ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10545/2015 от 08.12.2015 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2015 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Артеменко А.В.,

при секретаре Шамиевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-10545/2015 по исковому заявлению Киприянова Е. М. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

Киприянов Е.М. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что на основании приказа Министерства спорта, туризма и молодежной политики от <дата> был награжден нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта», на основании приказа Федерального агентства по физической культуре и спорту от <дата> за большой вклад в развитие физической культуры и спорта и подготовку спортивного резерва в Тюменской области был награжден Почетной грамотой. В 2015 году он обратился к ответчикам через филиал в г. Нижневартовске КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» о присвоении ему звания «Ветеран труда», на что ему было отказано письмом Департамента социального развития ХМАО – Югры от <дата>. Отказ мотивирован тем, что указанные награды не включены в Перечень наград, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания Ветеран труда, утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 06.06.2005 года №103-п. Истец считает такой отказ незаконным, так как указанные награды являются ведомственным знаком отличия в труде, о котором прямо указывается в ст.7 Федерального закона «О ветеранах». В нарушение закона КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат», несмотря на письменное обращение истца с приложением необходимых документов, не выдал ему удостоверение «Ветеран труда». Просит признать его право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Департамент социального развития ХМАО – Югры присвоить ему звание «Ветеран труда», обязать Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат» выдать ему удостоверение «Ветеран труда».

Истец Киприянов Е.М. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, указанным в иске.

Представитель Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Троцкая О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, представила возражение на иск, из которого следует, что с исковыми требованиями ответчик не согласен, поскольку награды истца не включены в перечень ведомственных знаков отличия в труде, утвержденный нормативным правовым актом субъекта РФ, и дающий право на присвоение соответствующего звания с последующим правом на меры социальной поддержки, которые являются расходными обязательствами субъекта РФ.

Представитель Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Суд, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующим выводам по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, в том числе копиями трудовой книжки, пенсионного удостоверения от <дата> (дубликат), что истец имеет необходимый трудовой стаж и является получателем пенсии по старости с <дата>.

На основании приказа Федерального агентства по физической культуре и спорту РФ от <дата>нг Киприянов Е.М.- <данные изъяты> г.Нижневартовск ХМАО-Югры награжден Почетной грамотой Росспорта за большой вклад в развитие физической культуры и спорта и подготовку спортивного резерва в Тюменской области.

На основании приказа Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от <дата>нг Киприянов Е.М.<данные изъяты> г.Нижневартовск ХМАО-Югры награжден нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта» за многолетнюю плодотворную работу и успехи в развитии физической культуры и спорта.

<дата> письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине отсутствия Почетной грамоты Федерального агентства по физической культуре и спорту РФ и нагрудного знака «Отличник физической культуры и спорта» в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.06.2005 года №-103п.

Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение истца, как и достижение пенсионного возраста, наличие трудового стажа и другие, прилагаемые к исковому заявлению документы, подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и так же не оспаривается. Судом учитывается, что отказ в присвоении звания «Ветеран труда» имеет одно основание принятого решения- Почетная грамота Федерального агентства по физической культуре и спорту РФ и нагрудный знак «Отличник физической культуры и спорта» не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.06.2005 года №-103п.
Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2статьи 7Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом «ж» части 1статьи 72Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит перечня и особых условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иныхсоревнованиях.

Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.

Согласно приказу Росспорта от 25.09.2006 года № 636 "О ведомственных наградах Федерального агентства по физической культуре и спорту"Почетная грамота Федерального агентства по физической культуре и спорту является ведомственным знаком отличия в труде.

В соответствии с Положением о Почетной грамоте Федерального агентства по физической культуре и спорту (приложение № 6 к приказу № 636 от 25.09.2006 года) Почетной грамотой Федерального агентства по физической культуре и спорту награждаются сотрудники Росспорта, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций за образцовое выполнение должностных обязанностей и безупречную работу по развитию физической культуры и спорта, имеющие стаж работы в области физической культуры не менее 5 лет. Сотрудники органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций могут представляться к награждению Почетной грамотой только при наличии ведомственной награды субъекта РФ либо органа местного самоуправления за вклад в развитие физической культуры и спорта.

Согласно приказу Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 20.01.2009 года № 7 нагрудный знак «Отличник физической культуры и спорта» является ведомственным знаком отличия в труде.

В соответствии с Положением о нагрудном знаке «Отличник физической культуры и спорта» (приложение № 5 к приказу № 7 от 20.01.2009 года) нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта» награждаются лица, наиболее отличившиеся в физкультурно-спортивной работе, как правило, имеющие стаж работы в области физической культуры и спорта не менее 5 лет, за многолетнюю плодотворную работу по развитию физической культуры и спорта в РФ, за успехи в практической подготовке спортсменов, спортивно-медицинских, научно-спортивных и управленческих кадров в области физической культуры и спорта, за успехи в разработке и подготовке учебно-методической литературы, пособий для развития детско-юношеского спорта, спорта высших достижений, спорта для лиц с ограниченными физическими возможностями, прикладных и других видов спорта.

Таким образом, Почетная грамота Федерального агентства по физической культуре и спорту, нагрудный знак «Отличник физической культуры и спорта» являются ведомственными знаками отличия в труде в смысле, придаваемом этому понятию подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Истец в установленном порядке награжден указанными ведомственными знаками отличия в труде, что является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда».

В статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» указано, что ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Истцом к исковому заявлению приложены копия трудовой книжки, копия пенсионного удостоверения, подтверждающие его трудовой стаж и право на пенсию.

В силу положений статьи 2.1 постановления Правительства ХМАО - Югры от 26 июня 2006 года N 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Как было указано выше, Почетная грамота Федерального агентства по физической культуре и спорту, нагрудный знак «Отличник физической культуры и спорта» являются ведомственными знаками отличия в труде. Истец имеет необходимый трудовой стаж, то есть полностью соответствует критериям и относится к категориям граждан, указанным в статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и в статье 2.1 постановления Правительства ХМАО - Югры от 26 июня 2006 года N 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений».

Ответчиком в решении об отказе в присвоении звания указано, что Почетная грамота Федерального агентства по физической культуре и спорту, нагрудный знак «Отличник физической культуры и спорта» не включены в Перечень наград, утвержденных постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года № 103-П в целях принятия решения о присвоении звания ветерана труда. Вместе с тем ссылка в обоснование своего решения на отсутствие наград истца в данном перечне, не позволяющее принять ответчику решение о присвоении звания «Ветеран труда», основан на неправильном толковании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации) и постановления Правительства ХМАО - Югры 06.06.2005 года № 103-П «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий ХМАО - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда ХМАО - Югры.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5статьи 76Конституции Российской Федерации).

Действительно, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако, по смыслу данной нормы федерального законодательства под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к лицам, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, при принятии решения по исковому заявлению Киприянова Е.М. суд исходит из того, что региональный законодатель, определяя понятие ведомственного знака отличия в труде, не может сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, так как это не согласуется со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Ответчиком – Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не было представлено суду доказательств законности принятого решения.

Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО - Югры» и выдачи удостоверений утвержден постановлением Правительства ХМАО - Югры от 26 июня 2006 года N 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений».

В пункте 1 данного Постановления установлено, что Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти ХМАО - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда».

На основании изложенного, суд считает, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», а отказ Департамента социального развития ХМАО – Югры в присвоении ему этого звания является незаконным.

В соответствии с Порядком присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО - Югры» (в редакции постановления Правительства ХМАО - Югры от 26.12.2014 года N 512-п,.постановления Правительства ХМАО - Югры от 03.07.2015 N 213-п) оформление удостоверения "Ветеран труда" осуществляется управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Управления), удостоверения "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" - Центром социальных выплат. Выдача удостоверений "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" осуществляется многофункциональным центром (п.1.3.). Копии решений о присвоении званий (отказе в присвоении званий) в течение семи календарных дней со дня вынесения решения направляются в Управления и Центр социальных выплат для оформления и выдачи удостоверений (п. 2.7). Управления и Центр социальных выплат оформляют удостоверения в течение пяти рабочих дней со дня получения приказа Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и передают по акту приема-передачи оформленные удостоверения в многофункциональный центр для выдачи их гражданам (п.4.1.).

Таким образом, из вышеуказанных норм порядка следует, что полномочиями по оформлению и выдаче удостоверений «Ветеран труда» ответчик КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» не наделен.

На основании изложенного, суд полагает, что требования истца обязать КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» в г.Нижневартовске выдать истцу удостоверение «Ветеран труда» удовлетворению в настоящее время не подлежат, как заявленные к лицу, не наделенному соответствующими полномочиями по выдаче соответствующего удостоверения, а также не отказывавшему истцу в выдаче требуемого удостоверения.

Таким образом, в требованиях истца к КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» надлежит отказать.

В силу ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Таким образом, с ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать за Киприяновым Е. М. право на присвоение ему звания «Ветеран труда».

Обязать Департамент социального развития Ханты – Мансийского автономного округа – Югры принять решение о присвоении Киприянову Е. М. звания «Ветеран труда».

В удовлетворении остальной части исковых требований Киприянову Е. М. отказать.

Взыскать с Департамента социального развития Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в пользу Киприянова Е. М. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.

Судья Артеменко А.В.