№ 2-1055/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2014 года г. Новоульяновск
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Карасевой И.И.
при секретаре Харламовой Л.В.
с участием представителя истца ФИО1
ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства стратегического развития и инноваций ** к ФИО2 о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство стратегического развития и инноваций ** обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании денежных средств. В обоснование иска указало, что 18 июля 2011 года между Министерством экономики ** и индивидуальным предпринимателем ФИО2 был заключен договор о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства ** целевых бюджетных ассигнований в форме субсидии (гранта). По условиям указанного договора ответчику была предоставлена субсидия в размере 300000 руб. на финансирование проекта «Производство и ремонт мебели». Указанная сумма перечислена на банковский счёт ответчика на основании его заявки на оплату расходов от 25.07.2011 года. В соответствии с п.п. 3.2.1. и 3.2.3 договора, ФИО2 обязался до 30.06.2012 года использовать полученные бюджетные средства по целевому назначению в соответствии со сметой расходов; обеспечить в период с 01.08.2011 года по 01.08.2014 года выполнение предусмотренных Проектом мероприятий, осуществить финансирование Проекта за счет собственных средств в размере 211850 руб. По условиям договора (п.п. 5.2, 5.3) ответчик обязался представить отчет о расходовании бюджетных средств не позднее 05.10.2011 года; а так же предоставлять ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходовании бюджетных средств с подтверждающими документами о выполнении предусмотренных Проектом мероприятий. Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что в случаях нецелевого использования бюджетных средств, а так же непредставления отчетов в установленный срок, ФИО2 обязан возвратить полученные средства в бюджет области и уплатить неустойку в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ. Как установлено в результате проведенной в августе 2013 года проверки, ответчиком ФИО2 деятельность в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена в декабре 2011 года; по указанному в бизнес-плане адресу осуществления деятельности, хозяйственная деятельность фактически не ведется; по месту регистрации ответчик не обнаружен. Направленное ответчику требование о возврате денежных средств оставлено без исполнения. Просит взыскать с ответчика ФИО2 в пользу Министерства стратегического развития и инноваций ** средства в сумме 300000 руб., неустойку за период с 26.07.2011 года по 24.01.2014 года в размере 122537 руб. 50 коп.
В судебном заседании представитель истца - Министерства стратегического развития и инноваций ** ФИО1 поддержал заявленные требования и просил об их удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснил, что в соответствии с распоряжениями ** от 01.08.2012 года и от 24.12.2012 года, полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства в ** с 01 января 2013 года переданы от Министерства экономики ** Министерству стратегического развития и инноваций **. Ответчик ФИО2 не исполнил свои обязательства, предусмотренные договором от 18.07.2011 года, поэтому обязан возвратить в бюджет ** полученные на финансирование проекта средства в сумме 300000 руб., а так же уплатить предусмотренную договором неустойку. В добровольном порядке ответчиком средства в бюджет не возвращены. Просит иск удовлетворить.
В судебном заседании ответчик ФИО2 исковые требования не признал. Суду пояснил, что в период, когда он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, между ним и Министерством экономики ** был заключен договор от 18.07.2011 года о предоставлении ему субсидии в размере 300000 руб. на развитие предпринимательской деятельности. Указанные денежные средства были перечислены на его счет в банке, он их получил в полном объеме, однако на эти средства производственное оборудование не приобретал. Использовал денежные средства по своему усмотрению, оставив часть на свои личные нужды, а большую часть средств передал знакомой девушке по имени Елена, которая, по его мнению, и должна вернуть денежные средств в бюджет **.
Третье лицо – Министерство финансов ** о месте и времени рассмотрения дела извещено, его представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя истца ФИО1, ответчика ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В целях реализации финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ульяновской области, в соответствии с областной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы, Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2009 года № 120-П утвержден Порядок предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела.
В силу пункта 8.3 Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела, субъект малого предпринимательства обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта их нецелевого использования или ненадлежащего исполнения договора. В случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий, либо установления факта представления ложных или намеренно искаженных сведений Правительство Ульяновской области обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путем направления субъекту малого предпринимательства требования о необходимости возврата субсидии.(п.8.4)
В соответствии с распоряжениями Правительства Ульяновской области от №517-пр от 01.08.2012 года и № 888-пр от 24.12.2012 года, полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области с 01 января 2013 года переданы от Министерства экономики ** Министерству стратегического развития и инноваций **. (л.д.***)
Из материалов дела следует, что ответчик ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ** апреля 2011 года. (л.д.***) Между Министерством экономики ** и индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключен договор *** от 18.07.2011 года, в соответствии с которым ему предоставлены целевые бюджетные средства в форме субсидии в размере 300000 руб. на финансирование проекта « Производство и ремонт мебели» (далее Проект). (л.д.***) Указанная сумма перечислена на банковский счет ответчика в соответствии с заявкой на оплату расходов *** от 25.07.2011 года.(л.д.***)
Пунктом 3.2.1 договора №195 от 18.07.2011 года предусмотрено, что ФИО2 обязался в срок до 30.06.2012 года использовать полученные бюджетные средства по целевому назначению в соответствии со сметой расходов; неиспользованные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет **. Согласно п. 3.2.3 договора ответчик обязался обеспечить в срок с 01.08.2011 года по 01.08.2014 года выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществлять финансирование проекта за счет собственных средств в размере не менее 211850 рублей; в соответствии с п 3.2.4 договора обязался представлять Министерству отчетность, предусмотренную п. 5.2. п. 5.3 раздела 5 договора.
Согласно п. 5.2 указанного договора, индивидуальный предприниматель ФИО2 обязался не позднее 05 октября 2011 года представить отчет о расходовании бюджетных средств по установленной форме, а согласно п. 5.3- ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять отчет с подтверждающими документами о выполнении мероприятий, предусмотренных Проектом; отчет представляется до окончания реализации Проекта в соответствии с показателями бизнес-плана.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО2 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с ** декабря 2011 года, что подтверждается выданной 13.09.2013 года выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.***
Из материалов дела следует, что в нарушение условий договора и положений статей 309, 310 ГК РФ, предусматривающих, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, ответчиком ФИО2 не исполнялись обязательства, принятые на себя по договору от 18.07.2011 года. Несмотря на прекращение им в декабре 2011 года деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, полученные бюджетные средства в областной бюджет ** возвращены не были.
По результатам проведенной в августе 2013 года на основании распоряжения Министерства стратегического развития и инноваций ** от 15.08.2013 года *** выездной проверки деятельности ответчика и исполнения договорных обязательств, было установлено, что по адресу, указанному в бизнес-плане в качестве адреса осуществления деятельности хозяйственная деятельность фактически не осуществляется; по месту регистрации ответчик не проживает. (л.д.***)
Министерством стратегического развития и инноваций ** ** ответчику ФИО2 по указанному им месту своего жительства направлялось требование о возврате средств в сумме 300000 руб. в бюджет ** и уплате неустойки, которое ответчиком получено не было и отделением почтовой связи корреспонденция возвращена в адрес Министерства в связи с истечением срока ее хранения. (л.д. ***
Поскольку установлено, что ответчиком ФИО2, в нарушение условий договора комплекс предусмотренных Проектом мероприятий в установленный период не выполнялся, полученная сумма субсидии по целевому назначению не использовалась, в бюджет области денежные средства не возвращены, суд находит требования о взыскании с ответчика полученной субсидии в размере 300000 руб. подлежащими удовлетворению. По вышеизложенным основаниям приведенные ответчиком доводы являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Требования истца о взыскании договорной неустойки являются правомерными. Вместе с тем, заявленный размер неустойки в 122537,50 руб. является явно несоразмерным последствиям нарушения обязательств. С учетом этого, а так же принимая во внимание то, что ответчиком предпринимательская деятельность прекращена, суд, на основании ст. 333 ГК РФ, считает возможным снизить размер подлежащей взысканию неустойки до 30000 руб. В удовлетворении остальной части иска о взыскании неустойки следует отказать.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7425,37 руб. Суд, с учетом материального положения ответчика, считает возможным на основании ст. 333.20 Налогового кодекса РФ уменьшить размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины до 2000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства стратегического развития и инноваций ** к ФИО2 о взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства стратегического развития и инноваций ** целевые бюджетные средства в форме субсидии в размере 300000 руб. и неустойку в размере 30000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Министерства стратегического развития и инноваций ** о взыскании неустойки отказать.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд Ульяновской области.
Судья Карасева И.И.
Решение изготовлено: 31 марта 2014 года