ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1053/2022 от 02.09.2022 Свободненского городского суда (Амурская область)

УИД 28RS0017-01-2022-001611-66

Дело № 2 – 1053/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

2 сентября 2022 г. г. Свободный

Свободненский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Сиваевой О.А.,

при секретаре судебного заседания Першиной Г.Н., помощнике судьи Шевченко Е.В.,

с участием помощника прокурора космодрома «Восточный» Истомина М.П., представителей ответчиков Захаровой С.М., Шайдуровой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора космодрома «Восточный», действующего в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Дирекция космодрома «Восточный», Акционерному обществу «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ по объекту «Строительство стартового комплекса РН «Союз-2». Площадка 1С», в соответствии с проектной и рабочей документацией,

установил:

Прокурор космодрома «Восточный», действующий в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Определением Свободненского городского суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, привлечены Государственная корпорация «Роскосмос», Министерство финансов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.

В иске в обоснование заявленных требований прокурор космодрома «Восточный» указал, что прокуратурой космодрома «Восточный» по результатам анализа исполнения градостроительного законодательства при строительстве объектов космодрома «Восточный» в части устранения нарушений градостроительного законодательства, отраженных в предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ, проведенного во исполнение протокола выездного заседания межведомственной рабочей группы по обеспечению исполнения требований законодательства при строительстве космодрома «Восточный» от 18.11.2021, выявлены нарушения, допущенные ФКУ «Дирекция космодрома Восточный» и АО «ЦЭНКИ».

Так, работы по созданию космодрома «Восточный» выполняются в соответствии с Указом Президента РФ от 06.11.2007 № 1473.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 № 1546-р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», которое выполняет функции заказчика – застройщика.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.09.2016 № Пр-1852, а также Календарного плана от 31.10.2016 № 56пл, Дорожной карты от 23.11.2016 № 60пл по результатам расторжения ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» с ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» государственного контракта по строительству Стартового комплекса Госкорпорацией «Роскосмос» (Заказчиком) с ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Застройщик) и ФГУП «ЦЭНКИ» (Генподрядчик) заключен договор подряда по завершению объекта «Строительство стартового комплекса PH «Союз-2». Площадка 1C» от 28.12.2016 № 225/16.

Указом Президента РФ № 853-с от 15.11 2013 на 119 отдел ГАСН МО РФ возложены полномочия по осуществлению государственного строительного надзора на космодроме «Восточный».

27.10.2020 119 отдел ГАСН МО РФ выдал предписание № 86/65, в котором указал нарушения, потребовав устранить их в срок до 25.01.2021.

Между тем, ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ» вопреки требованиям градостроительного законодательства, условиям Договора не устранены следующие нарушения градостроительного законодательства, отраженные в предписании 119 отдела ГАСН МО РФ от 27.10.2020 № 86/65, а именно:

- п. 2. Отсутствует согласованный и утвержденный проект производства работ. Нарушения «ПОС 86ОТС-ПОС стадия «П» графическая часть лист 2 пункт 13, лист 3 пункт 19, лист 46 пункт 29;

- п. 3. Отсутствует первичная исполнительная документация: документы (акты и исполнительные схемы) на геодезическую разбивочную основу для строительства, а так же на геодезические работы в процессе строительства, общий журнал работ, специальные журналы работ, зарегистрированные в органах государственного строительного надзора, акты освидетельствования скрытых работ и акты промежуточной приёмки ответственных конструкций, документы, подтверждающие качество материалов, конструкций, деталей, изделий примененных при производстве строительно-монтажных работ (сертификаты соответствия, пожарные сертификаты, санитарно-эпидемиологические сертификаты, технические паспорта, технические свидетельства), акты контрольных мероприятий по входному контролю материалов, изделий и конструкций. Нарушения «ПОС 860/1С-ПОС.ПЗ пункт 10 лист 13, пункт 26 лист 45, требований ч. 5, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, РД-1 1- 05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала работ при строительстве, реконструкции капитальном ремонте объектов капитального строительства», п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства», Постановления Госстороя РФ от 01.07.2002 № 76 «О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделии, конструкции и технологий для применения в строительстве», ГОСТ Р 51872-2002 «Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения», РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно технического обеспечения.», РД-11-05- 2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учёта выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;

- п. 5 Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии земельного участка государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам по результатам химического, бактериологического, паразитологического и энтомологического исследования почв. Нарушение ч. 1 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.7СП 82.13330.2016 «Благоустройство территории», п.п.4.8, 4.10, 4.16 СанПин 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»;

- п. 6. В орган строительного надзора не представлены материалы (отчёт) обследований, строительно-технических экспертиз, лабораторных испытаний, проведённых в процессе строительства. Технического состояния зданий и сооружений, попадающих в зону влияния строек и природно-техногенных воздействий, для обеспечения безопасной эксплуатации этих зданий и сооружений. Нарушение положений постановления правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», п. 13 ГОСТ 31937 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкции».

В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство (застройщик или технический заказчик, либо лицо, осуществляющее строительство на основании договора), обязано обеспечить устранение выявленных нарушений и не приступать к продолжению работ до устранения выявленных недостатков.

Вопреки требованиям градостроительного и гражданского законодательства ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ» указанные нарушения не устранены, что явилось основанием для принятия прокуратурой космодрома «Восточный» в течение 2020-2022 годов мер прокурорского реагирования в отношении ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ», однако достаточных мер с целью устранения нарушений не принято.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о бездействии ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ», что негативно сказывается на процессе строительства.

Сложившаяся ситуация по ненадлежащему исполнению ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ» требований градостроительного законодательства и условий Договора нарушает стратегические интересы Российской Федерации по созданию космодрома «Восточный», затягивает сроки его строительства и негативно влияет на обороноспособность и безопасность Российской Федерации.

Просит суд:

возложить обязанность на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ по объекту «Строительство стартового комплекса PH «Союз-2». Площадка 1C», в соответствии с проектной и рабочей документацией:

по предписанию от 27.10.2020 № 86/65:

- п. 2. Представить в 119 отдел ГАСН МО РФ проект производства работ;

- п. 3. Представить в 119 отдел ГАСН МО РФ первичную исполнительную документацию: документы (акты и исполнительные схемы) на геодезическую разбивочную основу для строительства, а так же на геодезические работы в процессе строительства, общий журнал работ, специальные журналы работ, зарегистрированные в органах государственного строительного надзора, акты освидетельствования скрытых работ и акты промежуточной приёмки ответственных конструкций, документы, подтверждающие качество материалов, конструкций, деталей, изделий примененных при производстве строительно-монтажных работ (сертификаты соответствия, пожарные сертификаты, санитарно - эпидемиологические сертификаты, технические паспорта, технические свидетельства), акты контрольных мероприятий по входному контролю материалов, изделий и конструкций;

- п. 5. Представить в 119 отдел ГАСН МО РФ санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам по результатам химического, бактериологического, паразитологического и энтомологического исследования почв;

- п. 6. Представить в 119 отдел ГАСН МО РФ материалы (отчёты) обследований, строительно-технических экспертиз, лабораторных испытаний, проведённых в процессе строительства.

В судебном заседании помощник прокурора космодрома «Восточный» Истомин М.П. на заявленных требованиях настаивал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика - ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» Захарова С.М. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, указывая на то, что ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» принимает все зависящие от неё меры, направленные на исполнение условий государственного контракта, устранений нарушений градостроительного законодательства.

Согласно поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03.03.2022 №ПР-421 срок завершения строительством объекта «Строительство стартового комплекса PH «Союз-2». Площадка 1C» продлен до 31.12.2023.

С целью реализации мероприятий по завершению строительства Стартового комплекса подготовлен и утвержден Госкорпорацией «Роскосмос» план-график от 16.02.2022 № 23-пл, предусматривающий поэтапный ввод объекта в эксплуатацию в период с 30.09.2022 по 25.12.2023.

В план-графике указаны все основные мероприятия по завершению строительства объекта, в том числе внесение изменений в проектную документацию, подготовка сметной документации с прохождением государственной экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России», завершение строительно-монтажных работ по договору и устранение замечаний комплексного обследования и 119 отдела ГАСН МО РФ, подготовка итоговых заключений 4-го этапа обследования с подтверждением факта окончания строительства объекта, итоговая проверка 119 отделом ГАСН МО РФ, получение ЗОС и ввод объекта в эксплуатацию.

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» во исполнение условий договора № 225/16 от 28.12.2016 передана строительная площадка АО «ЦЭНКИ», передана проектная, рабочая и сметная документация. Также по условиям Договора № 225/16 от 28.12.2016 произведено финансирование Генподрядчика в размере 82 % от цены Контракта в размере 648 130 000, 00 рублей.

Письмом исх.№ 388-2100 от 02.06.2022 АО «ЦЭНКИ» направило в адрес Дирекции Акты выполненных работ 3 этапа комплексного обследования СК.

В свою очередь, после рассмотрения данных актов Дирекция направила письмом исх. №381/1744 от 10.06.2022 в адрес АО «ЦЭНКИ» ответ о рассмотрении с обоснованием причин, по которым данные акты не могут быть подписаны Дирекцией.

Головной исполнитель направил в адрес Дирекции гарантийное письмо исх. № 381-6999 от 25.07.2022, в котором гарантирует устранение замечаний Заказчика в течение трех месяцев после получения результатов обследования и выполнения работ по заключенным договорам с проектными организациями ОАО «ИПРОМАШПРОМ» и АО «31 ГПИСС».

Таким образом, ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» предприняты все меры, направленные на исполнение условий государственного контракта, устранение нарушений градостроительного законодательства.

Кроме того, полагала, что требования прокурора являются неисполнимыми, так как не указывается каким именно способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Дирекция должна устранить предписания 119 отдела ГАСН МО РФ по объекту «Строительство стартового комплекса PH «Союз-2». Площадка 1C». Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика - АО «ЦЭНКИ» Шайдурова В.Г. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, указывая, что АО «ЦЭНКИ» принимает все зависящие от него меры, направленные на исполнение условий государственного контракта, устранений нарушений градостроительного законодательства.

--

С целью реализации мероприятий по завершению строительства Стартового комплекса подготовлен и утвержден Госкорпорацией «Роскосмос» план-график от -----пл, предусматривающий поэтапный ввод объекта в эксплуатацию в период с 30.09.2022 по 25.12.2023.

Устранение выявленных нарушений будет проводиться в течение установленного в плане-графике срока.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – 119 отдела ГАСН МО РФ в судебное заседание не явился, в представленной позиции по делу просил иск прокурора удовлетворить, указывая, что выявленные органом государственного строительного надзора нарушения в сфере градостроительного законодательства при строительстве космодрома «Восточный», уклонение участников строительства в течение длительного срока от принятия мер по их устранению, создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, государственному имуществу, что, в свою очередь, создает объективные препятствия в доступе России в космос со своей территории, и негативно влияет на обороноспособность и безопасность РФ.

В связи с тем, что выданные федеральным органом государственного строительного надзора предписания не исполнялись, для принятия мер прокурорского реагирования, прокурору космодрома «Восточный» были направлены сведения о неисполненных ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» предписаниях при строительстве объектов капитального строительства космодрома «Восточный». До подачи прокурором иска, работа по устранению нарушений не проводилась.

Таким образом, Прокурор космодрома «Восточный», обратившись в суд, не подменяет собой государственный строительный надзор, а выступает в интересах Российской Федерации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» просил рассмотреть дело в своё отсутствие. В возражениях на иск полагал требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность подачи иска об исполнении предписаний органов государственного строительного надзора.

Заявленный прокурором довод о бездействии ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ», не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Во исполнение мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» (подпрограмма «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный»), между Федеральным космическим агентством и ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» (в настоящее время - ФГУП «ГВСУ № 6») был заключен государственный контракт от 03.07.2012 № 873-КИ106/12.

Дополнительным соглашением от 15.09.2014 № 3, функции Федерального космического агентства как Государственного заказчика по Государственному контракту в полном объеме переданы ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», Федеральное космическое агентство исключено из числа сторон контракта.

Согласно условиям Государственного контракта, ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» обязался в срок до 25.12.2015 выполнить работы по строительству Спорного объекта.

В связи с существенными нарушениями ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» условий Контракта, выразившимися как в несоблюдении промежуточных и конечных сроков выполнения работ, так и несоблюдении требований действующего законодательства и Контракта к качеству работ и ведению исполнительной документации, ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в Арбитражный суд Хабаровского края предъявлен иск о его расторжении, взыскании неотработанного аванса и передачи документов.

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.03.2017 по делу № А73-17731/2016 утверждено мировое соглашение о расторжении Контракта.

В свою очередь, в целях завершения строительства Спорного объекта между Госкорпорацией «Роскосмос» (Заказчик), ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Застройщик) и ФГУП «ЦЭНКИ» (Генподрядчик) был заключен договор подряда от 28.12.2016 № 225/16 на выполнение строительно-монтажных работ.

В настоящее время с целью надлежащего оформления приемки в эксплуатацию Спорному объекту ведутся работы по дополнительному детальному инструментальному, лабораторному обследованию и исследованию (включая при необходимости поверочные расчеты с привлечением проектных и специализированных научных организаций) строительных конструкций зданий и сооружений, качество которых не подтверждено оригиналами исполнительной документации и авторами проекта в соответствии с договором от 06.05.2021 № 0475-К-П-8-ТП(2)-21, заключенном АО «ЦЭНКИ» и АО «НИЦ «Строительство».

Указанные в исковом заявлении замечания 119 отдела ГАСН МО РФ по предписанию от 27.10.2020 № 86/65 являются документами, входящими в состав исполнительной документации, непредставленной предыдущим генподрядчиком (ФГУП «ГВСУ № 6»),

Восстановление данных документов является задачей проводимого комплексного обследования. Также в настоящее время ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» совместно с АО «ЦЭНКИ» организована работа по формированию дефектных актов, актов необходимости выполнения работ в части устранения замечаний и рекомендаций, выданных по результатам комплексного обследования объектов незавершенного строительства по работам, выполненным предыдущим подрядчиком. Просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерство финансов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, своей позиции по иску не представили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам.

В силу ч. 1 ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Суд распределял между сторонами бремя доказывания, предлагал им представлять любые дополнительные доказательства, которые, по их мнению, будут достаточными для рассмотрения и разрешения дела.

В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам, которые стороны считают достаточными.

Согласно статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу статей 26, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба: использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

Согласно статьям 27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Указом Президента Российской Федерации от 06.11.2007 №1473-с «О космодроме «Восточный» принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 № 1546-р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», которое выполняет функции заказчика - застройщика.

Распоряжением Госкорпорации «Роскосмос» от 13.02.2016 № 9-рсп утверждён Устав ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».

В соответствии с пунктом 2.1. Устава, Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 года № 188 и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2017 года №1124, осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика, связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».

В соответствии с пунктом 2.2. Устава, предметом деятельности Дирекции является обеспечение системной реализации мероприятий подпрограмм, законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный».

В соответствии с пунктом 2.3.1. Устава, Дирекция выполняет функции застройщика (заказчика), а также иные функции, предусмотренные механизмом реализации подпрограмм, в том числе контроль за выполнением подрядными организациями проектных и строительно-монтажных работ, в т.ч. за соблюдением сроков и качества выполнения строительных работ в рамках заключенных государственных контрактов и договоров в сфере строительства объектов космодрома, приемку выполненных работ, реализацию иных задач, связанных с исполнением функций государственного заказчика.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.01.2020 № 37 «Об осуществлении в 2020 и 2021 годах бюджетных инвестиций в завершение строительства объектов капитального строительства первой очереди космодрома «Восточный», от 27.01.2020 № 48 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации» перераспределены лимиты бюджетных ассигнований и скорректированы сроки строительства объектов космодрома.

Указанными нормативными актами на завершение строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» в 2020-2021 годах предусмотрены средства федерального бюджета в размере 22,370 млрд. рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 № 863 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 № 1709-72 АО «ЦЭНКИ» определено в качестве единственного исполнителя работ по завершению строительства 9 объектов первой очереди космодрома «Восточный».

Судом установлено и следует из материалов дела, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации от № Пр-1852, а также Календарного плана от 31.10.2016 № 56пл, Дорожной карты от 23.11.2016 № 60пл по результатам расторжения ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» с ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» государственного контракта по строительству Стартового комплекса Госкорпорацией «Роскосмос» (Заказчиком) с ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Застройщик) и ФГУП «ЦЭНКИ» (Генподрядчик) заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ на Объекте: «Строительство стартового комплекса PH «Союз-2». Площадка 1C» от 28.12.2016 № 225/16.

Результатом работ по договору являются выполненные Генподрядчиком строительно-монтажные работы (п. 2.4).

В обязанности Застройщика в соответствии с Договором входит, в том числе, осуществление строительного контроля выполнения Работ с надлежащим качеством, использую при этом качественные критерии, заложенные в существующих в Российской Федерации строительных нормах и правилах, технических условиях, стандартах, применяемых в строительстве (п. 6.3.4).

По условиям Договора Генподрядчик обязан:

выполнить все Работы по настоящему Договору в соответствии с проектной и Рабочей документацией, условиями Договора и требованиями нормативных документов в области строительства (п. 7.2.1);

своевременно устранять недостатки и дефекты, выявленные при производстве, приемке Работ и в течении гарантийного срока, возникшие по вине Генподрядчика (п. 7.2.15);

исполнять полученные в ходе выполнения Работ замечания Застройщика, которые заносятся в соответствующие журналы, устранять обнаруженные им недостатки в выполненной Работе и иные отступления от Рабочей документации и условий настоящего Договора (п. 7.2.24).

При этом, в соответствии с техническим заданием выполнения строительно-монтажных работ на объекте: «Строительство стартового комплекса PH «Союз-2». Площадка 1C», утвержденным 23.12.2016, дата окончания работ была предусмотрена 30.12.2017.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации гласит, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В соответствии с п. 1 ст. 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В силу ст. 309, п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется государственный строительный надзор.

Указом Президента РФ № 853-с от 15.11 2013 на 119 отдел ГАСН МО РФ возложены полномочия по осуществлению государственного строительного надзора на космодроме «Восточный».

27.10.2020 119 отдел ГАСН МО РФ выдал предписание № 86/65, в котором указал нарушения, потребовав устранить их в срок до 25.01.2021.

Между тем, в ходе проведенной прокуратурой космодрома «Восточный» проверки, установлено, что ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ» вопреки требованиям градостроительного законодательства, условиям Договора не устранены нарушения градостроительного законодательства, отраженные в предписании 119 отдела ГАСН МО РФ от 27.10.2020 № 86/65, а именно:

- п. 2. Отсутствует согласованный и утвержденный проект производства работ. Нарушения «ПОС 86ОТС-ПОС стадия «П» графическая часть лист 2 пункт 13, лист 3 пункт 19, лист 46 пункт 29;

- п. 3. Отсутствует первичная исполнительная документация: документы (акты и исполнительные схемы) на геодезическую разбивочную основу для строительства, а так же на геодезические работы в процессе строительства, общий журнал работ, специальные журналы работ, зарегистрированные в органах государственного строительного надзора, акты освидетельствования скрытых работ и акты промежуточной приёмки ответственных конструкций, документы, подтверждающие качество материалов, конструкций, деталей, изделий примененных при производстве строительно-монтажных работ (сертификаты соответствия, пожарные сертификаты, санитарно-эпидемиологические сертификаты, технические паспорта, технические свидетельства), акты контрольных мероприятий по входному контролю материалов, изделий и конструкций. Нарушения «ПОС 860/1С-ПОС.ПЗ пункт 10 лист 13, пункт 26 лист 45, требований ч. 5, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, РД-1 1- 05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала работ при строительстве, реконструкции капитальном ремонте объектов капитального строительства», п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства», Постановления Госстороя РФ от 01.07.2002 № 76 «О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделии, конструкции и технологий для применения в строительстве», ГОСТ Р 51872-2002 «Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения», РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.», РД-11-05- 2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учёта выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;

- п. 5 Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии земельного участка государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам по результатам химического, бактериологического, паразитологического и энтомологического исследования почв. Нарушение ч. 1 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.7СП 82.13330.2016 «Благоустройство территории», п.п.4.8, 4.10, 4.16 СанПин 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»;

- п. 6. В орган строительного надзора не представлены материалы (отчёт) обследований, строительно-технических экспертиз, лабораторных испытаний, проведённых в процессе строительства. Технического состояния зданий и сооружений, попадающих в зону влияния строек и природно-техногенных воздействий, для обеспечения безопасной эксплуатации этих зданий и сооружений. Нарушение положений постановления правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», п. 13 ГОСТ 31937 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкции».

Данные нарушения в ходе рассмотрения дела не оспаривались стороной ответчика.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство (застройщик или технический заказчик, либо лицо, осуществляющее строительство на основании договора), обязано обеспечить устранение выявленных нарушений и не приступать к продолжению работ до устранения выявленных недостатков.

В данном случае вышеуказанные нарушения градостроительного законодательства не устранены, и явились основанием для принятия прокуратурой космодрома «Восточный» в течение 2021-2022 годов мер прокурорского реагирования в отношении ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ», однако, последними, достаточных мер с целью устранения нарушений не принято, что негативно сказывается на процессе строительства и создает предпосылки к нарушению сроков ввода объектов в эксплуатацию.

В соответствии с письмом Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 года «О ходе строительства космодрома «Восточный», Президентом Российской Федерации В.В. Путиным согласовано внесение изменений в федеральную целевую программу «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», с необходимостью предусмотреть объём средств федерального бюджета на 2022, 2023 годы.

06.05.2021 между АО «ЦЭНКИ» и АО «НИЦ «Строительство» заключен договор № 0475-К-П-8-ТП(2)-21, по условиям которого АО «НИЦ «Строительство» обязуется выполнить работы, связанные с завершением обследования Объекта: Космодром «Восточный». «Строительство Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С», с контролем за последующим устранением выявленных недостатков и подготовкой необходимых документов для оформления ввода в эксплуатацию.

В соответствии с техническим заданием на выполнение работ, связанных с завершением обследования Объекта: Космодром «Восточный». «Строительство Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С», с контролем за последующим устранением выявленных недостатков и подготовкой необходимых документов для оформления ввода в эксплуатацию, являющимся приложением к договору от 6 мая 2021 г. № 0475-К-П-8-ТП(2)-21, окончание работ определено не позднее 31.12.2021.

Вместе с тем и к указанному сроку выявленные в предписании 119 отдела ГАСН МО РФ недостатки не устранены, какие-либо меры к продлению срока ответчиками не предприняты.

Дополнением № 1 к Техническому заданию на выполнение работ, связанных с завершением обследования Объекта: Космодром «Восточный». «Строительство Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С», с контролем за последующим устранением выявленных недостатков и подготовкой необходимых документов для оформления ввода в эксплуатацию, окончание работ определено не позднее 31.12.2023.

А, как следует из пояснений ответчиков, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03.03.2022 №ПР-421 определён срок завершения строительством объекта «Строительство стартового комплекса PH «Союз-2». Площадка 1C» - 31.12.2023.

Закон Российской Федерации «О космической деятельности» № 5663-1 от 20.08.1993 направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Российской Федерации «О космической деятельности» № 5663-1 от 20.08.1993 установлены цели космической деятельности, которыми в том числе являются: содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования; содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации.

Между тем, непринятие ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ» действенных мер, направленных на исполнение условий договора, устранение нарушений градостроительного законодательства в установленные сроки, некачественное выполнение строительно-монтажных и иных работ, свидетельствует о бездействии, влечет нарушение государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности, что выражается в нарушении сроков строительства объекта космодрома «Восточный», являющегося стратегическим объектом, призванным обеспечить беспрепятственный доступ Российской Федерации к освоению космического пространства.

Нарушениями, допущенными ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ», затронуты права и законные интересы граждан Российской Федерации, связанные с реализацией ими права на освоение космического пространства, выхода Российской Федерации в число ведущих участников мирового рынка космических товаров (работ и услуг).

В соответствии с абз. 8 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Заявленные в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц требования прокурора о выполнении предписания 119 отдела ГАСН МО РФ направлены на понуждение ответчиков в судебном порядке исполнить, возложенные на них законом, обязанности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Обсуждая заявленный прокурором срок – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, – суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, установленный предписанием 119 отдела ГАСН МО РФ от 27.10.2020 № 86/65 срок исполнения выявленных нарушений до 25.01.2021, продлён не был и доказательств того, что ответчиками какие-либо меры к его продлению предпринимались, не представлено. С момента выявления недостатков с 27.10.2020, и до настоящего времени, то есть в течение более 1,5 лет, они не устранены, между тем, как их характер является первичным при строительстве Объекта: «Строительство стартового комплекса PH «Союз-2». Площадка 1C».

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая план-график от 16.02.2022 № 23-пл реализации мероприятий по завершению строительства Стартового комплекса, утвержденный Госкорпорацией «Роскосмос», и предусматривающий устранение замечаний ГАСН с 30.08.2022, установленные сроки завершения строительством объекта «Строительство стартового комплекса PH «Союз-2». Площадка 1C» - 31.12.2023, суд находит заявленный прокурором срок в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу необходимым и достаточным для исполнения возложенной судом на ответчика обязанности устранить указанные в представлении 119 отдела ГАСН недостатки.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при обращении в суд, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ с каждого из ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которых истец был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора космодрома «Восточный», действующего в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ФКУ «Дирекция космодрома Восточный», АО «ЦЭНКИ» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ по объекту «Строительство стартового комплекса РН «Союз-2». Площадка 1С», в соответствии с проектной и рабочей документацией удовлетворить.

Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Дирекция космодрома «Восточный» (ИНН 7702798320) и Акционерное общество «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ИНН 9702013720) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ по объекту «Строительство стартового комплекса PH «Союз-2». Площадка 1C», в соответствии с проектной и рабочей документацией:

по предписанию от 27.10.2020 № 86/65:

- п. 2. Представить в 119 отдел ГАСН МО РФ проект производства работ;

- п. 3. Представить в 119 отдел ГАСН МО РФ первичную исполнительную документацию: документы (акты и исполнительные схемы) на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, общий журнал работ, специальные журналы работ, зарегистрированные в органах государственного строительного надзора, акты освидетельствования скрытых работ и акты промежуточной приёмки ответственных конструкций, документы, подтверждающие качество материалов, конструкций, деталей, изделий примененных при производстве строительно-монтажных работ (сертификаты соответствия, пожарные сертификаты, санитарно - эпидемиологические сертификаты, технические паспорта, технические свидетельства), акты контрольных мероприятий по входному контролю материалов, изделий и конструкций;

- п. 5. Представить в 119 отдел ГАСН МО РФ санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам по результатам химического, бактериологического, паразитологического и энтомологического исследования почв;

- п. 6. Представить в 119 отдел ГАСН МО РФ материалы (отчёты) обследований, строительно-технических экспертиз, лабораторных испытаний, проведённых в процессе строительства.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Взыскать с Акционерного общества «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.А. Сиваева

В окончательной форме решение принято 9 сентября 2022 года.

Копия верна

Судья Свободненского

городского суда Амурской области О.А. Сиваева