ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1053/2021 от 21.09.2021 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1053/2021

УИД 59RS0025-01-2021-001337-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснокамск 21.09.2021

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Щербаковой А.В.,

при секретаре карповой К.А.,

с участием представителя истца Подпалого Ю.В.,

представителя ответчика Лебедева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску ФКУ «Упрдор «Прикамье» к Лебедевой С.В. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд,

установил:

ФКУ «Упрдор «Прикамье» обратилось в суд с иском к Лебедевой С.В. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд.

Требования мотивированы тем, что в рамках государственной программы Российской Федерации Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596, Федеральной адресной инвестиционной программы и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р осуществляется проект «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 450+000 - км 459+000, Пермский край». В целях реализации указанного проекта Федеральным дорожным агентством приняты решения об утверждении документации по планировке территории распоряжения от 14.10.2015 № 1926-р, от 09.09.2020 № 2832-р). В порядке, предусмотренном ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Росавтодором рассмотрено обращение ФКУ Упрдор «Прикамье», принято распоряжение от 07.10.2020 № 3081-р об изъятии объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильной дороги.Во исполнение указанных распоряжений ФКУ Упрдор «Прикамье» проводятся работы по объекту: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-7 «Волга» от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва -Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к городу Пермь на участке км 450+000 - км 459+000, Пермский край». В том числе, в соответствии с документацией по планировке территории объекта, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от 14.10.2015 № 1926-р (в ред. распоряжения от 09.09.2020 № 2832-р), в целях увеличения полосы отвода реконструируемого Объекта требуется изъятие части земельного участка площадью 91 кв.м. с кадастровым номером (), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, по дороге в <адрес>, находящегося в собственности Лебедевой С.В. Для выполнения в установленном порядке комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков ФКУ Упрдор «Прикамье» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ.Текст Контракта размещен на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru), идентификационный код закупки: .

В рамках данного контракта подготовлен оценочный отчет, заключение эксперта на отчет об оценке, произведен раздел земельного участка с кадастровым номером , образован земельный участок с кадастровым номером () площадью 91 кв.м., подлежащий изъятию, и земельный участок с кадастровым номером , площадью 2 800кв.м, остающийся в собственности ответчика.

Уточнив исковые требования, просит принять решение об изъятии для государственных нужд принадлежащий Лебедевой С.В. земельный участок с кадастровым номером , площадью 91 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> по дороге в <адрес> по цене цена руб. Просят указать в резолютивной части судебного акта, что он является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ответчика и государственной регистрации права собственности российской федерации на земельный участок с кадастровым номером площадью 91 кв.м. Решение суда в части изъятия по настоящему делу в части изъятия земельного участка обратить к немедленному исполнению. Встречное возмещение произвести посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Прикамье» денежной суммы на банковский счет Лебедевой С.В. или депозитный счет нотариуса.

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что истцом соблюдены все требования, касающиеся изъятия земельных участков, на официальном сайте истца и в Интернете было размещено распоряжение, решение об изъятии земельных участков. Документы об изъятии были заблаговременно направлены ответчику и каких-либо возражений от него не поступило, соглашение не подписано.

Ответчик в судебное заседание не явилась о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляла.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, представил возражения, указав, что истцом нарушен п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ Лебедева С.В. копию решения об изъятии участка не получала. Истцом не представлены доказательства отправки решения об изъятии участка ответчику заказным письмом, его получение или возврат. Не указаны доказательства опубликования решения об изъятии в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом городского округа по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию. Истец нарушил п. 7 ст. 56.8 ЗК РФ, поскольку направил проект соглашения об изъятии земельных участков ДД.ММ.ГГГГ, при этом отчет об оценке земельного участка должен быть составлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Истец нарушил п. 4 ст. 56.8 ЗК РФ в отчете № , выполненном ООО «Промпроект-оценка» определена рыночная стоимость права требования возмещения в отношении изымаемого участка с кадастровым номером В соответствии с п. 4 ст. 56.8 ЗК РФ необходимо определять рыночные стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером и сохраняющегося у правообладателя с кадастровым номером и предъявлять к возмещению разницу. Решение об утверждении документации по планировке территории (распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р, от ДД.ММ.ГГГГ-р) нарушает права и законные интересы ответчика, разработана с нарушением Правил землепользования и застройки Майского сельского поселения и градостроительного законодательства. Полагает правильным в отношении существующей дороги, которая проходит параллельноавтодороге М7 «Волга» установить бессрочно на часть земельных участков полосы отвода автодороги М7 «Волга» публичный сервитут: для устройства примыканий автомобильных дорог (<адрес>) к автомобильной дороге <адрес> шириной 7 метров, площадью ориентировочно 2450 кв.м.

Представитель третьего лица Управление Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, направил письменные пояснения по иску, в которых отражено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Заслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

К государственным или муниципальным нуждам ст. 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федераций; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 указанной статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (п. 3 ст. 49 ЗК РФ).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (ч.1 ст.56.3 ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Земельным кодексом РФ допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3).

В соответствии со статьей 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участку, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных иди муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (ч.1,2 ст.56.6 ЗК РФ).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок (ч.5 ст.56.3 ЗК РФ).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.56.2 ЗК РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ч.4 ст.56.3 ЗК РФ).

Согласно п.10 ст.56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Положениями ст.56.6 ЗК РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (пункт 1).

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 ст.56.6).

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в ст.56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются (пункт 4).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия (пункт 13).

В соответствии со ст.56.11 ЗК РФ, ст.60 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Одновременно с вышеуказанным документом для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное. Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.

Судом установлено, что ФКУ Упрдор «Прикамье», осуществляющее свою деятельность на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 07.10.2020 № 3081-р, реализует полномочия Федерального дорожного агентства (Росавтодор).

Согласно п. 5.3.1 Положения Росавтодор организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая Заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.

Согласно п.п. 5.4.1(1), 5.4.1(3) Положения Росавтодор принимает решения об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, заключает договоры с собственниками земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества о выкупе таких земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог федерального значения и формирования полос отвода таких автомобильных дорог.

Проект «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 450+000 - км 459+000, Пермский край» осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596, Федеральной адресной инвестиционной программы и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р.

В целях реализации указанного проекта Федеральным дорожным агентством приняты решения об утверждении документации по планировке территории распоряжения от 14.10.2015 № 1926-р, от 09.09.2020 № 2832-р). В порядке, предусмотренном ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Росавтодором рассмотрено обращение ФКУ Упрдор «Прикамье», принято распоряжение от 07.10.2020 № 3081-р об изъятии объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильной дороги.

Во исполнение указанных распоряжений ФКУ Упрдор «Прикамье» проводятся работы по объекту: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-7 «Волга» от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва -Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к городу Пермь на участке км 450+000 - км 459+000, Пермский край».

В том числе, в соответствии с документацией по планировке территории объекта, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от 14.10.2015 № 1926-р (в ред. распоряжения от 09.09.2020 № 2832-р), в целях увеличения полосы отвода реконструируемого Объекта требуется изъятие части земельного участка площадью 91кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, находящегося в собственности Лебедевой С.В.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, 21.12.2020поставлен земельный участокс кадастровым номером ,площадью 91+/-3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, по дороге в <адрес>, с видом разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, для размещения полос отвода.Сведения о зарегистрированных правах в отношении указанного земельного участка в ЕГРН отсутствуют.( л.д. 32-33).

Земельный участок с кадастровым номером образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером с целью изъятия для нужд Российской Федерации (государственных или муниципальных нужд) земельных участков в целях обеспечения реализации проекта.

Согласно данных ЕГРН, перечня участков, земельный участок с кадастровым номером , площадью 2502+-10 кв.м, с видом разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, категорией земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес><адрес> принадлежит на праве собственности Лебедевой С.В. (л.д.133)

ООО «Промпроект-Оценка» произведена оценка рыночной стоимости размера возмещения убытков, в том числе, упущенной выгоды, причиненных правообладателю изъятием для государственных нужд в целях реализации проекта части площадью 91 кв.м на земельном участке с кадастровым номером , о чем составлен отчет от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость права требования возмещения за земельный участок с кадастровым номером , площадью 91 кв. м, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес> по дороге в <адрес>, изымаемый для нужд Российской Федерации, составляет на дату оценки: 18 640 (восемнадцать тысяч шестьсот сорок) руб. (л.д. 68-120).

ДД.ММ.ГГГГ ответчику Лебедевой С.В. письмом для подписания направлены проекты соглашений об изъятии земельных участков, подписанные истцом, с приложением кадастровых паспортов, отчетов об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и расположенных на нем объектов недвижимого имущества ( л.д. 23)

Письму присвоен почтовый идентификатор , согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ДД.ММ.ГГГГ письмо выслано обратно отправителю.

Согласно п. 10ст. 56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:

1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;

4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;

5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

В соответствии с п. 6 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма.

Разрешая спор, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд и возмещении стоимости изымаемого имущества. При этом исходит из того, что изъятие земельного участка осуществляется для государственных нужд с соблюдением действующего законодательства, собственник земельного участка была уведомлена об изъятии части принадлежащего ей земельного участка, о стоимости изымаемого земельного участка, сроки, предусмотренные ст. 56.10 ЗК РФ истцом соблюдены.

Доводы ответчика относительно того, что Лебедева С.В, копию решения об изъятии не получала, материалы дела не содержат доказательства отправки решения об изъятии участка ответчику к заказным письмом, его получение и возврат, являются необоснованными.

В соответствии с п. 11 ст. 56.6 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

07.10.2020 Росавтодор в соответствии с требованиями п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ разместил распоряжение от 07.10.2020 № 3081-р на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://rosavtodor.gov.ru/docs/prikazy-rasporyazheniya/378701) и истец опубликовал решение об изъятии по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию. (л.д. 19-21).

ДД.ММ.ГГГГ истец направил копию решения об изъятии земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ответчику письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу: <адрес>, с почтовым идентификатором ., которое ДД.ММ.ГГГГ возвращено отправителю.

Учитывая, что истец исполнил свою обязанность по предусмотренную п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ направил распоряжение об изъятии земельного участка, ответчик Лебедевой С.В. распорядилась своим правом на получение почтовой корреспонденции, суд приходит к выводу о том, что процедура извещения собственника земельного участка соблюдена.

Относительно доводов ответчика о нарушении истцом п. 7 ст. 56.8 ЗК РФ, следует отметить, согласно статьи 12 Федерального закона от 29.07.1997 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 Земельного кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 56.8 Земельного кодекса размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Согласно пункту 10 статьи 56.8 Земельного кодекса отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 Земельного кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Вместе с тем, на основании статьи 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам, что также подтверждается пунктом 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 мая 2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".

Суд неоднократно в судебных заседаниях ставил вопрос о назначении судебной экспертизы, для определения актуальной стоимости земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд, однако ответчик Лебедева С.В. заявляя о нарушении истцом п. 7 ст. 56.8 ЗК РФ отказалась от проведения судебной экспертизы. Доказательств иной стоимости земельного участка в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представила.

Определяя размер компенсации, подлежащей выплате ответчику Л.С. за изымаемый земельный участок для государственных нужд, суд принимает во внимание, выполненный ООО "Промпроект-оценка" отчет об оценке земельного участка с кадастровым номером , площадью 91 кв.м, согласно которому рыночная стоимость земельного участка составляет цена руб., величина убытков, причиняемых изъятием земельного участка цена руб.

Из содержания отчета следует, что он выполнен компетентным лицом, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков "СОЮЗ", застраховавшим свою ответственность в СПАО "Ингосстрах", соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", как в части обязательных элементов содержания, так и по форме.

Оценка произведена, и отчет составлен в соответствии с требованиями Федеральных стандартов оценки NN 1, 2, 3, 4, 7. Эксперт-оценщик провел полное исследование представленных материалов и документов; дал обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, сделанных в результате его выводов. Доказательств неверного определения экспертом в указанном отчете рыночной стоимости земельного участка, конкретных возражений по методике и правильности расчета, ответчиком не приведено, ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявлено.

Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 9).

В соответствии со статьей 14 Закона об оценочной деятельности оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки утверждены приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)".

Согласно пункту 10 ФСО N 1 объект-аналог - объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611 утвержден Федеральный стандарт оценки "Оценка недвижимости" (ФСО N 7).

Разделом VII ФСО N 7 определены подходы к оценке недвижимости.

Согласно пункту 22 ФСО N 7 сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений.

При этом в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам.

При проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке.

В зависимости от имеющейся на рынке исходной информации в процессе оценки недвижимости могут использоваться качественные методы оценки (относительный сравнительный анализ, метод экспертных оценок и другие методы), количественные методы оценки (метод регрессионного анализа, метод количественных корректировок и другие методы), а также их сочетания.

При применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.

Для сравнения объекта оценки с другими объектами недвижимости, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, в качестве элементов сравнения учитывается местоположение объекта, физические характеристики объекта, в том числе свойства земельного участка, другие характеристики (элементы), влияющие на стоимость.

Эксперт в заключении об оценке, руководствуясь п. 4 ст. 56.8 ЗК РФ мотивирует выбор методов оценки земельного участка, обосновывает выбор аналогов.

Учитывая, что у суда на день вынесения иных отчетов об оценке не имеется, оснований не доверять заключению, составленному ООО "Промпроект-оценка", не имеется.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.

Ссылка ответчика о необходимости установления бессрочного на части земельных участков полосы отвода автодороги М7 "Волга" публичного сервитута: для устройства примыканий автомобильных дорог (<адрес>) к автомобильной дороге <адрес>, судом во внимание не принимается, поскольку исковые требования об установлении сервитута не заявлены, предметом рассмотрения настоящего дела не являлись, при этом следует отметить, что ответчик не лишена возможности заявить самостоятельные исковые требования.

Согласно ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В силу ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Разрешая заявленные требования в части приведения суда к немедленному исполнению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части, поскольку доказательств подтверждающих, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным, суду не представлено.

Относительно искового требования, об указании в резолютивной части решения о том, что встречное возмещение произвести посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор "Прикамье" денежной суммы на банковский счет Лебедевой С.В. или на депозитный счет, следует отметить, что данное требование не противоречит закону, направлено на урегулирование порядка исполнения решения, в связи с чем подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФКУ «Упрдор «Прикамье» удовлетворить в части.

Изъять для государственных нужд принадлежащий Лебедевой С.В. земельный участок, с кадастровым номером , площадью 91 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, по дороге в <адрес>, по цене цена руб.

Решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Лебедевой С.В. и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок с кадастровым номером , площадью 91 кв.м.

Встречное возмещение произвести посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор "Прикамье" денежной суммы на банковский счет Лебедевой С.В. или на депозитный счет нотариуса.

Приведение решения к немедленному исполнению, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Щербакова