Дело № 2-1053/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вязьма 01 октября 2019 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Воронкова Р.Е.
с участием зам. прокурора Вяземской межрайонной прокуратуры Якубовской О.В.
при секретаре Григорьевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к МП «ВПЖРО» и ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» об обязывании совершить действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии в многоквартирных домах,
У С Т А Н О В И Л:
Вяземский межрайонный прокурор, с учетом заявления об уточнении требований, обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, указав, что Вяземской межрайонной прокуратурой проведена проверка по заданию прокуратуры области в сфере организации бесперебойной работы объектов коммунальной инфраструктуры, по результатам которой установлено, что управляющая организация - МП «ВПЖРО», осуществляющая управление многоквартирными домами на основании лицензии, получает тепловую энергию в многоквартирные дома, подлежащие оснащению общедомовыми приборами учета тепловой энергии, расположенными по адресу: ....
При этом, поставку коммунального ресурса по отоплению в вышеуказанные многоквартирные дома осуществляет ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго».
Неисполнение обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых ресурсов приводит к созданию неблагоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, и, как следствие, к нерациональному использованию энергетических ресурсов, нарушает право государства на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Неустановлением общедомовых приборов учета нарушаются права неопределенного круга лиц, так как в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышенные коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Просит суд обязать МП «ВПЖРО» в срок до сентября 2021 года заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных по адресу: ..., обеспечить доступ ресурсоснабжающей организации к месту их установки, обеспечить финансирование установки приборов учета тепловой энергии за счет средств собственников многоквартирного дома. Обязать ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» провести установку приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных по адресу: ..., в течение 6 месяцев с момента обеспечения финансирования управляющей организацией.
В судебном заседании представитель истца – заместитель Вяземского межрайонного прокурора Якубовская О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом их уточнений.
Представитель ответчика ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» Щемелева И.В. в судебном заседании признала заявленные требования в части обязания провести установку приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных по адресу: ..., в течение 6 месяцев с момента обеспечения финансирования управляющей организацией.
Представитель ответчика МП «ВПЖРО» Даньшин Р.А. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым ответственными за установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах являются ресурсоснабжающие организации, то есть в данном случае ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго». МП «ВПЖРО» действует в вопросе возмещения расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии исключительно как лицо, являющееся посредником в правоотношениях между ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» и собственниками помещений в многоквартирных домах, в связи с чем на управляющую организацию, лишенной возможности получать денежные средства на эти цели, не может быть возложена обязанность совершить действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии. Кроме того, принудительная установка общедомовых приборов учета подразумевает не только непосредственно монтаж счетчиков в отсутствие волеизъявления жильцов, но и возложение на них соответствующих расходов. Иных оснований, когда собственникам помещений могут быть навязаны товар и работы (счетчик и монтаж счетчика), закон не предусматривает. Следовательно, установка счетчиков и оплата расходов должны быть согласованы с собственниками помещений многоквартирных домов (л.д. 12-13).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является создание правовых экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ).
В соответствии с ч. 9 ст. 11 вышеуказанного Федерального закона собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий (ч. 4 ст. 12 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Исходя из ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Как следует из ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 12 ст. 13 вышеприведенного Закона предусмотрено, что до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В силу п. 11 ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2.3 ст. 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 192 ЖК РФ).
Из пп. «а» п. 16 и п. 17 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее по тексту – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со ст. 164 ЖК РФ. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно п.п. «и» и «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: ..., осуществляет МП «ВПЖРО» (л.д. 9), что также подтверждается реестром лицензий управляющих организаций Смоленской области и реестром домов, находящимся в открытом доступе на портале ГУ «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» по адресу: uggi.admin-smolensk.ru.
Организацией, к сетям которой непосредственно присоединены многоквартирные дома, является ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго», осуществляющее обеспечение потребителей горячим водоснабжением и отоплением, однако дома не оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что управляющая организация, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении и обеспечить установку коллективных (общедомовых) приборов учета.
При этом, заключение собственниками многоквартирного дома с ресурсоснабжающими организациями договоров ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги соответствующего вида не прекращает обязанность управляющих организаций, не являющихся исполнителем коммунальных услуг, принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Суд полагает необходимым отметить, что поскольку оплата установки приборов учета тепловой энергии законом возложена на собственников помещений многоквартирного дома, то управляющая организация, являющаяся проводником в спорных правоотношениях, обязана обеспечить финансирование установки приборов учета тепловой энергии.
Таким образом, именно управляющая организация является надлежащим ответчиком по делу.
Кроме того, порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07 апреля 2010 г. № 149 (далее по тексту – Порядок № 149).
В пункте 3 Порядка № 149 определено, что в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.
С учетом изложенного, управляющая организация обязана заключить договор об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов с русурсоснабжающей организацией.
Суд находит, что условия договора управления многоквартирным домом не могут противоречить действующим нормативно-правовым нормам. Обязанность заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета тепловой энергии, обеспечить доступ к месту их установки и обеспечить финансирование установки приборов учета тепловой энергии за счет средств собственников многоквартирного дома возложена на управляющую компанию именно законом.
В связи с данными обстоятельствами приведенные ответчиком в своих возражениях доводы являются основанными на неверном применении норм действующего законодательства.
Поскольку пп. «с» п. 31 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») прямо предусмотрена обязанность исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, то требования прокурора в данной части законны, в связи с чем суд возлагает на ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» обязанность провести установку приборов учета тепловой энергии в вышеуказанном многоквартирном доме в течение 6 месяцев с момента обеспечения финансирования управляющей организацией, признавая данный срок разумным.
С учетом изложенного, суд находит заявленные требования Вяземского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом суд исходит из того, Вяземский межрайонный прокурор обращается с иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку требует исполнение действующих нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Суд отмечает, что деятельность по установке приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме не является лицензированной, однако собственники и управляющая компания в течение длительного времени не выполняли требования Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установки приборов учета, в связи с чем в силу вышеприведенных правовых норм именно на управляющую компанию или на компанию, с которой заключен договор о содержании и ремонте общего имущества, законом возложена обязанность заключить соответствующие договора с ресурсоснабжающей компанией, что в свою очередь не противоречит принципам свободы договора, а возможность отказа собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от установки приборов учета и обеспечения финансирования данного вида работ в установленном законом порядке не предусмотрена действующим законодательством.
Также суд отмечает, что расходование средств со специального счета – счета средств капитального ремонта многоквартирного дома возможно в случае соблюдения установленного порядка, в том числе предусмотренного ст.ст. 166, 189 ЖК РФ, в частности принятия общим собранием собственников многоквартирного дома решения о проведении капитального ремонта.
Таким образом, доводы ответчика о необоснованности заявленных требований суд находит несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика – МП «ВПЖРО» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к МП «ВПЖРО» и ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» об обязывании совершить действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии в многоквартирных домах удовлетворить.
Возложить на МП «ВПЖРО» в срок до сентября 2021 года обязанность заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных в Смоленской области, г. Вязьма, по адресам: ..., обеспечить доступ ресурсоснабжающей организации к месту их установки, обеспечить финансирование установки приборов учета тепловой энергии за счет средств собственников многоквартирного дома.
Возложить на ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» обязанность провести установку приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных в Смоленской области, г. Вязьма, по адресам: ... в течении 6 месяцев с момента обеспечения финансирования управляющей организацией.
Взыскать с МП «ВПЖРО» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вяземский районный суд.
Судья Р.Е. Воронков
01.10.2019 – вынесена резолютивная часть решения;
07.10.2019 – изготовлено мотивированное решение;
08.11.2019 – решение суда вступает в законную силу.