ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1053/20 от 11.09.2020 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело №2-1053/2020 (№2-5917/2019)

УИД: 42RS0019-01-2019-012580-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Сальниковой Е.Н.

при секретаре Сосновской Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

11 сентября 2020 года

гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Луч», Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Луч», НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о защите прав потребителей. Просит обязать ответчиков разработать проектную документацию и произвести капитальный ремонт кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что истец является председателем совета МКД и собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. С 01.01.2016г. управляющей организацией указанного многоквартирного дома является управляющая компания ООО «Луч». Протоколом №4 внеочередного общего собрания собственников помещений МКД утверждено проведение капитального ремонта. Согласно предложению регионального оператора о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определен следующий перечень работ: ремонт крыши, разработка проектной документации. Срок проведения капитального ремонта кровли и разработки проектной документации -2018г. В свою очередь региональный оператор уклоняется от выполнения своих обязательств. На сегодняшний день капитальный ремонт кровли МКД не произведен.

После неоднократного уточнения исковых требований просит обязать НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» выполнить капитальный ремонт крыши за счет средств фонда; обязать НО «Фонд капитального ремонта» в течение месяца со дня вынесения судом решения провести конкурс по выбору подрядной организации; обязать НО «Фонд капитального ремонта» после проведения конкурса заключить договор с подрядной организацией о выполнении работ по капитальному ремонту в 2020 году; обязать НО «Фонд капитального ремонта» провести капитальный ремонт МКД в срок до 31.12.2020г.

Определением суда от 13.02.2020г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ООО «ПКФ «Проект-К».

Также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, определением суда от 23.06.2020 г. привлечена Администрация г. Новокузнецка.

Истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующая на основании ордера, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ООО «Луч» - ФИО3, действующая на основании доверенности, не возражала против заявленных требований, полагает, что ООО «Луч» является ненадлежащим ответчиком, так как обязанность по проведению капитального ремонта не входит в полномочия управляющей компании, обязательства по текущему ремонту ООО «Луч» исполняет.

Ответчик НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о месте и времени рассмотрения дела уведомлены, в судебное заседание представителя не направили, представили отзыв, в котором против удовлетворения требований возражали.

Третье лицо ООО «ПКФ «Проект-К» о месте и времени рассмотрения дела уведомлены, в судебное заседание не явились, отзыв на иск не представили.

Представитель третьего лица Администрации г. Новокузнецка ФИО4, действующая на основании доверенности от 13.07.2020г., возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что стоимость капитального ремонта крыши превышает предельную стоимость работ, утвержденную Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области №198, в связи с чем проведение капитального ремонта дома <адрес> возможно только после принятия на общем собрании собственниками МКД повышенных взносов на капитальный ремонт.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентируется разделом 9 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе ремонт крыши.

Согласно ст. 168 ЖК РФ, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные данным Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ).

В силу ч. 4 ст. 190 ЖК РФ размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 ЖК РФ.

Лицом, ответственным за капитальный ремонт, на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона Кемеровской области N 141-ОЗ от 26.12.2013 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах", постановления коллегии администрации Кемеровской области от 27.05.2013 N (ред. от 24.12.2015) "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области", является региональный оператор - Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области" (НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса»).

Судом установлено, что собственниками многоквартирного дома по адресу: <адрес>, было принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества, в том числе ремонта крыши, что подтверждается протоколом общего собрания собственников МКД от 04.11.2017г. №4.

Кроме того, согласно Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013г. №672 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014-2043 годы» плановый год проведения капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, был запланирован на 2018г., плановый год проведения капитального ремонта в соответствии с Краткосрочным планом реализации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2020-2022 годы запланирован на 2020г.

В рамках проведения капитального ремонта дома по <адрес>, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» было организовано проведение открытого конкурса , по результатам которого 11.05.2018г. заключил договор с ООО «ПКФ «Проект-НК».

Согласно условиям договора от 11.05.2018г. ООО «ПКФ «Проект-НК» (подрядчик) приняли на себя обязательства по выполнению в установленном порядке и в установленные сроки работ по разработке и согласованию проектной документации на капитальный ремонт объектов, согласно Адресному перечню объектов. Результатом работ является проектная документация на проведение капитального ремонта по Объектам, выполненная и согласованная в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, техническому заданию и настоящим Договором. В адресный перечень объектов по данному договору входит дом по <адрес>. Стоимость работ составила 201 532,83 руб. (п. 2 Договора).

Проектная документация была изготовлена. 08.11.2018г. Ответчиками в адрес ООО «ПКФ «Проект-НК» направлен перечень замечаний, однако ответ на замечания подрядной организацией не был дан, в связи с чем 03.04.2019г. в адрес подрядчика была направлена претензия.

09.04.2019г. ООО «ПКФ «Проект-НК» представлена проектная документация, разработанная с учетом замечаний.

28.11.2019г. НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» обратился в ГАУ КО «Научно-практический центр по ценообразованию в строительстве» для проведения экспертизы сметной документации, в связи с превышением предельной стоимости услуг и (или) работ по проведению капитального ремонта дома по <адрес>.

Согласно положительному заключению от 18.03.2020г., капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенный по адресу: <адрес>, в текущем уровне цен по состоянию на 1 квартал 2020г. – 5 490 502,80 руб. с учетом НДС. Кроме того, экспертами ГАУ КО «Научно-практический центр по ценообразованию в строительстве» отмечено, что предельную цену на ремонт определить не представляется возможным, так как государственные сметные укрупненные нормативы на данный работы не утверждены Минстроем РФ.

Кроме того, согласно ответу ГЖИ Кемеровской области от 27.05.2019г. , в рамках проверки коллективного обращения жителей МКД <адрес>, проведена проверка технического состояния конструктивных элементов крыши МКД <адрес> в ходе которой установлено, что общее состояние бетонных конструктивных элементов крыши, включая несущие конструкции оцениваются как аварийное и требующее срочного капитального ремонта. По выявленным нарушениям НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» выдано предписание, требующее организовать и проконтролировать выполнение капитального ремонта кровли МКД <адрес>. В связи с необходимостью обеспечения безопасности жителей и герметичности кровли МКД <адрес> до окончания работ по капитальному ремонту, управляющей компании ООО «Луч» выдано предостережение о недопустимости нарушения законодательства.

12.02.2020г. главным государственным инспектором ГЖИ Кемеровской области – Кузбасса составлен протокол об административном правонарушении , по факту неисполнения НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» предписания от 27.05.2019г., предметом которого является проведение капитального ремонта МКД <адрес>.

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Заводского судебного района г. Кемерово от 26.03.2020г. НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об АП, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Однако до настоящего времени никакие работы по капитальному ремонту дома по <адрес>, в том числе, по ремонту кровли ответчиком не произведены. Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по проведению капитального ремонта дома по <адрес> ответчиком не представлено.

Доводы ответчика о том, что предельная стоимость работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по <адрес> превышена, в связи с чем работы не могут быть произведены, отклоняются судом, поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 182 ЖК РФ, возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме. При этом из анализа фактических обстоятельств дела усматривается, что ненадлежащее исполнение обязательств НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» по проведению капитального ремонта, своевременного контроля за составлением ООО «ПКФ «Проект-К» проектно-сметной документации, привело к затягиванию сроков выполнения работ. Доказательств того, что по вине собственников спорного многоквартирного дома невозможно исполнить обязательства, возложенные в силу действующего законодательства, на ответчика «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса», суду не предоставлено.

Поскольку ответчик на протяжении длительного времени не предпринимает меры по организации капитального ремонта дома по <адрес>, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО1 требования подлежат удовлетворению. При этом надлежащим ответчиком следует определить именно «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса». Т.к. в силу пп.3, 4, 5 ч.2 ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации, осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Согласно ч.6 ст. 182 Жилищного Кодекса РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Тот факт, что сам Региональный Фонд непосредственно какие-либо ремонтные работы не выполняет, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца, поскольку именно Региональный Фонд с привлечением подрядчиков обязан в соответствии с требованиями действующего законодательства организовать проведение капитального ремонта крыши в МКД. Организация проведения капитального ремонта подразумевает под собой совершение действий, направленных на выполнение работ по капитальному ремонту.

При указанных обстоятельствах следует возложить обязанность на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» по обеспечению проведения капитального ремонта кровли многоквартирного дома по адресу <адрес>. При этом суд полагает излишним конкретизировать перечень работ, необходимых для достижения конкретной цели по капительному ремонту кровли.

С учетом конкретных обстоятельств дела и при наличии соответствующего ходатайства истца суд вправе в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения действий. Поскольку согласно региональной программе капитального ремонта МКД Кемеровской области дома по <адрес> должен был быть отремонтирован до 31.12.2018г., в соответствии с Краткосрочным планом реализации программы капитального ремонта МКД установлен срок капитального ремонта 2020г., учитывая мнение сторон, суд считает возможным установить срок для исполнения возложенных судом обязанностей до 31.12.2020 года. Указанная дата, по мнению суда, является максимально возможной для выполнения требований действующего законодательства.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона РФ от 25.11.2008 № 223-ФЗ).

Поскольку истцом были заявлены требования по Закону о защите прав потребителей, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение иска при его подаче не оплачивалась, при этом требования удовлетворены в части, суд считает необходимым взыскать государственную пошлину в сумме 300 руб. с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта кровли многоквартирного дома по адресу <адрес> в срок до 31.12.2020 года.

Взыскать с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» в доход местного бюджета госпошлину 300 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 сентября 2020 года.

Председательствующий Е.Н. Сальникова