ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1054/20 от 29.05.2020 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-1054/20

УИД: 51RS0003-01-2020-000858-35

Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2020 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Лучника А.В.,

при секретаре Нефедовской И.И.,

с участием:

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске (далее УПФР в г. Мурманске) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что 15 ноября 2019 года он обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Мурманске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

27 ноября 2019 года решением № 307159/19 истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием у заявителя требуемого страхового стажа.

При этом пенсионным органом необоснованно не зачтены: в страховой стаж период обучения в Винницком медицинском училище с 01.09.1973 по 01.03.1977, так как данному периоду не предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР; в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в воинской части № 09755 г. Мурманске с 01.01.2019 по 14.11.2019, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о стаже и начисленных страховых взносах в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

С принятым решением истец не согласен. Указывает, что 01 сентября 1973 года поступил в Винницкое медицинское училище в г. Винница Республики Украина, которое окончил 01 марта 1977 года. При этом действовавшее в период его обучении в училище правовое регулирование предусматривало возможность зачета периода обучения в общий стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Кроме того, в настоящее время трудовая деятельность истца проходит в воинской части в городе Мурманске. Отсутствие сведений в выписке из его индивидуального лицевого счета за период с 01.01.2019 по 14.11.2019 не может служить основанием для отказа в зачете данного периода работы в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Просит суд обязать ответчика включить в страховой стаж истца период его обучения в Винницком медицинском училище с 01.09.1973 по 01.03.1977; включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период работы истца с 01.01.2019 по 14.11.2019; обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с момента возникновения права на получение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска по основаниям и доводам, приведенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела (отказного) в отношении ФИО2, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая - для некоторых категорий граждан - льготные условия назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ).

В силу части 1 статьи 11 Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Согласно указанному приложению № 6 в 2019 году право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 61 года.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

При этом согласно частям 1, 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (Переходные положения) продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

Приложением № 3 к указанному Федеральному закону определено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2018 году составляет 9 лет, в 2019 году – 10 лет.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящему статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения страховой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Все сведения о характере работы и условиях труда, необходимые для определения права на льготное обеспечение, представляются работодателями, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за достоверность представленных сведений.

Согласно части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (наименование в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ) лица, указанные в статье 1 данного Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1. При определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом были учтены периоды службы, работы и (или) иной деятельности с 24.04.1977 по 18.07.1979, с 08.06.1980 по 12.07.2013.

Истец, реализуя право, предусмотренное частью 4 статьи 7 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, обратился в пенсионный орган с заявлением от 15 ноября 2019 года о назначении страховой пенсии по старости, указав, что является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Решением УПФР в г. Мурманске от 27 ноября 2019 года № 307159/19 истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в связи с отсутствием у заявителя требуемого размера страхового стажа.

Дата регистрации ФИО2 в системе государственного пенсионного страхования – 04 октября 2006 года. Документально подтвержденный стаж составил: страховой стаж – 04 года 02 месяца 12 дней (при требуемом стаже не менее 9 лет).

Как следует из решения пенсионного органа и материалов пенсионного дела, заявителю отказано во включении в страховой стаж периода обучения в Винницком медицинском училище с 01.09.1973 по 01.03.1977, так как данному периоду не предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР; в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы с 01.01.2019 по 22.07.2019, так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о стаже и начисленных страховых взносах.

В ходе судебного разбирательства ответчиком не оспаривалось то обстоятельство, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии ФИО2 достиг необходимого для назначения страховой пенсии возраста, имел требуемой величины индивидуальный пенсионный коэффициент, однако страховой стаж для назначения пенсии составил менее требуемого страхового стажа, который был исчислен продолжительностью 04 года 02 месяца 12 дней, что и послужило основанием для отказа в назначении истцу страховой пенсии.

Проверяя законность действий ответчика в части исключения из страхового стажа истца периода обучения с 01.09.1973 по 01.03.1977, суд приходит к следующему.Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 01 января 2015 года введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ среди периодов, которые подлежат включению в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, действительно, период обучения не предусмотрен.

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Названная норма распространяется на порядок исчисления страхового стажа и не меняет правовое регулирование в отношении периодов, подлежащих зачету в страховой стаж.

Это значит, что периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в страховой стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения данной работы (деятельности): с 01 октября 1956 года до 01 января 1992 года – по Закону СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях»; с 01 января 1992 года по 31 декабря 2001 года – по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года – по Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; с 01 января 2015 года – по Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как установлено судом, истец в период с 01.09.1973 по 01.03.1977 проходил обучение в Винницком медицинском училище по фельдшерской специальности, что подтверждается представленной в пенсионный орган копией диплома Я-I № 185746, выданным 01 марта 1977 года. Данное обстоятельство ответчиком ни при вынесении решения № 307159/19, ни в ходе судебного разбирательства оспорено не было.

В период обучения истца в училище системы профессионально-технического образования действовали Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», а также Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлению Совмина СССР от 03.08.1972 № 590, подпунктом «з» пункта 109 которого было предусмотрено, что при назначении пенсии по старости, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж засчитывается также периоды обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах.

Согласно абзацу 14 пункта 109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Исходя из указанных норм период обучения, предусмотренный подпунктом «з» пункта 109 Положения, включается в общий стаж работы.

Учеба в медицинском училище подпунктом «з» пункта 109 Положения не поименована.

Обращаясь с настоящим исковым заявлением, истец, ссылаясь на положения подпункта «з» пункта 109 Положения, указывает на прохождение им обучения в училище.

Вместе с тем, данный довод истца суд находит основанным на неправильном применении норм материального права.

Действительно, нормативным правовым актом, регулирующим право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшим в период обучения ФИО2 в Винницком медицинском училище с 01.09.1973 по 01.03.1977, являлось Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590.

Однако включение в общий стаж периода обучения в медицинских училищах был предусмотрен не подпунктом «з» пункта 109 Положения, а подпунктом «и» пункта 109 данного Положения, согласно которому кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте «и», засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к» (абзац 13 пункта 109 Положения).

Вместе с тем, в рассматриваемом деле до поступления в медицинское училище истец трудового стажа не имел, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем правовых оснований для зачета в стаж периода обучения с 01.09.1973 по 01.03.1977 не имеется.

Подпункт «з» пункта 109 Положения не подлежит применению, поскольку среди перечисленных учебных заведений медицинское училище не значится. Данный подпункт Положения нормативно закрепляет только включение в общий стаж работы обучение в таких учебных заведениях, как училища (в целом), школы, а также на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

При этом в силу части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ не подлежат применению положения статьи 91 Закона РСФСР от 20.11.1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», согласно которой подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона, поскольку период обучения истца протекал с 01.09.1973 по 01.03.1977, то есть до принятия и вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1.

При таких обстоятельствах отказ пенсионного органа во включении указанного с 01.09.1973 по 01.03.1977 в страховой стаж истца является правомерным, в связи с чем требования истца в указанной части не подлежат удовлетворению.

Относительно исковых требований о включении в страховой стаж и стаж работы истца в районах Крайнего Севера периода работы с 01.01.2019 по 14.11.2019 суд приходит к следующему.

Как указано судом выше, решением УПФР в г. Мурманске от 27 ноября 2019 года ФИО2 отказано во включении в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы с 01.01.2019 по 14.11.2019 в связи с отсутствием указанного в выписке из индивидуального лицевого счета.

В силу положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно Закону «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.

Из положений Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года № 9-П следует, что невыполнение страхователями требований ФЗ от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ФЗ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.

Судом установлено, что в имеющейся в материалах пенсионного дела выписке из лицевого счета застрахованного лица, сформированной по состоянию на 18 ноября 2019 года, сведения о спорном периоде с 01.01.2019 по 14.11.2019 отсутствуют.

Вместе с тем, материалами дела, в частности, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной по состоянию на 19 мая 2020 года, подтверждено представление филиалом ФКУ «ОСК Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба» данных о страховом стаже истца за спорный период. Выпиской также подтверждено осуществление ФИО2 трудовой деятельности в период с 01.01.2019 по 29.09.2019, с 07.10.2019 по 14.11.2019, при этом в графе «Территориальные условия» имеется отметка «РКС».

Период работы истца с 30.09.2019 по 06.10.2019 в графе «Дополнительные сведения» отмечен кодом «НЕОПЛ».

Кроме того, осуществление истцом в указанный период времени трудовой деятельности в воинской части № 09755 подтверждается и представленной пенсионному органу копией трудовой книжки, указанные обстоятельства ответчиком в ходе судебного разбирательства оспорены не были.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что в указанный период с 01.01.2019 по 14.11.2019 ФИО2 работал в воинской части .

Невключение в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера спорного периода лишь по причине отсутствия сведений персонифицированного учета не может лишать истца права на пенсионное обеспечение.

Факт работы истца не оспаривался ответчиком и подтверждается материалами дела.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО2 о включении в страховой стаж и стаж работы истца в районах Крайнего Севера периода работы с 01.01.2019 по 29.09.2019, с 07.10.2019 по 14.11.2019 подлежат удовлетворению.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06 декабря 2018 года № 507п утвержден порядок заполнения форм «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», форм «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)».

При заполнении указанных форм кодом «НЕОПЛ» отмечаются периоды отпуска без сохранения заработной платы, время простоя по вине работника, неоплачиваемые периоды отстранения от работы (недопущения к работе), неоплачиваемый отпуск до одного года, предоставляемый педагогическим работникам, один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы, предоставляемый женщинам, работающим в сельской местности, неоплачиваемое время участия в забастовке и другие неоплачиваемые периоды, кроме периодов с кодами ДЛДЕТИ и ЧАЭС.

Таким образом, период с 30.09.2019 по 06.10.2019 не подлежит включению в страховой стаж истца и стаж его работы в районах Крайнего Севера, поскольку в указанный период времени в выписке из индивидуального лицевого счета в графе «Дополнительные сведения» указан код «НЕОПЛ», тем самым обозначая период, в котором у застрахованного лица не имелось выплат и иных вознаграждений.

Разрешая исковые требования о возложении на ответчика обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая, что страховой стаж истца, учтенный пенсионным органом при вынесении решения от 27 ноября 2019 года, составил 04 года 02 месяца 12 дней, а также тот факт, что при рассмотрении настоящего гражданского дела в страховой стаж истца включены периоды работы истца с 01.01.2019 по 29.09.2019, с 07.10.2019 по 14.11.2019, общий размер страхового стажа истца на дату обращения в пенсионный орган составляет 05 лет 00 месяцев 19 дней, то есть менее требуемых 9 лет. На момент рассмотрения настоящего гражданского дела размер страхового стажа истца также составляет менее требуемых 9 лет.

Ввиду отсутствия у истца требуемого размера страхового стажа на момент обращения за пенсией суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу страховой пенсии по старости. В этой части суд отказывает истцу в удовлетворении требований.

При изложенных выше обстоятельствах решение пенсионного органа от 27 ноября 2019 года, которым истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, нельзя признать законным и обоснованным.

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО2 о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении страховой пенсии по старости подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске включить в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера ФИО2 периоды работы в воинской части 09755 с 01.01.2019 по 29.09.2019, с 07.10.2019 по 14.11.2019.

В удовлетворении требований ФИО2 о включении в страховой стаж периода обучения в Винницком медицинском училище с 01.09.1973 по 01.03.1977, в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы в воинской части 09755 с 30.09.2019 по 06.10.2019, о назначении страховой пенсии по старости – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.В. Лучник