11RS0001-01-2021-021238-60 Дело № 2-1723/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Катаржновой Ю.Д.,
с участием представителя истца Строганова Ю.А.,
представителя ответчика Ануфриевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
17 февраля 2022 года гражданское дело по иску Тимониной Валентины Анатольевны к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Тимонина В.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение в г. Сыктывкаре, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 26, 3 кв.м., указав, что является собственником жилого помещения по адресу: ... Многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в программу переселения из аварийного жилья, в связи с чем истец имеет право требовать предоставления жилого помещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены Тимонин Владимир Николаевич, Администрация Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленный иск, представитель ответчика полагала заявленные истцом требования подлежащими оставлению без удовлетворения, иные участники процесса в суд не явились, извещались судом о месте и времени рассмотрения дела. Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что заключением межведомственной комиссии от 25 июля 2016 года № 23 принято решение о признании непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу дом по адресу: ...
Распоряжением № 276 от 25 августа 2016 г. многоквартирный дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлено в срок до 30.10.2017 принять меры к отселению граждан.
Многоквартирный жилой дом ... включен в программу переселения из аварийного жилья согласно постановлению Правительства РК от 31.03.2019 N 160 "Об утверждении республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах".
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 20.05.2021 № 5/1445,принято решение об изъятии для муниципальных нужд МО ГО «Сыктывкар» путем выкупа земельного участка с кадастровым ..., находящегося в общей долевой собственности собственников жилых помещений, расположенных под многоквартирным домом по адресу: ... В связи с изъятием земельного участка постановлено изъять путем выкупа жилья помещения (квартиры) у собственников согласно приложению к настоящему постановлению.
В Приложении к указанному постановлению значится, в том числе, квартира ... площадью 26, 3 кв. м.
Тимонина Валентина Анатольевна, ... является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке -7.04.2014.
Письмом администрации МО ГО «Сыктывкар» от30.11.2021 Тмонина В.А. уведомлена о принятии решения о выкупе земельного участка и изъятии путем выкупа принадлежащей ему квартиры. К уведомлению приложен проект соглашения между собственником и администрацией МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении размера возмещения за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд, согласно которому истцу предложено получить взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу: ..., денежное возмещение согласно статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в размере 977723 руб. 00 коп. Размер возмещения за жилое помещение Тимониной В.А. определен администрацией МО ГО «Сыктывкар» на основании отчета об оценке ООО «ЗСКЦ» № 550/02.
От подписания соглашения истец отказался в связи с выбором иного способа возмещения.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в абз. 3 пп. "и" п. 20 Постановления N 14, в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
В силу положений части 1, пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ).
Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться как на выплату гражданам возмещения за изымаемые жилые помещения, выплату субсидии, так на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
Из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 N 160 утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах", В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включен многоквартирный жилой дом № ...
Разделом четвертным программы предусмотрено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта Республики Коми, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Объем финансирования на реализацию мероприятий Программы представлен в приложении N 4 к Программе.
Полученные за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться: 1) на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда; 2) приобретение муниципальными образованиями жилых помещений для предоставления собственникам по договорам мены взамен изымаемых, а также возмещение за изымаемое жилое помещение производятся в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Расходы на строительство жилых помещений осуществляются муниципальными образованиями в пределах планируемых объемов финансирования мероприятий Программы и в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией на строительство многоквартирных домов.
Распределение средств по источникам финансирования в разрезе этапов и муниципальных образований в Республике Коми является плановым и может уточняться по итогам заключенных муниципальных контрактов и соглашений о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение муниципальными образованиями в Республике Коми.
Муниципальные образования в Республике Коми вправе направлять на реализацию мероприятий Программы дополнительные средства из местных бюджетов. Минимальный уровень софинансирования по этапу Программы со стороны муниципального образования в Республике Коми установлен в размере 1%.
План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, по способам переселения определен в приложении N 2 к Программе.
Пунктом 9 раздела II предусмотрено что обоснование прогнозного объема средств на реализацию Программы осуществляется в зависимости от выбранных способов реализации Программы, планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр расселяемой площади жилых помещений, планируемого размера возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и дифференцировано по муниципальным образованиям Республики Коми.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 21.05.2019 N 5/1440 утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО ГО "Сыктывкар" на период 2019 - 2025 годы".
Программой предусмотрено расселение многоквартирных домов, в том числе, д. ...
Программой предусмотрено расселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными по состоянию на 1 января 2017 г. и подлежащими сносу или реконструкции, следующими способами: 1) предоставление других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации; 2) выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) предоставление лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, взамен изымаемых жилых помещений других благоустроенных жилых помещений путем заключения договоров мены в порядке, установленном частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в многоквартирных домах МО ГО "Сыктывкар", признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными, предоставляются жилые помещения, приобретенные в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), в соответствии со статьей 86, частью 3 статьи 88 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Стоимость одного квадратного метра предоставляемого жилого помещения определяется по результатам конкурентных процедур, проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Приобретаемые жилые помещения должны отвечать установленным санитарно-техническим требованиям, год ввода в эксплуатацию жилого дома, в котором расположены приобретаемые жилые помещения, не может быть ранее 1990 года.
Собственник жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, вправе принять решение об улучшении своих жилищных условий путем приобретения дополнительных квадратных метров.
В случае если площадь приобретаемого жилого помещения для граждан-собственников превышает площадь расселяемого жилого помещения и одновременно с этим размер возмещения за изымаемое жилое помещение меньше стоимости предоставляемого жилого помещения, оплата разницы стоимости площади указанных жилых помещений производится за счет средств собственника расселяемого жилого помещения.
Расчет объема средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы осуществляется в зависимости от выбранного способа переселения и определяется на основании планируемой стоимости одного квадратного метра строительства общей жилой площади многоквартирных домов.
Стоимость затрат на реализацию Программы рассчитана исходя из цены одного квадратного метра жилых помещений, умноженной на общее количество квадратных метров расселяемой площади жилых помещений, предусмотренных настоящей Программой в рамках долевого финансирования.
Таким образом, предусмотрено, что выплата собственником разницы стоимости площади жилых помещений за его счет производится только в случае если площадь приобретаемого жилого помещения для граждан-собственников превышает площадь расселяемого жилого помещения и одновременно с этим размер возмещения за изымаемое жилое помещение меньше стоимости предоставляемого жилого помещения.
Ни федеральным законодательством, ни вышеуказанными Республиканской и муниципальной адресной программой не установлено положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. Согласно указанному разделу источниками финансирования Программы являются средства республиканского бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда.
Включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным изымаемому, то есть соответствовать ему по общей площади, как то предусмотрено частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения которой в силу части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть применены к спорным правоотношениям по аналогии закона.
Как следует из материалов настоящего дела, истцом избрал способ обеспечения жилищных прав путем предоставления другого равнозначного по площади жилого помещения.
С учетом приведенных выше положений действующего законодательства, объема представленных доказательств, рассмотрев иск в пределах заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что Тимонина В.А. имеет право на предоставление ей равнозначного жилого помещения в собственность, взамен занимаемого.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» предоставить в собственность Тимониной Валентины Анатольевны благоустроенное жилое помещение в г. Сыктывкаре, общей площадью не менее 26, 3 кв. м. взамен жилого помещения по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца.
Судья О.С. Некрасова
Решение суда принято в окончательной форме 22 февраля 2022 года