ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10532/2015 от 13.01.2016 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-494/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2016 г. г. Ростов-на-Дону

Кировский районный судг. Ростова-на-Донув составе:

председательствующего судьи Гречко Е.С.,

при секретареПоповой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-494/2016 по иску ФИО1 к Правительству Ростовской области, Государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Агентство жилищных программ» о признании незаконным протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан в части отказа в предоставлении бюджетной субсидии для оплаты части стоимости жилья и бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчикам, ссылаясь на то, что она с августа 1993 г. до настоящего времени работает медицинской сестрой в <данные изъяты> Детской областной клинической больницы . Её супруг ФИО2 является ветераном боевых действий и имеет права на соответствующие льготы. С 1994 г. истец в составе вышеуказанной семьи официально состоит в льготной очереди на квартирном учете в квартотделе Администрации <адрес> района г. Ростова-на-Дону.

С 1997 г. семья истца составом 4 человека имела права на получение жилого помещения - 3-х комнатной квартиры площадью не менее 72 кв.м. На жилищные субсидии, введённые с 2005 года и полагающиеся ветеранам боевых действий, в т.ч. и мужу истца ФИО2, нормального жилья в г. Ростове-на-Дону нельзя приобрести, в связи с чем <адрес> г. она обратилась в Агентство жилищных программ Ростовской области с заявлением о предоставлении жилищной субсидии за счет средств бюджета Ростовской области.

В 2012 г.истца, как работника бюджетной сферы, официально поставили в очередь на получение областной жилищной субсидии в Правительстве Ростовской области в лице Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Агентство жилищных программ» (далее - ГБУ РО «Агентство жилищных программ»).

В 2012 и 2013 годах истец неоднократно подавала в Правительство Ростовской области заявления с просьбой выдать ей областную жилищную субсидию для того, чтобы её можно было «объединить» с жилищными субсидиями из федерального бюджета и бюджета города Ростов-на-Дону, полагающимися ее мужу, ветерану боевых действий ФИО2, однако ей отказывали в предоставлении областной жилищной субсидии, мотивируя тем, что очередь не подошла.

В середине августа 2015 г. истец по почте получила письмо от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РО «Агентство жилищных программ» с приложенной Выпиской из Протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан (далее - Протокол от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которым ей было отказано в предоставлении бюджетной субсидии для оплаты части стоимости жилья и бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту на основании пункта 1.13, подпунктов «а», «г» пункта 5.1 приложения и пункта 1.11, подпунктов «а», «г» пункта 4.1 приложения к Постановлению Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец считает, что пункт 1.6 Протокола от ДД.ММ.ГГГГ противоречит установленным требованиям законодательных и иных правовых норм, является недействительным и подлежит отмене по следующим основаниям.

Комиссия при вынесении обжалуемого решения подошла формально, не указала ни одного документа (договора, свидетельства о получении субсидии, содержащего сведения о движении по лицевому счету, подтверждающие получение бюджетной жилищной субсидии, а также документы, подтверждающие «...приобретение семьёй Садович жилого помещения с использованием бюджетной субсидии...» и т. п.).

В положениях пункта 1.13 подпунктах «а», «г» пункта 5.1 приложения и пункта 1.11, подпунктах «а», «г» пункта 4.1 приложения к Постановлению Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ буквально не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении жилищной субсидии, как приобретение семьёй гражданина жилого помещения с использованием бюджетной субсидии.

Таким образом, по мнению истца, приобретение семьёй гражданина жилого помещения с использованием бюджетной субсидии не является основанием для отказа в предоставлении областной жилищной субсидии.

Кроме того, в пункте 1.6 обжалуемого Протокола от ДД.ММ.ГГГГг. не указано буквально, о какой именно конкретной семье Садович (из какого города Ростовской области, какого состава и т.п.), осуществившей приобретение «...жилого помещения с использованием бюджетной субсидии, предоставленной за счет средств местного бюджета и федерального бюджета....», идёт речь.

В обжалуемом Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ не указаны существенные сведения, которые могут быть основанием для обжалуемого отказа: за счет средств из какого именно бюджета приобретено жильё, в каком состоянии, какой площади, кто именно, когда, сколько и на какой счет получил бюджетную субсидию и т.п.

Кроме того, истец считает, что одной из причин принятия решения, указанного в обжалуемом Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном начальником отдела ФИО3, является месть и острое неприязненное отношения ФИО3 к семье истца, поскольку муж истца ФИО4 ещё в 2012 г. обжаловал в суде действия ФИО3, а также в ДД.ММ.ГГГГ годах проводил несколько пикетов и голодовок в г.Ростове-на-Дону.

Таким образом, вышеуказанная Комиссия при принятии обжалуемого решения, отказав истцу в предоставлении из средств бюджета Ростовской области бюджетной субсидии для оплаты части стоимости жилья и бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту, нарушены ее законные права и интересы на улучшение жилищных условий.

На настоящий момент в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации ФИО1 является нуждающейся в улучшении своих жилищных условий.

На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан в части отказа в предоставлении бюджетной субсидии для оплаты части стоимости жилья и бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту.

Истец в судебное заседание не явилась, в адрес истца судом было направлено судебное извещение заказным письмом с уведомлением, однако данная корреспонденция возвращена за истечением срока хранения, что свидетельствует об отказе истца исполнять обязанность по получению почтовой корреспонденции. Судом данные действия расцениваются как отказ от получения почтовой корреспонденции. В соответствии с частью 2 статьи 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Кроме того, суд учитывает, что о дате судебного заседания был извещен представитель истца – ФИО2, действующий на основании доверенности, присутствовавший в предварительном судебном заседании 07 декабря 2015 г., что подтверждается его подписью в листе извещения.

С ходатайством об отложении слушания дела истец и ее представитель не обращались, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПКРФ).

Представитель ответчика Правительства Ростовской области ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель ответчика ГБУ РО «Агентство жилищных программ» ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На территории Российской Федерации обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), а именно: путем предоставления им жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения социального использования и договору найма специализированного жилого помещения.

Для отдельных категорий граждан федеральным законодательством предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки на улучшение условий.

Также органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в пределах своих полномочий реализовывать собственные мероприятия, направленные на обеспечение граждан жилыми помещениями за счет средств областного бюджета.

Порядок и условия участия граждан в данных мероприятиях устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

На территории Ростовской области реализуется подпрограмма «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан» государственной программы Ростовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» (далее - подпрограмма), которая не является обязательной и финансируется при наличии бюджетных возможностей.

Право выбора участия в данной подпрограмме или в любой другой программе (подпрограмме), мероприятии, предусматривающих оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального, областного, местного бюджетов, на условиях софинансирования федерального, областного, местного бюджетов принадлежит гражданину.

Перечень категорий граждан, имеющих право на получение бюджетных субсидий, а также порядок и условия их предоставления регламентированы постановлением Правительства Ростовской области от 07 ноября 2011 г. № 95 «О порядке предоставления государственной поддержки гражданам в приобретении (строительстве) жилья с использованием средств жилищного кредита».

Обязательным требованием для получения бюджетных субсидий является нуждаемость гражданина и членов его семьи в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 1.3 приложений и к постановлению Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ правом получения бюджетной субсидии пользуются граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., либо принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., либо признанные органами местного самоуправления нуждающимися по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, без постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, либо обеспеченные жильем менее жилищной нормы и относящиеся к следующим категориям граждан:

а)граждане, состоящие в трудовых отношениях с государственными предприятиями и учреждениями, находящимися в собственности Ростовской области, а также муниципальными предприятиями и учреждениями;

б) лица, замещающие муниципальные должности в Ростовской области;

в)лица, замещающие должности муниципальной службы в Ростовской области;

г) лица, замещающие государственные должности Ростовской области;

д)лица, замещающие должности государственной гражданской службы Ростовской области;

е) лица, осуществляющие техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления в Ростовской области;

ж)граждане, состоящие в трудовых отношениях с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Южный федеральный университет»;

з) многодетные семьи.

При этом под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются граждане:

1) либо признанные органом местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий;

2) либо обеспеченные жильем менее жилищной нормы - 10 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека (исходя из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих гражданину и членам его семьи на праве собственности и занимаемых гражданином и членами его семьи на праве владения и пользования по социальному найму).

В случае если гражданин и члены его семьи обеспечены жильем более жилищной нормы (10 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека), бюджетная субсидия не предоставляется.

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № решение о предоставлении или об отказе в предоставлении гражданину государственной поддержки принимается областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан (далее - комиссия).

Комиссия принимает решение на основании документов, содержащихся в личном деле, представленном гражданином в ГБУ РО «Агентство жилищных программ».

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представлено в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» личное дело (заявление о предоставлении бюджетной субсидии для оплаты части стоимости жилья и бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту с приложением необходимых документов).

При сдаче личного дела в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» ФИО1 ознакомлена с порядком оказания государственной поддержки в рамках постановления Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе критериями отнесения гражданина и членов его семьи к нуждающимся в улучшении жилищных условий, ей выдано постановление Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д. 47).

В заявлении о предоставлении бюджетных субсидий ФИО1 указано, что ее семья состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации <адрес> района г. Ростова-на-Дону.

Ежегодно ранее представленные гражданином данные о жилищных условиях подлежат проверке.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ из Администрации <адрес> района г. Ростова-на-Дону получена информация, в соответствии с которой семья ФИО2 снята с учета нуждающихся в жилых помещениях распоряжением Администрации <адрес> района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ в связи с улучшением жилищных условий за счет бюджетных средств, полученных от органа государственной власти и органа местного самоуправления (л.д. 34).

За счет полученных бюджетных средств в общую долевую собственность приобретена квартира на всех членов семьи (ФИО2, ФИО1, ФИО7, ФИО8) по адресу: <адрес>, общей площадью число кв.м.

В дополнение ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> района г. Ростова-на-Дону представлены копия заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его и членов его семьи с учета в связи с обеспечением его семьи жильем за счет средств местного и федерального бюджетов и копию договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного со всеми членами семьи ФИО2 (л.д. 36-46).

Таким образом, по результатам проверки соответствия гражданина требованиям постановления Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что супруг истца - ФИО2 получил государственную поддержку на улучшение жилищных условий в виде бюджетной субсидии для оплаты части стоимости жилья, с использованием которой в общую долевую собственность с членами семьи приобретено жилое помещение.

Согласно пункту 1.13приложения и пункту 1.11 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ в случае, если ранее гражданину и (или) его супругу (супруге) была оказана государственная поддержка на улучшение жилищных условий с использованием бюджетной субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, областного, местного бюджетов, на условиях софинансирования федерального, областного, местного бюджетов, государственная поддержка в виде предоставления бюджетных субсидий в соответствии с настоящим постановлением не оказывается.

Подпунктами «а» и «г» пункта 5.1 приложения и подпунктами «а» и «г» пункта 4.1 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ комиссия принимает решение об отказе в предоставлении (прекращении предоставления) бюджетной субсидии в случае ранее реализованного гражданином права на улучшение жилищных условий с использованием бюджетной субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, областного, местного бюджетов, на условиях софинансирования федерального, областного, местного бюджетов; представления документов, не подтверждающих соответствие гражданина требованиям, установленным настоящим Положением.

Таким образом, судом установлено, что в связи с приобретением семьей Садович жилого помещения с использованием бюджетной субсидии, предоставленной за счет средств местного бюджета и федерального бюджета, решением областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан ФИО1 отказано в предоставлении бюджетной субсидии для оплаты части стоимости жилья и бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту на основании пункта 1.13, подпунктов «а», «г» пункта 5.1 приложения и пункта 1.11, подпунктов «а», «г» пункта 4.1 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

При этом, как следует из оспариваемого протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в нем указаны причина отказа ФИО1 в предоставлении государственной поддержки и нормы постановления Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых такой отказ принят.

Кроме того, как усматривается из договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ площадь приобретенного жилого помещения составляет 46.6 кв.м., что превышает жилищную норму на состав их семьи (жилищная норма для семьи из 4 человек - 40 кв.м.).

Помимо изложенного, ответчиком ГБУ РО «Агентство жилищных программ» предоставлена выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что ФИО1 принадлежит квартира, площадью число.м., расположенная по адресу: <адрес>, число доля в праве собственности на жилой дом площадью число кв.м. по адресу: <адрес>, а также число доля в праве собственности на жилой дом площадью число.м. по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства также являются основанием для отказа в предоставлении бюджетных субсидий, в случае отчуждения данного жилья это является ухудшением жилищных условий, что также служит основанием для отказа в предоставлении бюджетных субсидий (пункты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 1.3, 1.12 приложения , пункты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 1.3, 1.10 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ).

Доводы истца о том, что в пункте 1.6 обжалуемого Протокола от ДД.ММ.ГГГГ не указано, о какой именно конкретной семье Садович идёт речь, а также не указаны существенные сведения, которые могут быть основанием для обжалуемого отказа (за счет средств из какого именно бюджета приобретено жильё, в каком состоянии, какой площади, кто именно, когда, сколько и на какой счет получил бюджетную субсидию и т.п.) не могут служить основанием для признания оспариваемого протокола незаконным, поскольку факт предоставления семье Садович жилого помещения с использованием бюджетной субсидии нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства и не оспаривался истцовой стороной.

Ссылка истца на то, что одной из причин принятия решения об отказе в предоставлении ей бюджетной субсидии является месть и острое неприязненное отношение ФИО3 к семье истца является надуманной и объективно ничем не подтверждена.

При таком положении суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Правительству Ростовской области, Государственному бюджетному учреждению <адрес> «Агентство жилищных программ» о признании незаконным протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан в части отказа в предоставлении бюджетной субсидии для оплаты части стоимости жилья и бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Текст мотивированного решения суда изготовлен 18 января 2016 г.

Судья Е.С. Гречко