ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1055/2017 от 24.04.2017 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

2-1055/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 апреля 2017 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Кичигиной О.И., с участием:

прокурора Пистер М.А.,

представителя ФГУП «Росморпорт» - ФИО1,

представителя ЗАО «Верхне-Прегольский порт» - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора к ЗАО «Верхне-Прегольский порт» об обязании освободить подход к причалу ГСЗ от барж, третьи лица: Северо-Западное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФГУП «Росморпорт»,

Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд

У С Т А Н О В И Л:

Калининградский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ЗАО «Верхне-Прегольский порт» об обязании освободить подход к причалу ГСЗ с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, с пикета №№ по , от барж указывая, что прокурором, с привлечением специалистов Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ФГУП «Росморпорт», была проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении плавания судов и безопасности судоходства, в ходе которой было выявлено, что в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт» находится вышеуказанный причал ГСЗ, который на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ передан во временное владение ЗАО «Верхне-Прегольский порт».

В нарушение Правил плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 года № 129, к вышеуказанному причалу ГСЗ, с пикета по ошвартованы баржи которые оставлены безнадзорно, могут изменить свое местоположение, создать угрозу другим судам, помешать им, а кроме того, препятствуют использованию внутреннего водного пути и причала ГСЗ.

В судебном заседании прокурор Пистер М.А. иск поддержала по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что ответчик является не только владельцем причала, но и собственником указанных в иске барж. При проведении первоначальной и повторной проверок было установлено, что баржи размещены таким образом, что это препятствует нормальному подходу к причалу.

Представитель ФГУП «Росморпорт» ФИО1 иск поддержала, указав на то, что фактически, размещение ответчиком барж представляет собой свалку из барж, которая препятствует проходу по реке Преголя между причалом-стенкой ГСЗ и участком суши; на баржах отсутствует несение постоянной вахты, отсутствуют документы освидетельствования речным регистром; баржи имеют повреждения, швартовые концы, которыми ошвартованы баржи, находятся в непригодном состоянии, велика вероятность отрыва барж.

Представитель Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ЗАО «Верхне-Прегольский порт» ФИО2, иск не признал, указав на то, что оснований для предъявления прокурором настоящего иска в интересах неопределенного круга лиц не имеется, поскольку иск заявлен в интересах ФГУП «Росморпорт», желающего расторгнуть с ответчиком договор аренды. Также полагал, что указанные в иске плавсредства не располагаются на внутренних водных путях, а поставлены на отстой в бухте (затоне), который не является водным путем, и, соответственно, к данным плавсредствам не применимы правила судоходства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Выпиской из Государственного судового реестра от 21.07.2016 года подтверждено, что судовладельцем барж с идентификационным номером , с идентификационным номером с идентификационным номером , с идентификационным номером , является ЗАО «Верхне-Прегольский порт».

Договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ЗАО «Верхне-Прегольский порт» владеет на праве аренды причалом ГСЗ с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

Из представленных суду актов осмотра с приложением фотоснимков, схем, следует, что на акватории реки Преголя перед причалом-стенкой ГСЗ расположен небольшой участок суши, окруженный со всех сторон водой; между причалом ГСЗ и данным участком суши размещены баржи , с идентификационным номером , с идентификационным номером , , с идентификационным номером , с идентификационным номером , которые препятствуют проходу по реке между причалом-стенкой ГСЗ и указанным участком суши. При этом баржи , , соединены между собой и располагаются непрерывно от причала-стенки до участка суши, и полностью перекрывают проход между причалом-стенкой и участком суши, а баржа , располагается от причала стенки и практически до указанного участка суши, оставляя между баржей и участком суши небольшой проход, явно недостаточный для прохода судов.

Таким образом, из представленных суду материалов очевидно, что размещенные баржи делают невозможным подход к причалу-стенке ГСЗ.

В соответствии со статьей 3 КВВТ РФ под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта.

Причал – это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов (ст.3 КВВТ РФ).

Речной порт – это комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.

Пунктом 11 статьи 10 КВВТ РФ запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.

Согласно пункту 240 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129 (далее – Правила), суда и плоты должны быть поставлены на якорь или пришвартованы таким образом, чтобы они не могли изменить своего положения, создать угрозу для других судов или помешать им, с учетом, в частности, ветра, изменения уровня воды, а также волнения.

Пунктом 241 Правил установлено, что суда не должны становиться на стоянку:

- на участках, запрещенных БОГУ на ВВТ и ГРСИ бассейна;

- на участках, обозначенных информационными запрещающими знаками;

- в зоне мостов, высоковольтных линий электропередач, гидросооружений и подводных переходов трубопроводов;

- в узкостях, крутых коленах и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением;

- на входах в притоки и выходах из них;

- на подходах к пассажирским и грузовым причалам, остановочным пунктам, переправам и вблизи навигационных знаков.

В силу пункта 260 Правил, пользователи причалов должны обеспечивать:

- необходимые габариты акваторий и подходы к причалам и рейдам, на рейдах и у причалов, проведение траления на них;

- достаточное количество швартовных устройств (тумбы, рымы и т.д.) и отбойных приспособлений на причалах, рейдовых причальных устройств, а также сигнальных знаков, указывающих границы рейда;

- надежную швартовку плавучих причалов и дебаркадеров с безопасными сходнями для соединения их с берегом.

Как следует из материалов дела, баржи , , , размещены таким образом, что делают невозможным подход к причалу ГСЗ и, соответственно отход от этого причала, что нарушает вышеприведенные нормы КВВТ РФ и Правил, поскольку затрудняет использование водного пути и портовой инфраструктуры, и ответчика, как судовладельца указанных плавсредств, и как пользователя причала (п. 260 Правил), надлежит обязать освободить подход к причалу, обеспечив необходимые габариты акватории.

Указанный прокурором в иске срок для выполнения требуемых действий является достаточным и разумным.

Суд отвергает ссылки представителя ответчика на то, что данные суда были правомерно поставлены на отстой в затоне (бухте), поскольку, как следует из материалов дела, суда поставлены на отстой на подходе к причалу и создают препятствия для подхода.

Суд также отвергает ссылку представителя ответчика на то, что иск заявлен не в интересах неопределенного круга лиц, поскольку заявленное прокурором требование вытекает из необходимости обеспечения беспрепятственного подхода к причалу и обеспечения безопасности других судов, которые могут быть повреждены в результате ненадлежащего расположения и крепления барж. Круг, лиц, чьи интересы затрагиваются оспариваемыми действиями ответчика, является неопределенным.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика по делу подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 300 руб.

Р Е Ш И Л :

Иск Калининградского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать ЗАО «Верхне-Прегольский порт» освободить подход к причалу ГСЗ с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, с пикета №№ по , от барж , с идентификационным номером , с идентификационным номером , , с идентификационным номером , , с идентификационным номером , разместив указанные транспортные средства таким образом, чтобы они не препятствовали свободному подходу судов к вышеуказанному причалу.

Установить ЗАО «Верхне-Прегольский порт» срок для совершения указанных действий – в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Взыскать с ЗАО «Верхне-Прегольский порт» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 2 мая 2017 года.

Судья А.В. Таранов