопользователем с учтенными золошлаковыми отходами, размещенными в отчетном периоде филиалом ОАО «Красноярская ТЭЦ-3» на полигоне ООО «ФИО34». При этом в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует лимит на размещение золошлаковых отходов на полигоне ООО «ФИО35». Данный расчет произведен плательщиком без применения 5-кратного увеличения. В адрес плательщика направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости представления повторных корректирующих расчетов платы с учетом применения 5-ти кратного увеличения размера платы в связи с отсутствием лимита на размещение золошлаковых отходов на полигоне ООО «ФИО36».

В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством (ч.3).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 года №50 устанавливает порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок) устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.

Как следует из письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приложением к Порядку в графе отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, указывается наименование объекта размещения отходов, наименование юридического лица или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующее объект размещения отходов и номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.

С учетом изложенного при сдаче отходов на полигон, не указанный в утвержденных нормативах образования отходов и лимитов на их размещение, размещение отходов будет несанкционированным.

При планируемой смене объекта размещения отходов необходимо в установленном порядке оформить и утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение с указанием реквизитов нового объекта размещения отходов.

АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» в нарушение установленных нормативов образования отходов и лимитов их размещения, согласованных и утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, не согласовав свои действия с Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю, произвело размещение золошлаков за пределами согласованной ранее территории объекта, а именно, на территорию ООО «ФИО37», при этом факт вывоза золошлаков в размере 102 000 куб.м., подтверждается представленными в материалы дела договорами, корректирующими расчетами ответчика.

В соответствии с Приложением к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ к объектам размещения отходов, включенным в государственный реестр объектов размещения отходов относится полигон «Северный» принадлежащий ООО «ФИО38», однако разрешение у АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» на размещение золошлаков на территории указанного предприятия отсутствовало.

Согласно пункту 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (Порядок), в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном Порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Таким образом, установлено, что АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» произвело размещение золошклаков за пределами согласованной ранее территории объекта, в связи с чем обязано произвести перерасчет суммы оплаты за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном размере.

Доводы представителей ответчиков о том, что оплату за причинение вреда окружающей среде должен производить собственник отходов, которым на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ стало ООО «ФИО51», а затем ООО «ФИО39» суд находит не состоятельными в виду следующего.

Из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 Постановления, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

Согласно пункту 4.1 данного Постановления не могут рассматриваться, как согласующиеся с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, имевшие место в правоприменительной практике требования организаций, хозяйственная и иная деятельность которых привела к образованию отходов, о возврате внесенной ими в бюджет за последние три года платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (пункт 1 статьи 4 Закона об отходах производства и потребления).

Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Доводы представителей ответчика о том, что достоверно не установлено какой объем золошлаков был вывезен с предприятия, являются несостоятельными, так как из заключенных договоров достоверно установлено, что ООО «ФИО52» приняло на себя обязательство по вывозу золошлаков в объеме 102 000 куб.м., в связи с чем заключило договор с ООО «ФИО40» на захоронение золошлаков в размере 102 000 куб.. Указанный объем золошлаков был вывезен с предприятия «Енисейская ТГК (ТГК-13)», в установленные договором сроки, договор между АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и ООО «ФИО53» сторонами не расторгался, следовательно, основании полагать, что был вывезен иной объем у суда не имеется, доказательств суду не представлено.

Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.

Ответчик, кроме того, полагает, что обязанность по проведению корректирующих расчетов не должна быть возложена на АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», поскольку такая обязанность лежит на Управлении Росприроднадзора, к тому же проведение корректирующих расчетов не предусмотрено действующим законодательством.

Анализируя довод истца, суд отмечает, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании утвержденных в соответствии с пунктом 2 данного Постановления базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.

Данная норма является нормой, принятой на федеральном уровне, которая:

1) указывает на возможность корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий,

2) устанавливает, что этим занимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Указанная норма не отменена и не изменена, правило является действующим.

Данное право принадлежит хозяйствующим субъектам и не может быть отнято органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поскольку это приведет к нарушению правовой нормы федерального уровня.

Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации предписано разработать по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации и утвердить инструктивно-методические документы по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и перечень природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей.

Право на корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий предусмотрено действующей нормой федерального законодательства (пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632), соответственно все органы, в чью компетенцию входит содействие в реализации данного права, должны использовать властные полномочия в целях его реализации.

В соответствии с приложением N 7 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, за Росприроднадзором закреплены полномочия администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом, исходя из положений приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ N 259, пунктов 4.22, 4.24 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 187, территориальные органы Росприроднадзора наделены полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в том числе платы за негативное воздействие на окружающую среду) на соответствующей территории.

Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета закреплены в статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 данной статьи администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

Таким образом, в обязанности Управления входят начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления природопользователем платы в бюджет, а также принятие решений о зачете (уточнении) платы Компании в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Росприроднадзор наделен полномочиями главного администратора в отношении платы как источника доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 раздела V приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)".

Таким образом, в отношении такого источника формирования неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как плата за негативное воздействие на окружающую среду Росприроднадзор является главным администратором доходов.

При этом приказами Росприроднадзора от 20.05.2013 N 258 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" и от 20.05.2013 N 259 "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета" на территории Красноярского края полномочиями главного администратора (администратора) такого дохода бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как плата за негативное воздействие на окружающую среду наделено Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администраторы доходов бюджета наделены, среди прочего, бюджетными полномочиями по принятию решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению уведомления в орган Федерального казначейства.

В силу абзаца "а" пункта 2.3 Порядка осуществления территориальными органами Росприроднадзора полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (приложение 4 к приказу Росприроднадзора от 20.05.2013 N 258 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации") в целях исполнения полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении закрепляемых источников доходов территориальные органы Росприроднадзора принимают в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995, правовые акты, в которых в обязательном порядке отражается порядок осуществления территориальным органом Росприроднадзора в отношении закрепленных за ним источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации следующих бюджетных полномочий администратора доходов соответствующего бюджета:

- начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет;

взыскание задолженности по платежам в бюджет; принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и представление в территориальный орган Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации поручений (сообщений) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

- принятие решения о зачете (уточнении) платежей, подлежащих зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в территориальный орган Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Управление Росприроднадзора, направило в адрес плательщика АО «Красноярская ТГК (ТГК-13)» уведомление о необходимости предоставления повторных корректирующих расчетов платы с учетом применения 5-тикратного увеличения размера платы в связи с отсутствием лимита на размещение золошлаковых отходов на полигоне ООО «ФИО41».

Таким образом, Управление Росприроднадзора действовало в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством, осуществило контроль за начислением платы за негативное воздействие на окружающую среду, установило нарушение и, уведомив ответчика об имеющемся нарушении, обязало провести корректирующие расчеты повторно и произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применения 5-тикратного увеличения размера платы.

Исходя из изложенного, суд находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

При определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применения 5-тикратного увеличения размера платы, суд полагает необходимым учесть ранее внесенные ответчиком платежи за негативное воздействие на окружающую среду, из расчета однократного размера внесенной платы.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор при подаче иска просил установить ответчику для исполнения решения срок в 1 месяц. Суд признает указанный срок разумным, и полагает установить ответчику для исполнения решения суда срок в течение 1месяца с даты его вступления в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные Красноярским природоохранным прокурором требования удовлетворить.

Обязать АО «Енисейская ТГК (ТГК-13) представить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю для филиала «Красноярская ТЭЦ-3» «Енисейская ТГК (ТГК-13)» корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ г. с учетом захороненных золошлаков в объеме 102 000 кубических метра с применением 5-кратного размера и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из произведенных расчетов, с учетом внесенных ранее платежей, в месячный срок с даты вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме,15.02.2016 г.

Председательствующий: Т.А. Вербицкая