ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1053/2022 от 25.10.2022 Дивногорского городского суда (Красноярский край)

№2-1053/2022

24RS0012-01-2022-001022-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2022 года г. Дивногорск

Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Поцепневой Н.В.,

с участием прокурора - помощника прокурора г. Дивногорска Федоровой Т.А.,

при помощнике - Угрюмовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Дивногорска, Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система г. Дивногорска» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Дивногорска Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система г. Дивногорска» (далее МБУК ЦБС г. Дивногорска), третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора - отделу культуры администрации г. Дивногорска о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта, мотивируя тем, что прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму. По результатам проверки установлено, что учреждению культуры МБУК ЦБС г. Дивногорска присвоена 3 категория опасности. В нарушение подп. «з» п. 25 Постановления №176 в учреждении культуры отсутствуют системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе воздействия или о возникновении чрезвычайной ситуации. Указанные нарушения непосредственно влияют на уровень антитеррористической защищенности объекта, препятствуют достижению целей и задач законодательства о противодействии терроризму, а также способствуют реализации угроз террористического характера.

В связи с выявленными нарушениями законодательства о противодействии терроризму, прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес МБУК ЦБС г. Дивногорска. В настоящее время представление рассмотрено, требования прокурора фактически не удовлетворены, что подтверждается представленным ДД.ММ.ГГГГ ответом о рассмотрении представления прокуратуры, где установлено отсутствие системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в филиале учреждения культуры МБУК ЦБС <адрес> в связи с отсутствием финансирования расходов.

В целях соблюдения законодательства о противодействии законодательства о противодействии терроризму МБУК ЦБС г. Дивногорска ДД.ММ.ГГГГ подало в отдел культуры администрации г. Дивногорска заявку на финансирование дополнительных средств. На состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ заседании городского совета депутатов по корректировки бюджета на 2022 год денежные средства не были выделены.

В связи с изложенным прокурор г. Дивногорска, просит:

- возложить на администрацию города Дивногорска обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по финансированию расходов МБУК ЦБС г. Дивногорска по выполнению мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- обязать МБУК ЦБС г. Дивногорска в течение 3 месяцев со дня финансирования администрацией г. Дивногорска выполнить мероприятия в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Прокурор Федорова Т.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МБУК ЦБС г. Дивногорска, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела.

Представитель ответчика - администрации г. Дивногорска, также надлежащим образом был извещен о судебном разбирательстве, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным. Кроме того, из представленной письменной позиции следует, что администрация г. Дивногорска не согласна с заявленными к ней требованиями, поскольку к администрации г. Дивногорска не могут быть предъявлены требования об обеспечении финансирования МБУК ЦБС г. Дивногорска на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий), прокурор в требованиях не конкретизирует эти объекты (территории), не указывает их местоположение, адресные ориентиры, а также количественные признаки и иные индивидуально определенные характеристики требуемых к выполнению мероприятий. Предъявляемые к администрации требования о финансировании не только являются неисполнимыми ввиду отсутствия их конкретизации, но и сводятся к необоснованному понуждению к включению в проект бюджета города определенных расходов, что является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий. Кроме того, в случае удовлетворения требований к администрации г. Дивногорска, представитель ответчика просит установить разумный срок для исполнения судебного решения, но не менее девяти месяцев, с даты вступления решения в законную силу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - отдела культуры администрации г. Дивногорска, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, однако его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Выслушав помощника прокурора г. Дивногорска Федорову Т.А., исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно п.п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5).

В силу п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 52 ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений

Постановлением Правительства РФ №176 от 11.02.2017 года, утвержден комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 Постановления №176 минимизация возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством своевременного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о безопасной и беспрепятственной эвакуации, обеспечения технических возможностей эвакуации.

Согласно подпункту «з» пункта 25 Постановления № 176 в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия, в том числе, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно части 1 статьи 37 Закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в рамках оценки антитеррористической защищенности прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка муниципальных бюджетных учреждений культуры, в том числе - МБУК ЦБС г. Дивногорска. В ходе проверки установлены нарушения антитеррористической защищенности объекта, а именно: нарушение подпункта «з» пункта 25 Постановления № 176 в данных учреждениях культуры отсутствуют системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес учреждения внесено представление.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ МБУК ЦБС г. Дивногорска сообщает об отсутствии системы экстренного оповещения в связи с отсутствием финансирования расходов.

Как следует из выписки ЕГРЮЛ органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является отдел культуры администрации города Дивногорска.

Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МБУК ЦБС г. Дивногорска подало в отдел культуры администрации г. Дивногорска заявку на финансирование дополнительных средств на состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ заседании городского совета депутатов по корректировке бюджета на 2022 год, денежные средства не выделены.

Вместе с тем, администрацией г. Дивногорска меры по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму не произведены.

В подтверждение действий по организации антитеррористической защищенности, в т.ч. по включению в бюджет расходов на установку системы экстренного оповещения ответчиком МБУК ЦБС г. Дивногорска представлены: приказ о назначении директора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, приказ об изменении срока полномочий директора от ДД.ММ.ГГГГ, выписка ЕГРЮЛ, паспорт безопасности МБУК ЦБС г. <данные изъяты>, паспорт безопасности МБУК ЦБС <данные изъяты>, паспорт безопасности <данные изъяты> со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, акты комиссионного обследования состояния антитеррористической защищенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявка отдела культуры администрации г. Дивногорска главе города от ДД.ММ.ГГГГ с перечнем потребностей в дополнительных средствах на 2022 год, в числе которых - оборудование и монтаж громкоговорящей системы «Антитеррор».

Кроме того, из Паспортов безопасности, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ главой города и согласованным с Управлением ФСБ России по Красноярскому краю, ПЧ-29 ФГКУ, ОВО по г. Дивногорску филиала ФГКУ «УВО ВНГ РФ по Красноярскому краю», следует, что территориям <данные изъяты> присвоена третья категория объекта. Существующая система защиты и безопасности не позволяет в полном объеме обеспечить его безопасность и антитеррористическую защищенность, силы и средства для выполнения мероприятий по защите недостаточны.

Таким образом, судом установлено, что на территории вышеуказанных библиотек в нарушение подпункта «з» пункта 25 Постановления № 176 в данных учреждениях культуры отсутствуют системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

При изложенных обстоятельствах суд считает заявленные требования прокурора г. Дивногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБУК ЦБС г. Дивногорска обоснованным и подлежащими удовлетворению.

При этом доводы администрации г. Дивногорска суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Так, в силу п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, среди которых создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник, которым является учредитель государственного и муниципального учреждения, организации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (п.3 ст. 123.21 ГК РФ).

В силу ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд находит несостоятельными доводы администрации г. Дивногорска о том, что прокурор при обращении с настоящим иском в суд не конкретизирует объекты (территории), их индивидуальные характеристики требуемых мероприятий, а также доводы о том, что финансирование вышеуказанных действий ограничивает права органа местного самоуправления при включении в проект бюджета муниципального образования определенных расходов.

В связи с отсутствием у ответчика МБУК ЦБС г. Дивногорска денежных средств на приобретение системы экстренного оповещения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, суд полагает необходимым на основании приведенных положений закона, возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность по финансированию расходов МБУК ЦБС г. Дивногорска по выполнению мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в учреждениях культуры: <данные изъяты> выполнение этих мероприятий.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчикам: администрации г. Дивногорска, срок для исполнения данного решения суда 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, МБУК ЦБС г. Дивногорска срок для исполнения решения суда 3 месяца со дня финансирования администрацией г. Дивногорска, мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта, который по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения данного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Дивногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Возложить на администрацию города Дивногорска обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по финансированию расходов Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система г. Дивногорска» по выполнению мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» в течение 3 месяцев со дня финансирования администрацией г. Дивногорска выполнить мероприятия в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 01 (одного) месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Поцепнева

СОГЛАСОВАНО: Судья __________________________ Н.В.Поцепнева