2-1055/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2017 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Кичигиной О.И., с участием:
прокурора Пистер М.А.,
представителя ФГУП «Росморпорт» - ФИО1,
представителя ЗАО «Верхне-Прегольский порт» - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора к ЗАО «Верхне-Прегольский порт» об обязании освободить подход к причалу ГСЗ от барж, третьи лица: Северо-Западное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФГУП «Росморпорт»,
Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд
У С Т А Н О В И Л:
Калининградский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ЗАО «Верхне-Прегольский порт» об обязании освободить подход к причалу ГСЗ с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, с пикета №№ № по №, от барж № указывая, что прокурором, с привлечением специалистов Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ФГУП «Росморпорт», была проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении плавания судов и безопасности судоходства, в ходе которой было выявлено, что в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт» находится вышеуказанный причал ГСЗ, который на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ передан во временное владение ЗАО «Верхне-Прегольский порт».
В нарушение Правил плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 года № 129, к вышеуказанному причалу ГСЗ, с пикета № по № ошвартованы баржи № которые оставлены безнадзорно, могут изменить свое местоположение, создать угрозу другим судам, помешать им, а кроме того, препятствуют использованию внутреннего водного пути и причала ГСЗ.
В судебном заседании прокурор Пистер М.А. иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что ответчик является не только владельцем причала, но и собственником указанных в иске барж. При проведении первоначальной и повторной проверок было установлено, что баржи размещены таким образом, что это препятствует нормальному подходу к причалу.
Представитель ФГУП «Росморпорт» ФИО1 иск поддержала, указав на то, что фактически, размещение ответчиком барж представляет собой свалку из барж, которая препятствует проходу по реке Преголя между причалом-стенкой ГСЗ и участком суши; на баржах отсутствует несение постоянной вахты, отсутствуют документы освидетельствования речным регистром; баржи имеют повреждения, швартовые концы, которыми ошвартованы баржи, находятся в непригодном состоянии, велика вероятность отрыва барж.
Представитель Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ЗАО «Верхне-Прегольский порт» ФИО2, иск не признал, указав на то, что оснований для предъявления прокурором настоящего иска в интересах неопределенного круга лиц не имеется, поскольку иск заявлен в интересах ФГУП «Росморпорт», желающего расторгнуть с ответчиком договор аренды. Также полагал, что указанные в иске плавсредства не располагаются на внутренних водных путях, а поставлены на отстой в бухте (затоне), который не является водным путем, и, соответственно, к данным плавсредствам не применимы правила судоходства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Выпиской из Государственного судового реестра от 21.07.2016 года № подтверждено, что судовладельцем барж № с идентификационным номером №, с идентификационным номером № с идентификационным номером №, с идентификационным номером №, является ЗАО «Верхне-Прегольский порт».
Договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ЗАО «Верхне-Прегольский порт» владеет на праве аренды причалом ГСЗ с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>
Из представленных суду актов осмотра с приложением фотоснимков, схем, следует, что на акватории реки Преголя перед причалом-стенкой ГСЗ расположен небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой; между причалом ГСЗ и данным участком суши размещены баржи №, с идентификационным номером №, с идентификационным номером №, №, с идентификационным номером №, с идентификационным номером №, которые препятствуют проходу по реке между причалом-стенкой ГСЗ и указанным участком суши. При этом баржи №, №, № соединены между собой и располагаются непрерывно от причала-стенки до участка суши, и полностью перекрывают проход между причалом-стенкой и участком суши, а баржа №, располагается от причала стенки и практически до указанного участка суши, оставляя между баржей и участком суши небольшой проход, явно недостаточный для прохода судов.
Таким образом, из представленных суду материалов очевидно, что размещенные баржи делают невозможным подход к причалу-стенке ГСЗ.
В соответствии со статьей 3 КВВТ РФ под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта.
Причал – это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов (ст.3 КВВТ РФ).
Речной порт – это комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.
Пунктом 11 статьи 10 КВВТ РФ запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.
Согласно пункту 240 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129 (далее – Правила), суда и плоты должны быть поставлены на якорь или пришвартованы таким образом, чтобы они не могли изменить своего положения, создать угрозу для других судов или помешать им, с учетом, в частности, ветра, изменения уровня воды, а также волнения.
Пунктом 241 Правил установлено, что суда не должны становиться на стоянку:
- на участках, запрещенных БОГУ на ВВТ и ГРСИ бассейна;
- на участках, обозначенных информационными запрещающими знаками;
- в зоне мостов, высоковольтных линий электропередач, гидросооружений и подводных переходов трубопроводов;
- в узкостях, крутых коленах и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением;
- на входах в притоки и выходах из них;
- на подходах к пассажирским и грузовым причалам, остановочным пунктам, переправам и вблизи навигационных знаков.
В силу пункта 260 Правил, пользователи причалов должны обеспечивать:
- необходимые габариты акваторий и подходы к причалам и рейдам, на рейдах и у причалов, проведение траления на них;
- достаточное количество швартовных устройств (тумбы, рымы и т.д.) и отбойных приспособлений на причалах, рейдовых причальных устройств, а также сигнальных знаков, указывающих границы рейда;
- надежную швартовку плавучих причалов и дебаркадеров с безопасными сходнями для соединения их с берегом.
Как следует из материалов дела, баржи №, №, №, № размещены таким образом, что делают невозможным подход к причалу ГСЗ и, соответственно отход от этого причала, что нарушает вышеприведенные нормы КВВТ РФ и Правил, поскольку затрудняет использование водного пути и портовой инфраструктуры, и ответчика, как судовладельца указанных плавсредств, и как пользователя причала (п. 260 Правил), надлежит обязать освободить подход к причалу, обеспечив необходимые габариты акватории.
Указанный прокурором в иске срок для выполнения требуемых действий является достаточным и разумным.
Суд отвергает ссылки представителя ответчика на то, что данные суда были правомерно поставлены на отстой в затоне (бухте), поскольку, как следует из материалов дела, суда поставлены на отстой на подходе к причалу и создают препятствия для подхода.
Суд также отвергает ссылку представителя ответчика на то, что иск заявлен не в интересах неопределенного круга лиц, поскольку заявленное прокурором требование вытекает из необходимости обеспечения беспрепятственного подхода к причалу и обеспечения безопасности других судов, которые могут быть повреждены в результате ненадлежащего расположения и крепления барж. Круг, лиц, чьи интересы затрагиваются оспариваемыми действиями ответчика, является неопределенным.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика по делу подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 300 руб.
Р Е Ш И Л :
Иск Калининградского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ЗАО «Верхне-Прегольский порт» освободить подход к причалу ГСЗ с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, с пикета №№ № по №, от барж №, с идентификационным номером №, с идентификационным номером №, №, с идентификационным номером №, №, с идентификационным номером №, разместив указанные транспортные средства таким образом, чтобы они не препятствовали свободному подходу судов к вышеуказанному причалу.
Установить ЗАО «Верхне-Прегольский порт» срок для совершения указанных действий – в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Взыскать с ЗАО «Верхне-Прегольский порт» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 2 мая 2017 года.
Судья А.В. Таранов