ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1052 от 11.07.2011 Чайковского городского суда (Пермский край)

                                                                                    Чайковский городской суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Чайковский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1052

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2011 года

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Позолотиной Н.Г.,

при секретаре Пономаревой Н.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2 по доверенности,

представителя ответчика по доверенности ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковском дело по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «Пермская энергосбытовая компания» о признании уведомления о прекращении подачи электроэнергии, признании факта отключения электроэнергии 09.06.2011г ОАО «Пермская энергосбытовая компания» незаконными,

у с т а н о в и л:

В Чайковский городской суд обратился ФИО1 с иском к открытому акционерному обществу «Пермская энергосбытовая компания» о признании уведомления о прекращении подачи электроэнергии с 06.06.2011 года в его квартиру незаконным.

В судебном заседании Истец дополнил свои требования, просил признать факт отключения электроэнергии 09.06.2011г ОАО «Пермская энергосбытовая компания» незаконным.

В судебном заседании Истец на иске настаивал, суду пояснил, что его семья в составе трех человек проживает в квартире, расположенной по адресу: . Многоквартирный дом находится под управлением ООО «УК «Южная», имеет общий (коллективный) прибор учета электрической энергии. Его (Истца) квартира индивидуальными приборами учета электроэнергии не оборудована, поэтому объем потребленной электроэнергии определяется расчетным путем по нормативам потребления электроэнергии. С октября 2010 года в квитанциях на оплату электроэнергии появилась строка «электроэнергия за места общего пользования», которую он (Истец) не оплачивает, поскольку считает, что расход электроэнергии за места общего пользования входит в норматив потребления электроэнергии, начисленный за его квартиру Однако, по данным энергоснабжающей организации, за период с октября 2010 года по май 2011 года за места общего пользования образовался долг в размере 2019,17 рублей. За потребленную в квартире электроэнергию он (Истец) оплачивает ежемесячно и задолженности не имеет. На обращения о перерасчете платы ОАО «Пермэнергосбыт» указало, что в состав нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Пермского края, установленных постановлением Правительства Пермского края от 22.09.2006 года №42-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения Пермского края», расходы электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, не включены. Также в письмах приводятся формулы, по которым ОАО «Пермэнергосбыт» рассчитывает размер платы за электроэнергию. 24.05.2011 года он (Истец) получил уведомление от ОАО «Пермэнергосбыт» о прекращении подачи электроэнергии с 06.06.2011 года в связи с неоплатой долга за места общего пользования. Считает, что указанное уведомление является незаконным и подлежит отмене. ОАО «Пермэнергосбыт» пытается прекратить подачу электроэнергии в нарушение п. 2 ст. 546 ГК РФ, п. 1 ст. 157 ЖК РФ, п.п. 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307. ОАО «Пермэнергосбыт» не вправе прекращать подачу электроэнергии потребителю, поскольку не является исполнителем коммунальной услуги. В силу п.п. 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения. Если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 Правил, в следующем порядке:

а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Пункт 3 Правил № 307 предоставления коммунальных услуг гражданам содержит понятие "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Согласно п. 3 и 49 Правил № 307 в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. ОАО «Пермэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией, а не исполнителем услуг, поэтому не имеет права прекращать подачу электроэнергии потребителю. ОАО «Пермэнергосбыт» не извещало об ограничении или прекращении подачи электроэнергии за 1 месяц с момента направления уведомления о погашении задолженности, а сразу направило уведомление о прекращении подачи электроэнергии за 13 дней до полного прекращения подачи электроэнергии. Его (Истца) вины в образовании долга нет, поскольку задолженность возникла вследствие неправильного применения энергоснабжающей организацией норм федерального законодательства, поэтому ограничение в потреблении электроэнергии противозаконно и необоснованно. ОАО «Пермэнергосбыт» незаконно предъявляет к оплате электроэнергию за места общего пользования, поскольку он (Истец) платит по нормативу потребления, в который уже входит расход электроэнергии за места общего пользования. Согласно п. 1. ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 Правил № 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с п. 19 настоящих Правил. Согласно п. 19. при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения – в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам по формуле 3:

, (3)

где:

- количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);

- норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт·час в месяц на 1 чел.);

- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

При этом норматив потребления рассчитывается в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306. Согласно п.п. 26, 30 Правил № 306 коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи. Согласно п. 25 приложения к Правилам №306 при определении норматива потребления электроэнергии расчетным методом в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь включается 7 кВт-ч в месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека и рассчитывается по формуле 8.

В связи с этим считает противозаконным предъявление ему (Истцу) требования об оплате электроэнергии отдельной строкой за места общего пользования при отсутствии индивидуальных приборов учета в квартире как и отключение в его квартире электроэнергии с 09.06.2011г.

В судебном заседании представитель Ответчика по доверенности ФИО3 иск не признала, указав, что в соответствии с постановлением РЭК Пермского края от 30.03.2007 № 4 «О гарантирующих поставщиках Пермского края» Открытое акционерное общество «Пермская энергосбытовая компания» признано Гарантирующим поставщиком. Учредительные документы ОАО «Пермэнергосбыт» предусматривают, что основным видом деятельности общества является покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках и ее реализация потребителям. В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Абонент, использующий энергию для бытового потребления вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (ст. 541 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данным учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. ОАО «Пермэнергосбыт» заключило договор электроснабжения № 65621177117 с ФИО1 на электроснабжение жилого помещения по  согласно которого электроснабжающая организация обязуется поставлять абоненту электрическую энергию, а Абонент обязуется принять и оплатить полученную и потребленную электрическую энергию. В соответствии с абз. «з» п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. В отсутствие прибора учета Истец оплачивает потребленную в квартире электрическую энергию по нормативам в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 42-п от 22.09.2006 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения Пермского края». Однако, образовалась задолженность по оплате за освещение мест общего пользования, которую Абонент не оплачивает с октября 2010 года и по сегодняшний день, в размере 1 520,02 рубля, и остаток долга за потребленную электроэнергию в квартире за январь 2009 года в сумме 449,15 рублей. Оплата долга от Истца не поступало. В соответствии с п. 178 абз. «б» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик направляет ему уведомление об ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа. Ввиду чего, на имя потребителя было выставлено уведомление от 23.05.2011 года, которое содержало информацию: о размере задолженности за потребленную электрическую энергию, о сроке, не позднее которого необходимо оплатить долг, а также о возможном ограничении подачи электрической энергии с 09 июня 2011 года. Подпись потребителя на уведомлении подтверждает выполнение Гарантирующим поставщиком требований к порядку введения процедуры ограничения режима потребления электроэнергии, а именно получение уведомления не позднее, чем за 15 дней до предполагаемого полного ограничения режима потребления и право организации при непогашении долга ввести полное ограничение режима потребления. В связи с тем, что в срок, указанный в уведомлении оплаты задолженности не поступило, ОАО «Пермэнергосбыт» направило в сетевую организацию заявку № 4 350 на прекращение подачи электроэнергии в квартиру Истца, которая была выполнена. В своем исковом заявлении ФИО1 указал на отсутствие у ОАО «Пермэнергосбыт» права прекращать подачу электроэнергии потребителю, ввиду отсутствия у общества статуса «исполнителя коммунальных услуг», делая ссылку на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307. Данный нормативный акт регулируют правоотношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. А ОАО «Пермэнергосбыт», как юридическое лицо, не относится к категории исполнителей коммунальных услуг, а является ресурсоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком), которое осуществляет продажу электроэнергии и руководствуется Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, в том числе в вопросах ограничения режима потребления электроэнергии. Жилой дом по проспекту Победы, 24 обслуживается ООО «Управляющая компания «Южная», являющаяся в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06г., исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в отношении граждан-собственников квартир данного дома. Таким образом, ОАО «Пермэнергосбыт» выполнило требования, установленные действующим законодательством к порядку ограничения режима потребления электрической энергии, уведомив потребителя под роспись о размере задолженности и о необходимости ее погашения, а также о предстоящем ограничении подачи электроэнергии в случае неоплаты в установленный срок. В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ (ст.157 ЖК РФ). Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (ч. 3 ст. 30 ЖК РФ). Таким образом, обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в силу закона. Соответственно, потребитель ФИО1 обязан оплачивать стоимость электроэнергии, потребленной в местах общего пользования. 01.10.2010г. ОАО «Пермэнергосбыт» заключило с ООО «Управляющая компания Южная» агентский договор, в соответствии с которым ОАО «Пермэнергосбыт» осуществляет от имени управляющей компании следующие функции:

- снятие показаний индивидуальных и коллективных приборов учета в многоквартирных домах;

- начисление платы за электроэнергию, потребленную гражданами, в том числе платы за электрическую энергию, поставленную на освещение мест общего пользования;

- выставление гражданам квитанций на оплату потребленной электрической энергии, включая плату за электроэнергию, поставленную на освещение мест общего пользования;

- прием от граждан платежей за поставленную электрическую энергию.

В соответствии с п.п. 7, 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного на границе сетей. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется в соответствии с пп.1 п. 3 Приложения № 2 к Правилам № 307 от 23.05.06г.(п. 23 Правил) по следующей формуле (9):

, (9)

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час);

Таким образом, объем электрической энергии, поставленный в многоквартирный жилой дом и учтенный коллективным (общедомовым) прибором учета, распределяется между всеми собственниками жилых помещений пропорционально расходу по индивидуальному (квартирному) прибору учета. Указанный расчет платы за освещение мест общего пользования применяется ко всем потребителям, вне зависимости от наличия в квартире индивидуального прибора учета или оплаты по нормативу, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в соответствующем порядке на границе сетей. Данный порядок расчета применяется и к Истцу, производящего оплату потребленной электрической энергии в квартире по нормативу. Правомерность применения ОАО «Пермэнергосбыт» данного расчета и к потребителям при отсутствии у них индивидуальных приборов учета подтверждается вновь принятым нормативно-правовым актом, а именно, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», где дублируется та же формула №9

,

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

Учитывая вышеизложенное, общий размер платы за электрическую энергию включает в себя:

- плату за электрическую энергию, поставленную непосредственно в жилое помещение (квартиру). Объем электрической энергии, поставленный в жилое помещение (квартиру), определяется по показаниям индивидуального (квартирного) прибора учета, а при его отсутствии – по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденным в установленном порядке;

- плату за электрическую энергию, поставленную на освещение мест общего пользования. Объем электрической энергии, поставленный на освещение мест общего пользования, определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета пропорционально расходу по индивидуальному (квартирному) прибору учета или нормативу.

В соответствии с ранее действовавшим законодательством, в том числе п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, освещение помещений общего пользования включалось в плату за содержание общего имущества. Но после разъяснений Министерства регионального развития РФ, изложенных в письме от 18.06.2007 года, этот платеж был выведен из состава платы за содержание общего имущества и включен в состав платы за коммунальную услугу «Электроснабжение». Таким образом, доводы истца о незаконности ограничения режима электроснабжения ввиду задолженности за освещение мест общего пользования при осуществлении платежей за потребленную в квартире электроэнергию, не состоятельны. Плата за освещение МОП является составляющей коммунальной услуги электроснабжение, соответственно, наличии долга за освещение МОП можно расценивать в целом о задолженности за электроэнергию. Кроме того, истец в своем заявлении утверждает, что норматив потребления рассчитывается в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, и уже включает расход электроэнергии за места общего пользования. За соответствующими разъяснениями ОАО «Пермэнергосбыт» уже обращалось в Правительство Пермского края, т.е. орган государственной власти субъекта РФ, утверждающий нормативы потребления по электроснабжению и газоснабжению. В своем письме от 08.05.2009 года № СЭД-01-39-131 заместитель Председателя Правительства Пермского края пояснил, что в состав нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Пермского края, установленных Постановлением Правительства Пермского края от 22.09.2006 года № 42-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения Пермского края», расходы электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, не включены. На запрос истца о порядке начисления платы за освещение мест общего пользования ОАО «Пермэнергосбыт» ответило со ссылкой на данное письмо и разъяснило потребителю порядок расчета. Учитывая вышесказанное, считает действия ОАО «Пермэнергосбыт» по расчетам платы за освещение мест общего пользования правомерными, а выставленное уведомление об ограничении подачи электрической энергии в жилое помещение по  ввиду образовавшейся задолженности – законным. Кроме того, считает законным и отключение электроснабжения в квартире Истца, так как это предусмотрено Постановлением Правительства № 530. Отключение квартиры Истца произошло 09.06.2011г, т.е. по истечении 15 дней после направления Истцу уведомления об этом. Так как судом были приняты меры обеспечения иска, электроснабжение в квартире Истца восстановлено.

Иск ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что Истец является собственником и проживает в квартире . Управление указанным многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией – Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Южная».

Сторонами не оспаривается, что указанный жилой дом оборудован общим (коллективным) прибором учета электрической энергии. Квартира ФИО1 индивидуальным прибором учета электроэнергии не оборудована.

Истец мотивирует свои требования тем, что в норматив потребления электроэнергии при отсутствии счетчика учета уже включена величина, которая предусматривает расход электроэнергии за места общего пользования, ссылаясь при этом на пункт 25 приложения к Правилам № 306 и пункт 22 Правил № 307.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В соответствии с данными Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2); нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4); в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (пункт 30).

Согласно пунктам 24, 25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).

Пункт 24. Норматив потребления электрической энергии внутри жилых помещений с учетом дифференциации в зависимости от количества комнат и количества человек, проживающих в квартире (кВт·ч), определяется по формуле:

,

где:

- годовой расход электрической энергии в 1-комнатной квартире, в которой проживает 1 человек;

K1 - поправочный коэффициент, характеризующий зависимость величины расхода электрической энергии от количества комнат в квартире (таблица 5);

K2 - поправочный коэффициент, характеризующий зависимость величины расхода электрической энергии от количества человек, проживающих в квартире (таблица 6);

i - индекс, отражающий количество комнат в квартире (i = 1, 2, 3, 4);

j - индекс, отражающий количество человек, проживающих в квартире (j = 1, 2, 3, 4, 5);

- расход электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления;

- расход электрической энергии на работу лифтового оборудования (учитывается для многоквартирных домов, оборудованных лифтами).

Пункт 25. Расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:

в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека;

в отношении лифтового оборудования - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека.

Вместе с тем письмом от 08.05.2009 года № СЭД-01-39-131 заместитель Председателя Правительства Пермского края пояснил, что в состав нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Пермского края, установленных Постановлением Правительства Пермского края от 22.09.2006 года № 42-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения Пермского края», расходы электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, не включены ( л.д.67)

Об этом было сообщено Ответчиком Истцу ( л.д.9)

Таким образом, Истцу, в квартире которого нет электросчетчика, оплата эа потребленную электроэнергию исчисляется исходя из норматива, установленного Постановлением Правительства Пермского края № 42-П от 22.09. 2006г, в который не входят расходы электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома.

Соответствие или несоответствие Постановления Правительства Пермского края № 42-П федеральному законодательству, в частности Постановлению Правительства № 306 ( пунктам 24, 25 приложения к правилам № 306) в судебном заседании не оценивается, как о не проверяется сам норматив, установленный Постановлением Правительства Пермского края, так как это не является предметом иска.

В соответствии с постановлением РЭК Пермского края от 30.03.2007 № 4 «О гарантирующих поставщиках Пермского края» Открытое акционерное общество «Пермская энергосбытовая компания» признано Гарантирующим поставщиком. Учредительные документы ОАО «Пермэнергосбыт» предусматривают, что основным видом деятельности общества является покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках и ее реализация потребителям.

Гарантирующий поставщик сам нормативы потребления коммунальных услуг не устанавливает, также руководствуется постановлением Правительства Пермского края № 42-П.

В соответствии с ранее действовавшим законодательством, в том числе п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, освещение помещений общего пользования включалось в плату за содержание общего имущества. Но после разъяснений Министерства регионального развития РФ, изложенных в письме от 18.06.2007 года, этот платеж был выведен из состава платы за содержание общего имущества и включен в состав платы за коммунальную услугу «Электроснабжение». Плата за освещение МОП является составляющей коммунальной услуги электроснабжение, соответственно, наличии долга за освещение МОП можно расценивать в целом о задолженности за электроэнергию.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Абонент, использующий энергию для бытового потребления вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (ст. 541 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данным учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

01.10.2010г. ОАО «Пермэнергосбыт» заключило с ООО «Управляющая компания Южная» агентский договор, в соответствии с которым ОАО «Пермэнергосбыт» осуществляет от имени управляющей компании следующие функции: снятие показаний индивидуальных и коллективных приборов учета в многоквартирных домах; начисление платы за электроэнергию, потребленную гражданами, в том числе платы за электрическую энергию, поставленную на освещение мест общего пользования; выставление гражданам квитанций на оплату потребленной электрической энергии, включая плату за электроэнергию, поставленную на освещение мест общего пользования; прием от граждан платежей за поставленную электрическую энергию ( приложения №№ 1, 2,3 к агентскому договору )- л.д.л.д.28-59.

ОАО «Пермэнергосбыт» заключило договор электроснабжения № 65621177117 с Истцом на электроснабжение жилого помещения по проспекту Победы, 24 - 117 г. Чайковского, согласно которого электроснабжающая организация обязуется поставлять абоненту электрическую энергию, а Абонент обязуется принять и оплатить полученную и потребленную электрическую энергию.( л.д.71,72, 84, 85) В соответствии с абз. «з» п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. В отсутствие прибора учета Истец оплачивает потребленную в квартире электрическую энергию по нормативам в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 42-п от 22.09.2006 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения Пермского края». Однако, образовалась задолженность за освещение мест общего пользования, которую Абонент не оплачивает с октября 2010 года и по сегодняшний день.

В соответствии с п. 3 Правил № 307 управляющая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно п. 3 Правил, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (п. 3 Правил № 307).

На основании п. 3, 49 Правил № 307 в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном ст. 161 Жилищного кодекса РФ, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть: управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация), но только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

В силу п. 3, 49 Правил № 307 в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами № 307, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Правил № 307).

В силу ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подп. "а" - "г", "е" п. 49 Правил № 307 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

Действительно, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г № 307 « о порядке предоставления гражданам коммунальных услуг» : исполнитель коммунальных услуг вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае: неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;

Вместе с тем, Ответчик не является исполнителем услуг, а является гарантирующим поставщиком. Согласно Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 « об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии»: субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии ( пункт 151)

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке:

а) при наличии технической возможности применяются меры по частичному ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого ограничения гражданин-потребитель должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления, вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок;

б) при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 0 часа которого гражданин-потребитель должен осуществить полное ограничение режима потребления. Если потребитель не осуществляет полное ограничение самостоятельно, сетевая организация осуществляет ограничение со своего питающего центра. Гражданин-потребитель должен получить уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления;

в) если задолженность не погашена (не оплачена) в указанный в уведомлении срок, соответствующая организация вправе ввести полное ограничение режима потребления – пункт 178.

Истец подтвердил в судебном заседании тот факт, что с октября 2010г не производит оплату электроэнергии за освещение мест общего пользования. Таким образом, образовалась задолженность по оплате электроэнергии за освещение мест общего пользования, которую Абонент не оплачивает с октября 2010 года и по сегодняшний день, в размере 1 520,02 рубля, и остаток долга за потребленную электроэнергию в квартире за январь 2009 года в сумме 449,15 рублей. Оплата долга от Истца не поступала.

В соответствии с п. 178 абз. «б,в» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик направил Истцу уведомление об ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа. Ввиду чего, на имя Истца -потребителя было выставлено уведомление от 23.05.2011 года, которое содержало информацию: о размере задолженности за потребленную электрическую энергию, о сроке, не позднее которого необходимо оплатить долг, а также о возможном ограничении подачи электрической энергии с 06 июня 2011 года.

24.05.2011г Истец получил данное уведомление ( л.д.6)

В связи с тем, что в срок, указанный в уведомлении оплаты задолженности не поступило, ОАО «Пермэнергосбыт» направило в сетевую организацию заявку № 4 350 на прекращение подачи электроэнергии в квартиру Истца с 09.06.2011г, т.е. через 15 дней после получения уведомления.

Ошибочное указание в уведомлении на дату 06.06.2011г не влечет незаконности самого уведомления, тем более, что 06.06.2011г Ответчик никаких действий по отключению от электроснабжения Истца не предпринимал.

Действия Ответчика по направлению Истцу уведомления о прекращении подачи электроэнергии в квартиру Истца по адресу:  и само отключение квартиры истца от электроснабжения 09.06.2011г не противоречат Закону, поэтому не могут быть признаны незаконными.

При этом суд соглашается с позицией ответчика, касающейся формулы расчета потребленной электроэнергии ( формула 9 подп.1 п.3 Приложения № 2 к Правилам № 307 и формула 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) и не принимает формулу 3 расчета Истца, так как данная формула (3) относится к пункту 19 Правил №307, а именно: при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по формуле 3.

Сам размер задолженности Истцом не оспаривается, не является предметом спора, судом размер задолженности не проверялся.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске ФИО1 к открытому акционерному обществу «Пермская энергосбытовая компания» о признании уведомления о прекращении подачи электроэнергии, признании факта отключения электроэнергии 09.06.2011г ОАО «Пермская энергосбытовая компания» незаконными -отказать.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.

Судья: