Дело №
86RS0№-28
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
13 ноября 2020 года <адрес>
Мегионский городской суд <адрес> – Югры в составе судьи Парфененко О.А., с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес>ФИО6, представителя ответчика ФИО3, при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> (далее по тексту - Администрация) о возложении обязанностей, а именно: обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
1. на <адрес> (от сооружения № до сооружения № на участке от 0 км + 160 м до 1 км + 080 м), Южная (от сооружения № строение 2 до сооружения № на участке от 0 км + 250 м до 1 км + 300 м), Береговая (от сооружения № строение № до сооружения № строение № на участке от 0 км +350 м до 0 км + 700 м), ФИО5 (от сооружения № до сооружения № на участке от 0 км + 100 м до 0 км + 550 м), Пионерская (от сооружения № ул. ФИО5 до сооружения № ул. ФИО5 на участке от 0 км + 150 м до 0 км + 500 м), ФИО2 (ранее <адрес>) (от сооружения № строение № до сооружения № на участке от 0 км + 292 м до 1 км + 132 м), <адрес> - от сооружения №<адрес> до сооружения №<адрес> (от 0 км + 000 м до 0 км + 308 м) <адрес> установить стационарное электрическое освещение.
2. на участке дороги от сооружения № строение № до сооружения №<адрес> (ранее <адрес> (от 1 км + 053 м до 1 км + 065 м (справа), от 1 км +070 м до 1 км + 101 м (справа), от 1 км + 107 м до 1 км +132 м (справа) оборудовать тротуары.
3. на дворовых территориях по <адрес>), Ленина (<адрес>, 6/2), Заречная (<адрес>, 9/1), Советская (в районе <адрес> провести ремонт дорожного полотна, устранив образования в виде выбоин.
4. на <адрес> (в районе <адрес>, 1 км + 186 м), Западной (в районе <адрес>, строение 1, 0 км + 90м), Строителей (в районе <адрес>, 0 км + 132 м), Ленина (от 0 км + 25 м до 0 км + 300 м), Нефтяников (от 0 км + 650 м до 0 км + 800 м), на участке автомобильной дороги от 0 км + 30 м до 0 км + 200 м <адрес> - от сооружения № по <адрес> до сооружения №<адрес>, на участках внутриквартальных проездов возле <адрес>, возле <адрес>, возле <адрес>, возле <адрес> (ранее <адрес>) провести ремонт дорожного полотна, устранив выбоины и углубления по полосам наката (колея). Кроме того, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу восстановить систему автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на участке автомобильной дороги: <адрес> на 191 км + 940 м.
В обоснование требований указывает, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> требований законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе содержания и эксплуатации и ремонта автомобильных дорог, по результатам которой в адрес главы <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона, в котором предложено принять меры по ремонту автомобильных дорог, а также надлежащей эксплуатации системы фото-, видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения; из представленного в прокуратуру ответа следует, что нарушения закона не устранены, поскольку доведенный объем бюджетных ассигнований на ремонт тротуаров и ямочный ремонт автомобильных дорог в 2020 году муниципалитетом исчерпан; на территории города реализуется муниципальная программа "Развитие транспортной системы городского округа <адрес> на 2019-2025 годы", целью которой является развитие современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей повышение доступности и безопасности услуг транспортного комплекса для населения городского округа <адрес>, мероприятия, предусмотренные подпрограммами, предусматривают строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, а также и содержание и текущий ремонт, вместе с тем, дорожное полотно на дворовых территориях по <адрес>), Ленина (<адрес>, 6/2), Заречная (<адрес>, 9/1), Советская (в районе <адрес>) города не соответствует требованиям ФИО12 50597-2017 "Дороги автомобильные и улица. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в части образования выбоин. Кроме того, по результатам проведенного ОГИБДД ОМВД России по городу Мегиону установлено, что на некоторых улицах дорожное полотно также не соответствует ФИО12 505497-2017, в частности имеются деформация дорожного полотна с образованием углубления по полосам наката (колея), на участках автомобильной дороги установлены дефекты дорожного покрытия проезжей части в виде выбоин; отсутствует стационарное электрическое освещение; отсутствуют тротуары; все эти недостатки препятствуют безопасному передвижению по ним неопределенному кругу лиц в темное время суток, администрацией города не принимаются меры по обеспечению эксплуатации системы фото-, видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения; с ДД.ММ.ГГГГ в связи с дорожно-транспортным происшествием, произошедшем на 191 км + 940 м автомобильной дороги Сургут-Нижневартовск, в результате которого повреждена опора, система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на данном участке не функционирует, ремонтные и пусконаладочные работы по установке новой системы в настоящее время не проведены, бюджетные средства на эти цели не предусмотрены, таким образом, администрация <адрес>, не принимает надлежащих мер по устранению нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения (л.д. 1-9).
Письменных возражений на иск стороной ответчика не представлено.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес>ФИО6, исковые требования, в части первого пункта требований, поддержал в полном объеме и привел доводы, изложенные в исковом заявлении; по второму пункту требований пояснил, что доводы представителя ответчика в этой части несостоятельны, так как прокурором ставится вопрос не о возложении обязанностей, а о восстановлении системы, которая уже была установлена.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора <адрес> в части первого пункта просительной части иска не оспаривал; по требованиям в части восстановления системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения представил суду ответ Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства", из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ между МКУ "Капитальное строительство" и ООО "AngelsIT" на оказание услуг по информационно-техническому сопровождению программы для обработки результатов фиксации административных правонарушений в области дорожного движения специальными техническими средствами, имеющими функции фото-, киносъемки, видеозаписи, работающими в автоматическом режиме, пояснил, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный комплекс был передан в оперативное управление МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства"; ДД.ММ.ГГГГ решением Думы <адрес>№ был утвержден бюджет города, при этом финансирование мероприятия "Обеспечение функционирования и развития систем видеонаблюдения в сфере безопасности дорожного движения, информирования населения" не было учтено; кроме того, как следует из обращения врио начальника ОМВД РФ по городу Мегиону ФИО7 Афонченко от ДД.ММ.ГГГГ№ в настоящее время рассматривается вопрос о переносе системы автоматической фиксации нарушений ПДД, а именно четырех видеодатчиков с участка автомобильной дороги Сургут-Нижневартовск (191 км + 940 м) на пересечение улиц Заречная-Губкина в городе Мегионе, на основании изложенного просит в удовлетворении второго пункта исковых требований отказать.
Заслушав стороны и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
На территории города реализуется муниципальная программа "Развитие транспортной системы городского округа <адрес> на 2019-2025 годы", целью которой является развитие современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей повышение доступности и безопасности услуг транспортного комплекса для населения городского округа <адрес>, мероприятия, предусмотренные подпрограммами, предусматривают строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, а также и содержание и текущий ремонт.
Как установлено в судебном заседании, в июне 2020 года прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией города требований законодательства, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в адрес глав города внесено представление об устранении нарушений закона, а именно: установлены факты проведения ненадлежащей оценки технического состояния автомобильных дорог; факт непринятия администрацией города мер по техническому обслуживанию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (АвтоУраган-ВСМ), входящего в его состав 6 средств измерения с возможностью распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств; после произошедшего дорожно-транспортного происшествия, на 191 км + 940 м автомобильной дороги Сургут-Нижневартовск, в результате которого повреждена опора, система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на данном участке не функционирует, ремонтные и пусконаладочные работы по установке новой системы в настоящее время не проведены, бюджетные средства на эти цели не предусмотрены; в представлении предложено принять меры по ремонту автомобильных дорог, а также надлежащей эксплуатации системы фото-, видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения (л.д. 11-15).
Как следует из письменного ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ №ОД-1391, доведенный объем бюджетных ассигнований на ремонт тротуаров и ямочный ремонт автомобильных дорог в 2020 году муниципалитетом исчерпан, администрацией города принимаются меры по выделению дополнительных денежных средств на данные цели; по факту проведения ненадлежащей оценки технического состояния дорог, в 2020 году техническое обследование автомобильных дорог еще не проводилось, в связи с тем, что в 2019 году обследование было проведено ДД.ММ.ГГГГ, а в соответствии с приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" оценка технического состояния проводится не реже одного раза в год, что не противоречит действующему законодательству; по факту непринятия мер по техническому обслуживанию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (АвтоУраган-ВСМ), администрацией подготовлена техническая документация для возможности заключения муниципального контракта в соответствии с требованиями Федерального законодательства в сфере закупок (л.д.16-18).
Заместителем прокурора <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в связи с непринятием мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, в отношении администрации <адрес> принято решение о проведении проверки, в связи с чем у администрации истребованы сведения об обустройстве <адрес> тротуарами (пешеходными дорожками) и стационарным электрическим освещением, о наличии в бюджете средств на эти цели и размещении муниципального заказа (л.д.20).
Ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена информация исходя из которой следует, что <адрес> обустроена тротуаром на участке дороги от <адрес> до въезда на прилегающую территорию МУП "Тепловодоканал" протяженностью 250 м с правой стороны проезжей части, а также с левой стороны в сторону дороги Сургут-Нижневартовск протяженностью 120 м, уличное освещение отсутствует; муниципальной программой "Развитие транспортной системы на территории городского округа <адрес> на 2019-2025 годы" мероприятия по строительству тротуаров и уличного освещения на <адрес> в 2020 года не предусмотрены; муниципальный заказ на указанные цели не размещен (л.д.21).
Как следует из информации ОМВД России по городу Мегиону, на обслуживаемой территории функционирует аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (АвтоУраган-ВСМ), в который включены шесть видеодатчиков, выдано свидетельство о поверке, которая действительна до ДД.ММ.ГГГГ; после произошедшего ДТП ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ был произведен демонтаж опоры камер фото-, видеофиксации административных правонарушений; в настоящее время СВФВ не функционирует в связи с выходом из строя жесткого диска, расположенного на всепогодном компьютере, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <адрес> было направлено письмо о необходимости приобретения и замены вышедшего из строя жесткого диска; ДД.ММ.ГГГГ истек гарантийный срок технической поддержки системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения компанией "AngelsIT", в связи с чем также было направлено письмо в адрес главы города, ответа до настоящего времени не поступило; совместно с представителем МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" проведено обследование автомобильных дорог, дворовых территорий, составлены акты о выявленных недостатках (л.д.23-24). Данные акты приложены к материалам дела и исследованы в судебном заседании (л.д.25-31).
Между МКУ "Капитальное строительство" в лице его директора ФИО8 и ФИО9ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт №-УС на оказание услуг по информационно-техническому сопровождению программы для обработки результатов фиксации административных правонарушений в области дорожного движения специальными техническими средствами, имеющими функции фото-, киносъемки, видеозаписи, работающими в автоматическом режиме (л.д.60-67).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы города начальником ОМВД России по городу Мегиону было выдано представление о выявленных нарушениях и их устранении (л.д. 81-83), ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по городу ФИО10 ФИО13 также было направлено представление в адрес главы города (л.д.85-86); на что администрацией <адрес> дан ответ в соответствии с которым выполнение мероприятий будет рассмотрено к исполнению в 2020 году при формировании бюджета на 202-0 год и плановый период 2021-2022 годов, отметили, что, в рамках муниципального контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту сетей уличного освещения частично выполнены работы; дополнительно сообщили, что в 2020 году во исполнение мероприятий по техническому обслуживанию и текущему ремонту сетей уличного освещения планируется выполнение работ по дальнейшему устройству освещения (л.д.87)
Согласно п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Положениями ст. 12 Закона № 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из Устава <адрес> (с посл. изм. от ДД.ММ.ГГГГ№) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения (ст. 6 п.5 Устава) (л.д.91).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГN 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в силу требований п. 6 ст. 13 Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с п. 9 ст. 6 Закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В материалах дела имеется перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа <адрес> (л.д.37-42), представлены акты выявленных нарушений и фототаблицы, подтверждающие обоснованность требований прокурора <адрес> (л.д.44-54).
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения.
Доводы представителя ответчика в части отсутствия оснований для удовлетворения требований о восстановлении системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, суд находит несостоятельными по следующим основаниям: из представленного представителем ответчика ответа врио начальника ОМВД России по городу ФИО11 Афонченко следует, что должностным лицом ОМВД России по городу Мегиону доведено до сведения администрации о демонтаже опоры камер фото-, видеофиксации административных правонарушений на 191 км автодороги Сургут-Нижневартовск, в связи с ее повреждением; просили решить вопрос об установке четырех видеодатчиков на пересечение улиц Заречная-Губкина в городе Мегионе.
Таким образом, перед администрацией был поставлен на разрешение вопрос об установке датчиков на ином участке автомобильной развязки <адрес>, но никак не о переносе поврежденных, которые были установлены на 191 км. автодороги Сургут-Нижневартовск.
На основании изложенного, исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанностей - удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
1. на <адрес> (от сооружения № до сооружения № на участке от 0 км + 160 м до 1 км + 080 м), Южная (от сооружения № строение 2 до сооружения № на участке от 0 км + 250 м до 1 км + 300 м), Береговая (от сооружения № строение № до сооружения № строение № на участке от 0 км +350 м до 0 км + 700 м), ФИО5 (от сооружения № до сооружения № на участке от 0 км + 100 м до 0 км + 550 м), Пионерская (от сооружения № ул. ФИО5 до сооружения № ул. ФИО5 на участке от 0 км + 150 м до 0 км + 500 м), ФИО2 (ранее <адрес>) (от сооружения № строение № до сооружения № на участке от 0 км + 292 м до 1 км + 132 м), <адрес> - от сооружения №<адрес> до сооружения №<адрес> (от 0 км + 000 м до 0 км + 308 м) <адрес> установить стационарное электрическое освещение.
2. на участке дороги от сооружения № строение № до сооружения №<адрес> (ранее <адрес> (от 1 км + 053 м до 1 км + 065 м (справа), от 1 км +070 м до 1 км + 101 м (справа), от 1 км + 107 м до 1 км +132 м (справа) оборудовать тротуары.
3. на дворовых территориях по <адрес>), Ленина (<адрес>, 6/2), Заречная (<адрес>, 9/1), Советская (в районе <адрес> провести ремонт дорожного полотна, устранив образования в виде выбоин.
4. на <адрес> (в районе <адрес>, 1 км + 186 м), Западной (в районе <адрес>, строение 1, 0 км + 90м), Строителей (в районе <адрес>, 0 км + 132 м), Ленина (от 0 км + 25 м до 0 км + 300 м), Нефтяников (от 0 км + 650 м до 0 км + 800 м), на участке автомобильной дороги от 0 км + 30 м до 0 км + 200 м <адрес> - от сооружения № по <адрес> до сооружения №<адрес>, на участках внутриквартальных проездов возле <адрес>, возле <адрес>, возле <адрес>, возле <адрес> (ранее <адрес>) провести ремонт дорожного полотна, устранив выбоины и углубления по полосам наката (колея).
В течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу восстановить систему автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на участке автомобильной дороги: <адрес> на 191 км + 940 м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда <адрес> – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Мегионский городской суд <адрес> – Югры.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) О.А. Парфененко
Копия верна:
Подлинный документ находится в гражданском деле № Мегионского городского суда <адрес>-Югры.
Решение в законную силу не вступило. 18.11.2020
Судья О.А. Парфененко
Секретарь судебного заседания ФИО4