Дело № 2-1052/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе: председательствующего судьи Димитровой Т.В.,
при секретаре Галямовой Л.А.
с участием представителя истца - помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил ФИО1
представителя ответчика - директора МБУ «Спортивная школа № 4» ФИО2,
представителя третьего лица ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности <№> от 29 декабря 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа № 4», Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МБУ ДО «ДЮСШ №4», Администрации г.Нижний Тагил, в котором просит обязать МБУ ДО «ДЮСШ №4»в течение 4 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать безопасные условия обучения несовершеннолетних учащихся путем оборудования канала передачи тревожных сообщений в Нижнетагильский ОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» или в ситуационные центры «Службы 112»; обязать Администрацию г.Нижний Тагил профинансировать мероприятия по обеспечению безопасных условий обучения несовершеннолетних учащихся МБУ ДО «ДЮСШ №4» путем оборудования канала передачи тревожных сообщений в Нижнетагильский ОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» или в ситуационные центры «Службы 112».
В обоснование иска указано, что прокуратурой района в связи с поступившим обращением начальника Нижнетагильского отдела вневедомственной охраны – филиал федерального государственного казенного учреждения «Управление неведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» (далее - Нижнетагильский ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области»), проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования.
Установлено, что здание, используемое Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 4» (далее – МБУ ДО «ДЮСШ № 4»), по адресу: ул. Сибирская, д. 19, г.Нижний Тагил, каналом передачи тревожных сообщений в Нижнетагильский ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» или в ситуационные центры «Службы 112», не оборудовано.
Согласно ответа МБУ ДО «ДЮСШ № 4» на представление прокурора района об устранении нарушений закона, названное учреждение дополнительного образования отказывается в добровольном порядке оборудовать используемое для образовательной деятельности здание каналом передачи тревожных сообщений в Нижнетагильский ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» или в ситуационные центры «Службы 112».
Определением от 09 июля 2018 года уточнено название ответчика в связи с реорганизацией, надлежащим ответчиком признана МБУ «Спортивная школа №4»
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Указала, что в соответствии с требованием действующего законодательства «Об антитеррористической защищенности, Общественные здания и сооружения» в которые входят в общий свод правил 118.11330.2012* и п. 6.48. в котором сказано, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ или в ситуационные центры «Службы 112». Согласно приложения указанного Свода правил данное положение распространяется в числе прочих, согласно таблице В.1* на здания и сооружения для объектов, обслуживающих население, которыми являются здания и помещения учебно-воспитательного назначения, в которые входят Организации образования и подготовки кадров: дошкольные и общеобразовательные организации, организации профессионального образования: среднего, высшего и дополнительного, также внешкольные учреждения (школьников и молодежи), а также специализированные учреждения (аэроклубы, автошколы, оборонные учебные заведения и т.п.). В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридического лица муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа № 4» основным видом деятельности данной организац3ии является деятельность в области спорта прочая, а также дополнительными видами деятельности являются деятельность физкультурно-оздоровительная, а также образование в области спорта и отдыха, а также дополнительное образование детей и взрослых. В соответствии с уставом МБУ «Спортивная школа № 4» к деятельности осуществляющие данные организации в числе прочих входит Организация и проведение лагеря с дневным пребыванием детей. Таким образом, МБУ «Спортивная школа № 4» является организацией образования, которая обязана в соответствии с требованиями обеспечить каналы передачи тревожных сообщений в неведомственную охрану.
Представитель ответчика МБУ «Спортивная школа №4» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в настоящее время школа проводит только спортивную подготовку, образовательной деятельностью не занимается, имеет прав оказывать платные услуги. Лагеря, которые организует школа не проходят на ее базе, а проходят на базе общеобразовательных школ там, где проходят тренировки. Школе в настоящее время присвоена 4 категория опасности. Ссылаясь на п.5 Постановления Правительства РФ № 272, указал, что антитеррористическая защищенность должна разрабатываться исходя из объективной угрозы и оперативной обстановки и соответственно обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств. Тревожная кнопка в школе установлена более 8 лет назад, за указанный период времени была использована лишь единожды. В настоящее время в школе нет учащихся, находятся только спортсмены и тренера. Просил отказать удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствуют основания для оборудования канала передачи тревожны сообщений.
Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка. До судебного заседания никаких заявлений представители Администрации в адрес суда не направили.
Представитель третьего лица Нижнетагильского отдела вневедомственной охраны – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по СО» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил.
Выслушав представителя истца - помощника прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил ФИО1, представителя ответчика МБУ «Спортивная школа №4» ФИО2, представителя третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по СО» ФИО3, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 названного закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В помещениях охраны всех типов общественных зданий следует предусматривать наличие радиотрансляционной абонентской точки.
Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исходя из вышеуказанных норм, законодатель наделяет органы местного самоуправления полномочиями по осуществлению мер по профилактике терроризма на всей территории муниципального района.
Как следует из материалов дела и подтверждено в судебном заседании, мероприятия по установке канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» на объектах образования заложены в программные мероприятия муниципальной программы «Развитие системы образования в городе Нижний Тагил до 2020 года».
В МБУ «Спортивная школа №4» канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» отсутствует.
Данные обстоятельства ответчиками оспорены не были.
Довод представителя ответчика МБУ «Спортивная школа №4» о том, что школа не ведет образовательную деятельность суд во внимание не принимает, поскольку согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 29 июня 2018 года одним из видов деятельности указано образование в области спорта и отдыха, а также образование детей и взрослых.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу положений пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
МБУ «Спортивная школа №4» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе, несовершеннолетних граждан, то есть относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Отсутствие канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» в образовательных организациях отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждениях, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данных образовательных учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей по проведению работ по профилактике терроризма в образовательном учреждении.
Отсутствие канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью детей, персонала учреждения, посетителей.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Однако в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Факт заключения договора об осуществлении охраны с ЧОП не освобождает ответчика от обязанности принять меры по обеспечению безопасности здания в соответствии с приведенными требованиями и не может свидетельствовать о надлежащем соблюдении образовательным учреждением требований антитеррористического законодательства.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения, а в силу закона образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
При этом суд считает необходимым возложить обязанность обеспечить финансирование установки техническими средствами канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» в здании МБУ «Спортивная школа №4» на Администрацию города Нижний Тагил, поскольку действующим законодательством решение данных вопросов отнесено к компетенции поименованного органа.
Так, в силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Собственником имущества МБУ «Спортивная школа №4» МО «город Нижний Тагил». Полномочиями учредителя от имени МО «город Нижний Тагил» обладает ответчик Администрации города Нижний Тагил. Мероприятия по установке систем камер видеонаблюдения на объектах образования заложены в программные мероприятия муниципальной программы «Развитие системы образования в городе Нижний Тагил до 2020».
На основании изложенного, суд считает исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБУ «Спортивная школа №4», Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, и если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчиков по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Суд полагает целесообразным установить срок в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из положений статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, ответчик Администрации города Нижний Тагил также освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 рублей, которые надлежит взыскать с ответчика МБУ «Спортивная школа №4» в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа №4», Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Администрацию города Нижний Тагил обеспечить финансирование установки техническими средствами канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» в здании Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа №4».
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа №4» в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить оборудовать канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа №4» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей (триста рублей 00 копеек).
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: . Т.В. Димитрова
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2018 года.
Судья: .
. Т.В.Димитрова