ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1053/2022КОПИ от 11.03.2022 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-1053/2022 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2022 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Гладких Н.В.,

при секретаре Ждановой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации Кондратовского сельского поселения Пермского района Пермского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Кондратовского сельского поселения Пермского района Пермского края обратилась с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество:

сооружение дорожного транспорта – автомобильную дорогу протяжённостью 171 метр (кадастровый номер 59:32:3410001:4258), расположенную по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское сельское поселение, деревня Кондратово, улица Солнечная;

сооружение дорожного транспорта – автомобильную дорогу протяжённостью 463 метра (кадастровый номер 59:32:3410001:4259), расположенную по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское сельское поселение, деревня Кондратово, улица Набережная;

сооружение дорожного транспорта – автомобильную дорогу протяжённостью 318 метров (кадастровый номер 59:32:3410001:4265), расположенную по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское сельское поселение, деревня Кондратово, улица Центральная.

В обоснование предъявленного требования заявитель администрация Кондратовского сельского поселения указала, что сооружения дорожного транспорта – автомобильная дорога (кадастровый номер 59:32:3410001:4258), автомобильная дорога (кадастровый номер 59:32:3410001:4259), автомобильная дорога (кадастровый номер 59:32:3410001:4265) находятся на территории Кондратовского сельского поселения, в границах населённого пункта – деревня Кондратово. Собственник (владелец) данных объектов неизвестен. Содержание данного имущества осуществляется муниципальным образованием «Кондратовское сельское поселение». Указанное имущество поставлено на учёт в качестве бесхозяйного имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. На основании статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации право муниципальной собственности может быть признано на бесхозяйное недвижимое имущество.

Заявитель администрация Кондратовского сельского поселения Пермского района Пермского края не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствии её представителя.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.

Суд, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Из положений пункта 1 части 1 статьи 50 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», вступившим в силу с 01 января 2015 года, за сельскими поселениями Пермского края закреплены следующие вопросы местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Администрация Кондратовского сельского поселения является действующей организацией, органом местного самоуправления, уполномоченным управлять имуществом, находящимся в муниципальной собственности, что следует из Устава Муниципального образования «Кондратовское сельское поселение», размещённого на сайте поселения в сети Интернет, сведений о юридическом лице, размещённых в Едином государственном реестре юридических лиц на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

В силу части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. Указанное заявление может быть подано в суд по истечении года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

На основании статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

На территории Кондратовского сельского поселения Пермского района Пермского края находятся объекты недвижимого имущества:

сооружение дорожного транспорта – автомобильная дорога протяжённостью 171 метр (кадастровый номер 59:32:3410001:4258), расположенная по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское сельское поселение, деревня Кондратово, улица Солнечная;

сооружение дорожного транспорта – автомобильная дорога протяжённостью 463 метра (кадастровый номер 59:32:3410001:4259), расположенная по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское сельское поселение, деревня Кондратово, улица Набережная;

сооружение дорожного транспорта – автомобильная дорога протяжённостью 318 метров (кадастровый номер 59:32:3410001:4265), расположенная по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское сельское поселение, деревня Кондратово, улица Центральная.

Права на указанные объекты не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, данное имущество не является муниципальной собственностью Пермского края, Пермского муниципального района Пермского края и Кондратовского сельского поселения, не находится в государственной собственности.

Данные обстоятельства подтверждаются сообщениями администрации Кондратовского сельского поселения, Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Департамента имущественных отношений администрации города Перми, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.5-17).

Согласно части 1 и пункту 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учёт в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

Из пунктов 2 и 3 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года № 931, действующего с 01 января 2017 года, следует: принятие на учёт бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав);

на основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав) (пункт 2);

на учёт принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3).

Аналогичные правила содержались в пункте 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 ноября 2013 года № 701, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В силу пункта 4 указанного Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

На основании части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В период с 09 июля по 27 августа 2020 года указанные сооружения дорожного транспорта приняты на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.10-17).

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не представило возражений на заявление, не сообщило о правах каких – либо лиц на указанные объекты недвижимости.

Оценивая полученные доказательства, суд полагает, что сооружения дорожного транспорта – автомобильные дороги находятся в границах населённого пункта Кондратовского сельского поселения; право собственности на данные сооружения дорожного транспорта не зарегистрированы в установленном порядке; владелец (владельцы) этого имущества неизвестны; с даты постановки на учёт объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйного до момента подачи в суд заявления о признании права муниципальной собственности на такой объект прошло более одного года, заявитель имеет полномочия по управлению муниципальным имуществом и осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения.

Учитывая изложенное, суд признает, что указанные сооружения дорожного транспорта являются бесхозяйным недвижимым имуществом, поскольку его владелец неизвестен, поэтому признаёт право муниципальной собственности заявителя на такое бесхозяйное недвижимое имущество.

В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступивший в силу судебный акт является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Администрации Кондратовского сельского поселения Пермского района Пермского края удовлетворить.

Признать за Муниципальным образованием «Кондратовское сельское поселение» Пермского района Пермского края право собственности на следующее недвижимое имущество:

сооружение дорожного транспорта – автомобильную дорогу протяжённостью 171 метр (кадастровый номер 59:32:3410001:4258), расположенную по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское сельское поселение, деревня Кондратово, улица Солнечная;

сооружение дорожного транспорта – автомобильную дорогу протяжённостью 463 метра (кадастровый номер 59:32:3410001:4259), расположенную по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское сельское поселение, деревня Кондратово, улица Набережная;

сооружение дорожного транспорта – автомобильную дорогу протяжённостью 318 метров (кадастровый номер 59:32:3410001:4265), расположенную по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское сельское поселение, деревня Кондратово, улица Центральная.

Решение является основанием для государственной регистрации права.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких

СПРАВКА

Мотивированное решение составлено 15 марта 2022года.

Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких

Копия верна:

Судья Н.В. Гладких

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-1053/2022

Пермского районного суда Пермского края

УИД: 59RS0008-01-2022-000502-88