РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Жуковой С.С.
при секретаре Морозовой Д.П.
с участием :
прокурора в лице помощника Домодедовского городского прокурора ФИО9
заявителя в лице первого сопредседателя Правления ФИО10, действующего без доверенности на основании п.4.4.2. Устава;
представителя заинтересованного лица ФИО11., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ по заявлению ФИО12 к ФИО13 о признании незаконным постановление Руководителя администрации городского округа Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ № в части пункта 4 и раздела 111
УСТАНОВИЛ:
Первый сопредседатель Правления ФИО14 обратился в суд с заявлением о признании незаконным, утвержденный постановлением ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ № «Порядок разработки и реализации муниципальных программ городского округа Домодедово» в части п. 4 «Муниципальная программа утверждается постановлением администрации городского округа» раздел 3 «Разработка муниципальных программ» в части отсутствия требования публичных слушаний по обсуждению «проектов планов и программ развития муниципального образования» (с учетом уточнений заявление было принято судом к рассмотрению).
Первый сопредседатель Правления ФИО16 в судебное заседание явился, заявление поддержал по доводам, изложенным в заявлении с учетом уточнений и просил суд его удовлетворить.
Представитель Администрации городского округа Домодедово ФИО17 действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявления, представила суду письменный отзыв.
Помощник Домодедовского городского прокурора ФИО18 полагал заявление не подлежит удовлетворению, поскольку Местная общественная организация поддержки гражданских инициатив в городском округе Домодедово «Домодедовское землячество» обжалует акт, который не затрагивает интересы данной организации, а правом обращаться в защиту неопределенного круга лиц организация не наделена.
Суд, исследовав письменные доказательства, установив соблюдение срока обращения с заявлением в суд, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств в совокупности и каждого в отдельности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления и исходит из следующего.
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 2 ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента Российской Федерации; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики; государственных (муниципальных) программах.
Согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Устава городского округа <адрес> в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают следующими полномочиями: принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития городского округа.
Согласно п. 4 ст. 25 Устава городского округа Домодедово принятие планов и программ развития городского округа, утверждение отчетов об их исполнении относятся к исключительным полномочиям Совета депутатов городского округа Домодедово.
Согласно п.п. 4 п. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.
Согласно ст. 38 Устава городского округа Домодедово руководитель администрации городского округа Домодедово вносит в Совет депутатов городского округа проект бюджета городского округа и отчет о его исполнении, проекты программ и планов социально-экономического развития городского округа; контролирует исполнение бюджета городского округа.
Согласно ст. 39 Устава городского округа Домодедово бюджет и финансы относятся к основным направлениям деятельности администрации городского округа Домодедово.
Согласно п.п. 1 п. 7 Положения «О бюджетном процессе в городском округе <адрес>», утвержденного решением Совета депутатов городского округа Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ № (далее «Положение») составление проекта бюджета городского округа основывается на:
· прогнозе социально-экономического развития городского округа;
· основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
· муниципальных программах.
Согласно п.п. 4 п. 7 указанного положения решением о бюджете утверждаются:
· перечень главных административных доходов бюджета;
· перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
· ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
· распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год плановый период.
В соответствии с указанными нормами решением Совета Депутатов городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной целевой программы «Комплексное социально-экономическое развитие городского округа Домодедово на 2012-2015 годы» утверждена муниципальная целевая программа «Комплексное социально-экономическое развитие городского округа Домодедово на 2012-2015 годы», проект которой являлся предметом публичных слушаний.
Приложение № к муниципальной целевой программе «Комплексное социально-экономическое развитие городского округа Домодедово на 2012-2015 годы» содержит перечень действующих и разрабатываемых муниципальных программ.
Ввиду вышеизложенного, с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации и муниципальным правовым актам разработка муниципальных целевых программ, организация их исполнения и отчет об их исполнении является частью бюджетного процесса. Совет депутатов городского округа Домодедово, Администрация городского округа Домодедово, Руководитель Администрации городского округа Домодедово являются участниками бюджетного процесса (ст. 5 Положения) и обладают определенными полномочиями, в том числе, в отношении муниципальных целевых программ, как составной части бюджетного процесса.
Судом установлено, что Администрацией городского округа осуществляется подготовка проекта муниципальной целевой программы «Комплексное социально-экономическое развитие городского округа Домодедово на 2012-2015 годы», проводятся публичные слушания, после чего проект представляется Совету депутатов городского округа для утверждения. На основании указанного решения Совета депутатов осуществляется детальная проработка каждой из программ, указанных в нем и являвшихся предметом публичных слушаний, что по существу, и является разработкой муниципальной программы согласно п. 3 Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа <адрес>, утвержденного постановлением администрации городского округа Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ № (далее «Порядок»). Указанные муниципальные программы утверждаются постановлением администрации городского округа Домодедово согласно п. 4 Порядка, оспариваемого заявителем по настоящему делу. На основании указанных программ ежегодно готовится проект бюджета, в котором каждая программа учитывается в приложении «Расходы на финансирование мероприятий долгосрочных целевых программ» (указывается наименование программы, детализируется сумма, предусмотренная для финансирования программы) и представляется для утверждения Совету депутатов городского округа. Утвержденный Советом депутатов бюджет исполняется администрацией.
Ввиду изложенного, каждая из муниципальных программ является предметом публичных слушаний при проведении публичных слушаний в отношении проекта целевой программы «Комплексное социально-экономическое развитие городского округа Домодедово». Каждую программу принимает Совет депутатов городского округа <адрес>. При этом, принятие фактически осуществляется дважды (1. при принятии программы комплексное социально-экономическое развитие; 2. в составе бюджета на соответствующий год).
На основании изложенного выше, п. 4 раздела I Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа <адрес>, утвержденного постановлением администрации городского округа о ДД.ММ.ГГГГ № 4026, предусматривающий утверждение муниципальной программы постановлением администрации городского округа Домодедово, соответствует действующему законодательству и не предоставляет администрации дополнительных полномочий, не предусмотренных нормативными актами, регламентирующими бюджетный процесс.
Ввиду вышеизложенного требования Первого сопредседателя Правления ФИО19, предъявленные по настоящему делу удовлетворению не подлежат.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, организации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из содержания искового заявления следует, что Местная общественная организация поддержки гражданских инициатив в городском округе Домодедово «Домодедовское землячество» выступает в качестве истца, обжалуя нормативные документы, затрагивающие права и законные интересы граждан Российской Федерации - жителей <адрес>.
Согласно Уставу ФИО20 ФИО21 - является основанной на членстве некоммерческая общественная организация, учрежденная гражданами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной нс достижение целей предусмотренных настоящим уставом.
Таким образом, в своей деятельности данная организация должна руководствоваться ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и принятым в соответствии с действующим российским законодательством уставом, что так же отражено в Уставе (п. 1.2 ст. 1 ).
В силу ч. 2 ст. 45 ФЗ "О защите прав потребителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круг потребителей).
Исходя из толкования приведенной нормы права, право на обращение в суд в защиту неопределенного круга потребителей имеет право общественная организация в случае, если такая деятельность предусмотрена ее уставом.
Однако, Уставом ФИО22 (статья 2 "Цели и задачи") правом на обращение в суд с иском в защиту неопределенного круга лица, в данном случае жителей <адрес>, данная организация не наделана, не наделена она такими полномочиями и в силу ст. 27 ФЗ "Об общественных объединениях".
Кроме того, от собственного имени организации обжалуются нормативные документы, которые непосредственно не затрагивают права Местной общественной организации поддержки гражданских инициатив в городском округе Домодедово «Домодедовское землячество».
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО23» о признании незаконным постановление ФИО24 от ДД.ММ.ГГГГ № « О внесении изменений в постановление администрации городского округа Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных программ городского округа <адрес>» в части пункта 4 «муниципальная программа утверждается постановлением администрации городского округа Домодедово и раздела 111 «разработка муниципальных программ» - отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.
Судья С.С. Жукова