дело
УИД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2022 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Косолаповой А.С.,
при секретаре Васильевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» о признании отсутствующей задолженности по взносам на капитальный ремонт,
установил:
истец обратилась в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным, в котором просит:
- признать начисления по взносам за капитальный ремонт по квартире по адресу: (многоквартирный дом с кадастровым номером ) за период с по в размере 19 439 рублей 26 копеек незаконными;
- признать начисления пени за несвоевременную оплату задолженности по квартире по адресу: (многоквартирный дом с кадастровым номером ), начисленную за период с по в размере 658 рублей 93 копейки, а задолженность по пени отсутствующей;
- возложить на некоммерческую организацию Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» дать поручение АО «Ставропольский городской расчетный центр» исключить из платежного документа собственника жилого помещения , расположенного по адресу: (многоквартирный дом с кадастровым номером ), ФИО1 сумму долга по строке «взнос на капитальный ремонт» в размере 19 439 рублей 26 копеек, пени, начисленной за период задолженности с по в размере 658 рублей 93 копейки;
- взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: , в её адрес с поступают платежные документы с СГРЦ взнос на капитальный ремонт в НО СК «Фонд капитального ремонта». Платежные документы включают в себя задолженность с и сумму неустойки с . При этом многоквартирный жилой дом по адресу: , включен в программу капитального ремонта только с при ее актуализации
Под одним адресом расположены несколько многоквартирных домов, которые в свою очередь являются самостоятельными объектами, возведенными и введенными в эксплуатацию застройщиками в разное время, имеющие самостоятельные кадастровые номера. Данные доводы были установлены решением по делу Арбитражного суда Ставропольского края, вступившим в силу. Судом установлено, что не имеется совместного общего имущества многоквартирных жилых домов. В домах имеются разные способы управления.
Изначально в программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы», утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 29.05.2014 № 225-п, внесены многоквартирные дома со следующими адресами: .
Данные дома отнесены к многоквартирным домам, введенным в эксплуатацию , разрешение на ввод объекта в эксплуатацию , разрешение на ввод объекта в эксплуатацию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Однако, не включают в себя многоэтажные жилые дома, введены в эксплуатацию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (КН ), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (КН )
Адреса, включенные в региональную программу с , не включают в себя многоквартирные дома с кадастровыми номерами , , поскольку они имеют другой адрес, иную площадь, план работ содержит выполнение работ предусмотренных в ином многоквартирном доме (к примеру, ремонт системы газоснабжения).
Начисления взносов по капитальному ремонту многоквартирному дому с кадастровым номером введенному в эксплуатацию с и неустойки противоречит действующему законодательству.
Начисления по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: с кадастровым номером должны быть произведены с .
Факт незаконности начислений взносов по капитальному ремонту и неустойки с по многоквартирному жилому дому по (многоквартирный с кадастровым номером ) установлен судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда, апелляционным определением по делу от .
Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию каждого отдельного этапа капитального строительства, как в данном случае по итогам завершения определенного количества подъездов многоквартирного дома, свидетельствует о том, что принятый результат строительства подлежит самостоятельной и автономной эксплуатации по целевому назначению как многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела и региональной программы Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных, на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы, в эту программу были включены как многоквартирные дома .
Многоквартирный дом был введен в эксплуатацию в году; дом был введен в эксплуатацию в году; был введен в эксплуатацию в году. Таким образом, данные дома приняты в эксплуатацию до принятия региональной программы по капитальному ремонту.
Разрешением на ввод в эксплуатацию от введен в эксплуатацию объект строительства 17-ти этажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями 3 очередь 1-й этап строительства поз. 1.1, 1.4, расположенный по адресу: , помещений; разрешением на ввод в эксплуатацию от введен в эксплуатацию объект строительства 17-ти этажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями, 3-я очередь 2-й этап строительства поз. 1.2, 1.4, 1.5, расположенный по адресу: , помещений.
Данные объекты до актуализации региональной программы Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных, на территории Ставропольского края, на 2014-2043 годы, 22.01.2019 (постановление Правительства Ставропольского края от 22.01.2019 № 20-п), включены в региональную программу не были.
Поскольку указанные объекты строительства включены в региональную Программу постановлением правительства Ставропольского края от 22.01.2019 № 20-п при актуализации данной программы, следовательно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников указанных помещений исходя из положений п. 5 ст. 3 Закона Ставропольского края от 28.06.2013 № 57-кз.
Ввиду изложенного, начисление взносов по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: с кадастровым номером должно быть произведено с сентября 2019 года.
В адрес регионального оператора были неоднократно направлены претензии с просьбой произвести перерасчет, однако начисления, приведенные не сняты, кроме того истек период исковой давности по взысканию данных платежей.
Данная задолженность по взносам за капитальный ремонт незаконна и необоснованна и подлежит исключению из платежного документа и лицевого счета.
В представленных суду возражениях представитель ответчика некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование возражений указано, что изначально в первоначальную редакцию региональной программы многоквартирный дом был включен под следующими адресами: .
Впоследствии в соответствии с проведенной постановлением Правительства Ставропольского края от 22.01.2019 № 20-П актуализацией региональной программы вместо многоквартирных домов, расположенных по адресам: , в региональной программе указан многоквартирный дом: без корпусов.
Региональный оператор направил в адрес министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края запрос о предоставлении разъяснений по вопросу наступления обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: .
Письмом от министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края проинформировало фонд о том, что на основании письма администрации города Ставрополя были внесены изменения в региональную программу в части уточнения адреса многоквартирного дома и площади помещений в данном доме.
Согласно постановлению администрации города Ставрополя от «Об утверждении Единого адресного реестра муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» и по результатам проведенного администрацией города Ставрополя мониторинга установлено, что многоквартирному дому присвоен единый почтовый адрес: , что учтено при актуализации региональной программы.
При актуализации региональной программы постановлением Правительства Ставропольского края от 22.01.2019 № 20-п были скорректированы (уточнены) данные по многоквартирному дому, в том числе в части одной очереди дома с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 27.12.2013 № 0259-Э с кадастровым номером 26:12:012102:6281
Объект недвижимости с кадастровым номером существовал до утверждения региональной программы в первоначальной редакции (дата ввода в эксплуатацию объекта с кадастровым номером - , дата утверждения программы - ).
Доводы истца о том, что объект недвижимости с кадастровым номером не был включен в первоначальную редакцию региональной программы ничем не подтверждены.
Неоплата взносов на капитальный ремонт собственниками помещений, расположенных в объекте недвижимости с кадастровым номером , введенном в эксплуатацию до утверждения региональной программы, нарушает права и законные интересы других собственников помещений многоквартирного дома, также введенных в эксплуатацию до утверждения региональной программы и производящих оплату взносов на капитальный ремонт с .
В ходе проверки установлено, что региональным оператором на основании актуализированной региональной программы, в октябре года предъявлены платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома всем собственникам помещений указанного многоквартирного дома. Период начислений с по включительно. Согласно акту проверки от нарушений в действиях регионального оператора не выявлено, то есть начисление взносов на капитальный ремонт с всем собственникам помещений в многоквартирном доме осуществляется региональным оператором в соответствии с требованиями законодательства.
Поскольку объекту недвижимости с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от (до утверждения региональной программы, с кадастровым номером ) не присвоен отдельный почтовый адрес или номер корпус, а постановлением администрации города Ставрополя от многоквартирному дому наоборот присвоен единый почтовый адрес: , а при актуализации региональной программы были изменены только сведения о количестве квартир и общей площади многоквартирного дома, то при актуализации региональной программы многоквартирный дом стал единым объектом недвижимости, включенным в региональную программу в первой редакции, и обязанность по уплате взносов у всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с кадастровым номером наступила с .
С учетом изложенного ответчик считает, что действия фонда не нарушают требований законодательства и не могут быть признаны незаконными.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом и в срок.
В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в возражениях, поддержала в полном объеме, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 4 ЖК РФ правоотношения по содержанию и ремонту жилых помещений, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несёт бремя содержания принадлежащего ему помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в числе прочего включает в себя взнос на капитальный ремонт.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 169 и ч. 1 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которые в том числе образуют фонд капитального ремонта.
В силу частей 1, 2 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: (кадастровый номер многоквартирного жилого дома ).
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: вводился в эксплуатацию очередями:
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от (1-я очередь строительства - семиэтажный 34-квартирный жилой дом);
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от (2-я очередь строительства - девятиэтажный 94-квартирный жилой дом);
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от (3-я очередь, 1 пусковой комплекс: секции 1, 2 в осях 1-2, 2-3, жилая часть) лит. «А» - пятнадцатиэтажный, 125 жилых помещений;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от (3-я очередь 1-й этап строительства поз. 1.1, 1.4. по ГП) - семнадцатиэтажный, 168 жилых помещений;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от (3-я очередь 2-й этап строительства поз. 1.2, 1.4,1.5 по ГП) - семнадцатиэтажный, 208 жилых помещений.
Согласно информации филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю указанный выше многоквартирный дом строился тремя очередями.
Данному многоквартирному дому был присвоен кадастровый номер , с годом ввода данного дома в эксплуатацию.
В году введен в эксплуатацию семнадцатиэтажный многоквартирный дом (3-я очередь), которому присвоен кадастровый номер .
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» предусмотрено строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
Согласно постановлению администрации г. Ставрополя от «Об утверждении Единого адресного реестра муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» и по результатам проведенного мониторинга было установлено, что многоквартирному дому присвоен почтовый адрес: со сквозной нумерацией квартир (каждая квартира последовательно получает собственный номер).
Как уже указывалось выше, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме производить оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества дома предусмотрена действующим жилищным законодательством, а именно нормами ст. 169 ЖК РФ.
Постановлением Правительства Ставропольского края № 225-п от 29.05.2014 утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы».
В перечень многоквартирных домов, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы» изначально были включены три объекта недвижимости с адресами: (общая площадь кв.м.); (общая площадь кв.м.); (общая площадь кв.м.).
В соответствии с Законом Ставропольского края № 57-кз от 28.06.2013 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края» региональная программа формировалась на основании сведений по многоквартирным домам, предоставленных организациями, осуществляющими управление в многоквартирных домах, а при непосредственном управлении органами местного самоуправления. Адресный перечень многоквартирных домов, включаемых в региональную программу, составлялся органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 168 ЖК РФ и ст. 6 Закона № 57-кз ежегодно в региональную программу капитального ремонта, при ее актуализации вносятся изменения, в том числе изменение ошибочных данных, содержащихся в региональной программе.
Во исполнение требований действующего законодательства, при ежегодной актуализации региональной программы, постановлением Правительства Ставропольского края от 22.01.2019 № 20-п, в региональную программу в январе 2019 года были внесены изменения в части уточнения адреса вышеуказанного многоквартирного дома.
Согласно постановлению администрации города Ставрополя от 29.12.2016 № 2989 «Об утверждении Единого адресного реестра муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» и по результатам проведенного администрацией города Ставрополя мониторинга многоквартирному дому присвоен единый почтовый адрес: со сквозной нумерацией квартир с 1 по 629, что учтено при актуализации региональной программы.
Таким образом, указанный выше многоквартирный дом стал единым объектом недвижимости, расположенным по адресу:
Вместе с тем необходимо отметить, что понятие «этап строительства» содержится в Постановлении Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
Под этапом строительства в абз. 4 п. 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145) понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства).
Таким образом, отличительным критерием «этапа строительства» является возможность самостоятельного ввода и дальнейшей автономной эксплуатации результата строительства.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации также применяется понятие «этап строительства», подразумевающее возможность подготовки отдельной проектной документации (ч. 12.1, 13 ст. 48 ГрК РФ), выдачи разрешений на отдельные этапы строительства (ч. 12 ст. 51 ГрК РФ), выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию в отношении отдельных этапов строительства (ч. 2.1 ст. 55 ГрК РФ).
С учетом изложенного, выдача разрешения на ввод в эксплуатацию каждого отдельного этапа капитального строительства, как в данном случае по итогам завершения определенного количества подъездов многоквартирного дома, свидетельствует о том, что принятый результат строительства подлежит самостоятельной и автономной эксплуатации по целевому назначению как многоквартирный дом.
Поскольку момент ввода в эксплуатацию имеет значение для исчисления даты начала начисления взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, с учетом требований части 3 статьи 169, части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также части 5 статьи 3 Закона Ставропольского края № 57-кз от 28.06.2013 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края», согласно которым обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает по истечении трех лет с момента включения введенного в эксплуатацию многоквартирного дома в региональную программу, то вопрос о дате введения в эксплуатацию каждого отдельного этапа строительства многоквартирного дома имеет юридическое значение.
Как следует из региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года № 225-п, в программу были включены многоквартирные дома, расположенные по адресу: – введен в эксплуатацию в году; – введен в эксплуатацию в году; – введен в эксплуатацию в году.
Данные дома введены в эксплуатацию до принятия региональной программы по капитальному ремонту.
В силу ч. 4 ст. 3 Закона Ставропольского края от 28.06.2013 № 57-кз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем официального опубликования утвержденной в установленном порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом.
Разрешением на ввод в эксплуатацию от введен в эксплуатацию объект строительства 17-ти этажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями 3 очередь 1-й этап строительства поз. 1.1, 1.4, расположенный по адресу: .
Данный объект до актуализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края № 20-п от 22.01.2019, не был включен в региональную программу.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона Ставропольского края от 28.06.2013 № 57-кз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в такую программу при ее актуализации, возникает по истечении трех лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу.
Таким образом, законодатель связывает возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт с момента включения многоквартирного дома в региональную программу по истечении определенного в данной норме периода времени.
Поскольку объект строительства 17-ти этажный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями 3 очередь 1-й этап строительства поз. 1.1, 1.4, расположенный по адресу: в квартале , помещений, в составе многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: , включен в региональную Программу постановлением Правительства Ставропольского края от 22.01.2019 № 20-п при актуализации данной программы, следовательно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников указанных помещений исходя из положений п.5 ст. 3 Закона Ставропольского края от 28.06.2013 № 57-кз.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконными начисления истцу взносов на капитальный ремонт за период с по в размере 19 439 рублей 26 копеек и о признании задолженности по взносам на капитальный ремонт отсутствующей.
Поскольку исковые требования о признании незаконными начислений истцу взносов на оплату капитального ремонта судом удовлетворены, то требования о возложении обязанности на НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» дать поручение АО «Ставропольский городской расчетный центр» исключить из платежного документа собственника жилого помещения , расположенного по адресу: , ФИО1 сумму долга по строке «взнос на капитальный ремонт» в размере 19 439 рублей 26 копеек, пени, начисленной за период задолженности с по в размере 658 рублей 93 копейки, также подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» о признании отсутствующей задолженности по взносам на капитальный ремонт – удовлетворить.
Признать незаконными начисления по взносам за капитальный ремонт по квартире (многоквартирный дом с кадастровым номером ) за период с по в размере 19 439 рублей 26 копеек.
Признать отсутствующей задолженность по взносам за капитальный ремонт у собственника квартиры (многоквартирный дом с кадастровым номером ) за период с по в размере 19 439 рублей 26 копеек.
Признать незаконными начисления пени за несвоевременную оплату задолженности по квартире (многоквартирный дом с кадастровым номером ) за период с по в размере 658 рублей 93 копейки.
Признать отсутствующей задолженность по пени за несвоевременную оплату задолженности по взносам за капитальный ремонт у собственника квартиры (многоквартирный дом с кадастровым номером ) за период с по в размере 658 рублей 93 копейки.
Обязать некоммерческую организацию Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» дать поручение АО «Ставропольский городской расчетный центр» исключить из платежного документа собственника жилого помещения (многоквартирный дом с кадастровым номером ), ФИО1 сумму долга по строке «взнос на капитальный ремонт» в размере 19 439 рублей 26 копеек, пени, начисленной за период задолженности с по в размере 658 рублей 93 копейки.
Взыскать с некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2022 года.
Судья А.С. Косолапова