ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1054/2018 от 22.06.2018 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-1054/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2018 г. г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

при секретаре Стольной Ю.Н.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска – ФИО2, действующей на основании доверенности №... от 10.01.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3 к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с ними, ФИО1 и ФИО3, зарегистрированными по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для семьи из двух человек для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в срок до 31.12.2018.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что ФИО1 зарегистрирован и проживает в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Квартира принадлежит его супруге на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 16.11.2010, удостоверенного нотариусом Новошахтинского нотариального округа Ростовской области и зарегистрированного в реестре нотариуса за №..., свидетельство о государственной регистрации права серии 61-АЖ №... от 18.12.2010.

Жилой дом №... по <адрес> признан ветхим с 2007 года, небезопасен и в установленном законом порядке признан непригодным для постоянного проживания.

Он включен в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой ... ОАО «Ростовуголь», непригодным для проживания по критериям безопасности под ТЭО №.... Указанный дополнительный список утверждён 24.03.2016 протоколом АЯ-107пр.

Кроме того, в настоящее время в доме №... по <адрес> фактически осталось проживать две или три семьи (из двадцати квартир), все остальные жильцы переселены, получили социальные выплаты и съехали из ветхого жилья. Состояние дома не позволяет проживать в нем, так как дом имеет многочисленные трещины на стенах, в квартире очень холодные стены и пол, так как соседние квартиры не отапливаются, по этой причине на стенах и потолке появляется плесень. Из-за того, что в доме практически никто не проживает, а дом двухэтажный, в нём собираются асоциальные элементы, беспризорные животные, в подъездах постоянно стоит неприятный запах, окна в пустующих квартирах выбиты.

Он обращался в Администрацию г. Новошахтинска с просьбой о заключении договора о предоставлении социальной выплаты. Однако получил отрицательный ответ в связи с отсутствием денежных средств. В списки на финансирование на 2018 год они не включены. До настоящего времени конкретный срок расселения не установлен.

Считает, что Администрация г. Новошахтинска немотивированно и необоснованно уклоняется от заключения договора о предоставлении социальной выплаты.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования уточнил в части срока заключения договора – до 31.03.2019, в остальном поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что дом превратился в пристанище асоциальных граждан, которые заселяются в опустевшие квартиры, и доставляют своим поведением и образом жизни значительные неудобства. Практически все коммуникации к дому отключены. Просит удовлетворить уточненные исковые требования и учесть, что основная часть жильцов данного дома расселена.

В судебное заседание истец ФИО3 не явились, о дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Предоставила заявление, в котором также уточнила требования в части заключения договора о предоставлении социальной выплаты, который просила заключить до 31.03.2019, дело просила рассмотреть в ее отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО3 в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, пояснив, что истцы обратились в Администрацию города только один раз, им было разъяснено, что в 2018 году денежные средства израсходованы, в заключении договора отказано не было. Также пояснила, что претензий к пакету документов, представленному истцами, нет. Просит отказать в удовлетворении уточненных исковых требований.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (п. 8).

В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий в том числе и по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (п. 5 Правил).

Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (п. 8 Правил)

Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 12 Правил).

В соответствии с п. 13 Правил гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.

Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (далее - Рабочая комиссия).

Из материалов дела следует, что истцы включены в Список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в связи с ведением горных работ ш. ... АО «Ростовуголь» под №.... Данный список утвержден протоколом Минэнерго от 24.03.2016 № АЯ-107пр.

На обращение истца ФИО1 в Администрацию города по вопросу заключения с ним и его супругой договора о предоставлении социальной выплаты, в его адрес 02.04.2018 был направлен ответ о том, что денежные средства на 2018 год по этой статье расходов уже распределены, при наличии денежных средств, вопрос о включении его в список и заключении договора может быть рассмотрен.

Суд находит позицию ответчика ошибочной, нарушающей права истцов на переселения из непригодного для проживания жилого помещения по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2.6. Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403 (ред. от 03.11.2015, с изм. от 12.05.2017), ежегодно управление жилищной политики с целью установления объема денежных средств, подлежащих направлению гражданами по способам приобретения жилья (первичный рынок жилья, вторичный рынок, участие в долевом строительстве, исполнение решений суда, вступивших в законную силу), проводит анализ информационных карт, поступивших от граждан в Администрацию города, и в срок до 1 марта текущего года предоставляет Рабочей комиссии сведения об объемах средств, необходимых для переселения обратившихся граждан.

Согласно п. 1.5 Положения…, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.

Из материалов дела следует, что дом №... по <адрес> является 20-квартирным. Владельцы 12 квартир реализовали свое право на переселение, жильцы 7 квартир исключены из Списка.., не переселена одна квартира, в которой проживают истцы.

Изложенное выше, позволяет суду сделать вывод о том, что Администрация г. Новошахтинска, переселив большую часть жильцом дома №... по <адрес> умышленно, по неустановленным причинам, при наличии полного пакета документов, представленного истцами, уклонилась от заключения с ними договора о предоставлении соцвыплаты. Причины и обоснования проведения столь выборочного варианта переселения, ответчиком суду не представлены, в связи с чем суд полагает, что в настоящее время истцы вправе требовать направление данной выплаты как на приобретение жилья у застройщика, так и на приобретение его на вторичном рынке.

Доводы ответчика, о том, что истцам не отказывали в заключении договора, они всего один раз обратились в Администрацию г. Новошахтинска, суд отклоняет как несостоятельные, противоречащие положениям с п. 2.6. Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403 (ред. от 03.11.2015, с изм. от 12.05.2017), в соответствии с которым, как указано выше, при наличии полного пакета документов и граждан, включенных в Список.., на ответчике лежит обязанность по проведению анализа информационных карт и формированию предложений по количеству граждан, подлежащих переселению, и необходимых для этого объемах финансовых средств.

В связи с изложенным, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области заключить с ФИО1 и ФИО3, зарегистрированными и проживающими по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в срок до 31.03.2019.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение составлено в окончательной форме 27.06.2018.