ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1055/2021 от 09.09.2021 Балтачевского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №2-1055/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2021 года с. Бураево

Балтачевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Маркеловой И.А.

при секретаре Ахмеровой С.Д.,

с участием прокурора Галлямова Р.Р.,

представителя ответчика администрации муниципального района Бураевский район РБ ФИО1, про доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бураевского района РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Бураевский район РБ об обязании устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бураевского района РБ обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что проведенной проверкой установлено, что постановлением главы администрации муниципального района Бураевский район ДД.ММ.ГГГГ утвержден план мероприятий («Дорожная карта») по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории муниципального района Бураевский район, в котором перечислено 87 мест несанкционированного складирования твердых бытовых отходов, которые подлежали ликвидации до ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Бураевского района 86 несанкционированных свалок не ликвидированы.

Прокуратурой района в целях устранения выявленных нарушений главе администрации ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено, принято постановление главы администрации МР Бураевский район от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана мероприятий («Дорожная карта») по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан» установлен срок ликвидации 13 несанкционированных свалок до ДД.ММ.ГГГГ.

В истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ года во исполнение п. 14 плана работы прокуратуры Бураевского района на ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории района.

Администрацией района соглашение с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не заключено.

Постановлением главы администрации МР Бураевский район от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана мероприятий («Дорожная карта») по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан» установлен срок ликвидации 13 несанкционированных свалок до ДД.ММ.ГГГГ:

- свалка ТКО адрес, кадастровый ):

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, в 100 метрах севернее кладбища, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес);

- свалка ТКО адрес);

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый ).

Согласно информации администрации МР Бураевский район от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ году ликвидированы 2 несанкционированные свалки в адрес.

Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации МР Бураевский район внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, принято решение об утверждении новой дорожной карты по ликвидации свалок до конца 2024 года.

Кроме того, в своем ответе на представление Администрация МР Бураевский район ссылается на то, что ответственным за исполнение дорожной карты являлся заместитель главы ФИО4, который в настоящее время трудовую деятельность не осуществляет.

Таким образом, Администрация МР Бураевского района уклоняется от выполнения мероприятий по утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района Бураевский район ограничиваясь принятием новых дорожных карт и отсрачиванием исполнения своих обязанностей.

Просит обязать администрацию муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан ликвидировать до ДД.ММ.ГГГГ несанкционированные свалки:

- свалка ТКО адрес, кадастровый ):

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, в 100 метрах севернее кладбища, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес);

- свалка ТКО адрес);

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый ).

В срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по восстановлению земель, на которых располагались вышеуказанные свалки.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования признала, просила предоставить срок для ликвидации несанкционированных свалок до ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части удовлетворению исковых требований не возражала.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п. 18 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила), собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного суда РФ от 13.10.2015 № 26-П, от 26.04.2016 № 13-П, полномочия по организации деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами должно, по общему правилу, закрепляться за муниципальными образованиями, по крайней мере, за муниципальными районами и городскими округами. На органы местного самоуправления могут возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования свои обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ред. от 27.12.2019) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 (ред. от 27.12.2019) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на территории муниципального района Бураевский район РБ имеются несанкционированные свалки:

- свалка ТКО адрес, кадастровый ):

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, в 100 метрах севернее кладбища, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес);

- свалка ТКО адрес);

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый ).

Постановлениями Главы администрации муниципального района Бураевский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Планы мероприятий «Дорожная карта» по ликвидации несанкционированных свалок, сроки исполнения неоднократно продлевались.

Сведений о том, что ответчиком заключено соглашение с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не имеется и суду не представлено.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Стороной ответчика не представлено доказательств того, что указанные нарушения в сфере обращения с отходами производства и потребления устранены.

Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 (ред. от 27.12.2019) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что несоблюдение администрацией муниципального района Бураевский район РБ указанных требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц - жителей населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района Бураевский район, на благоприятную окружающую среду и создает угрозу причинения вреда окружающей среде и иных неблагоприятных последствий.

При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан ликвидировать в срок до ДД.ММ.ГГГГ несанкционированные свалки:

- свалка ТКО адрес, кадастровый ):

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, в 100 метрах севернее кладбища, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес);

- свалка ТКО адрес);

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый );

- свалка ТКО адрес, кадастровый ).

Обязать администрацию муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по восстановлению земель, на которых располагались вышеуказанные свалки.

Разъяснить ответчику, что в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель может применить в отношении должностного лица меры, предусмотренные федеральным законом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Балтачевский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 09.09.2021 г.

Судья И.А. Маркелова

Решение13.09.2021